... извращения (347)

Aug 11, 2021 11:30


боковик из 11 выпуска “Great War Aviation Centennial Series”


    Rumpler D.I с гражданской регистрацией D-288, принадлежавший аугсбургской авиастроительной фирме «Байру» [т.е. Bayerische Rumpler Werke] и переданный в пользование начальнику Мюнхенской станции авиапочты оберлейтенанту Временного Рейхсвера Роберту Грайму с целью участия в показательных выступлениях, которые он проводил совместно с немецким асом №2 Эрнстом Удетом.
    Дата передачи машины точно не известна, но, рассуждая логически, это произошло одновременно с передачей такого же истребителя Удету, т.е. весной 1919. А использовался он вплоть до завершения выступлений осенью того же года.
    Среди прочих эпизодов точно известно участие обоих «Румплеров» в “Rumpler Flugtag” в Аугсбурге 25 сентября: тогда оба аса сначала продемонстрировали индивидуальный пилотаж, а потом провели «воздушный бой» друг с другом.
    В тот же день на красном удетовском D.I разбился другой лётчик, а вот серебристо-полосатая машина Грайма благополучно пережила все выступления и после вступления в силу запрета на полёты была возвращена лётчиком владельцу, а позже (не ранее мая 1920) была перерегистрирована в D-109.

[__био__]

Роберт Грайм, баварец 1892 г.р.

Закончил кадетское училище и 14.7.11 поступил фенрихом в Eisenbahn-Batallion Баварской армии [Железнодорожный батальон, единственный такой у баварцев], но в ноябре 1912 перевёлся в баварскую полевую артиллерию и получил назначение в 8.Feldartillerie-Regiment Prinz Henrich von Preussen [8-й принца Генриха Прусского полк полевой артиллерии], в составе которого принял участие в боях Первой Мировой, будучи сначала командиром батареи, а потом (с марта 1915) адъютантом батальона.
        10.8.15 прикомандирован к авиации и по разным данным то ли без какой-либо специальной подготовки сразу начал участвовать в боевых вылетах, то ли всё же прошёл курс обучения в Beobachterschule I, а потом уже получил строевое назначение.

Звания (1): 1911 - фенрих; 25.10.13 - лейтенант со старшинством от 29.10.12; 17.1.17 - оберлейтенант; 25.2.21 - гауптман в отставке со старшинством от 31.3.20.

Части и кампании (1): в его послужном списке датой перевода в FFA 3b значится 4.11.15, но там он появился заведомо раньше и в начале октября уже участвовал в боевых вылетах. Возможны три варианта: 1) начало службы в части было неофициальным и перевод оформили постфактум; 2) простая описка писаря, и там должен быть 10-й месяц; 3) ошибка писаря, указавшего не дату перевода, а что-то другое, например, дату выписки квалификационного знака.
        В общем, с октября (или сентября) Грайм служил наблюдателем в 3-м баварском авиаотряде, летал на самолётах-разведчиках разных типов и одержал 1 воздушную победу. 2.6.16 его перевели в прусский AFA 204, а в октябре отозвали в тыл для прохождения лётной подготовки.

24.10.16 стал курсантом-лётчиком в FEA 1b. Обучение и, вероятно, отпуск заняли 4 месяца.

Части и кампании (2): 22.2.17 в новом качестве вернулся в бывший FFA 3b, который в ходе зимней реорганизации немецкой разведывательно-бомбардировочной авиации сменил название на FA 46b. Летал сначала на LVG C.II, позже на Albatros C.VII, побед не имел.
        5.4.17 переведён в Jasta 34b и 19.6.17 поставлен ВРИО её командира [не за качества воздушного бойца, а просто как старший по званию], вполне справлялся и был официально утверждён в этой должности 13.7.17. Параллельно с 21.3.18 как старший из штаффель-фюреров командовал Gruja 10 (28.4.18 переименована в Gruja Greim). Летал на Albatros D.III, Albatros D.V, Fokker Dr.I, Fokker D.VII и одержал 14 побед (1 в бытность рядовым пилотом, 6 комэском и 7 командиром группы).
        2.7.18 разбился в аварии и до 31 июля лежал в госпитале. После возвращения в часть действовал уже только как комэск и до конца войны добавил на счёт ещё 13 побед.

Победы: 1-я вообще - 10.10.15; 1-я в качестве пилота (не засчитанная, т.к. дело было вне поля зрения наземных наблюдателей и свидетелей не оказалось) - 24.5.17; 1-я подтверждённая на истребителях - 25.5.17; 5-я подтверждённая (вообще, а не на истребителях) - 16.8.17; 10-я - 24.3.18; 15-я - 18.6.18; 20-я - 21.8.18; 28-я и последняя - 25.10.18.

Награды за Первую Мировую (в порядке вручения):
    - Eisernes Kreuz (1914) II.Klasse - 26.11.14; [за службу в артиллерии]
    - Königlich Bayerische Militär-Verdienstorden IV.Klasse mit Schwertern - май 1915; [тоже]
    - Eisernes Kreuz (1914) I.Klasse - 10.10.15; [за первую победу]
    - Bayerische Abzeichen für Flugzeugbeobachter - конец 1915; [квалификационный знак наблюдателя]
    - Bayerische Abzeichen für Militärflugzeugführer - 25.4.17; [квалификационный знак пилота]
    - Königlich Bayerische Militär-Verdienstorden IV.Klasse mit Krone und Schwertern -18.5.17; [кресты с короной и без были двумя раздельными наградами, а не модификацией одной и той же]
    - Ehrenbecher für den Sieger im Luftkampf - вероятно, в середине 1917; [почётный кубок за победу в воздушном бою; прямых указаний нет, но, рассуждая логически, он тоже должен был его получить]
    - Ritterkreuz des Königlich Preußischen Hausordens von Hohenzollern mit Schwertern - 29.4.18;
    - Pour le Mérite - 8.10.18;
    - Verwundetenabzeichen in Schwarz - где-то осенью 1918 или весной 1919; [знак за ранение]
    - Königlich Bayerische Militär-Max-Joseph-Orden - 23.11.20 с формальной датой награждения 23.10.18;
    - Ehrenkreuz des Weltkrieges 1914-1918 mit Schwertern - учрежден 17.7.34.

22.11.18 [или на месяц позже ?] 34-я истребительная была расформирована, а её командир формально вернулся в 8-й фельд-артиллерийский полк, но фактически остался в авиации.
        С 30.12.18 по 14.10.19 был начальником Luftpoststation München, укомплектованной бывшим ВВС’овским персоналом и оснащённой «демилитаризованными» разведчиками, и за время почтовой службы неоднократно отметился показательными выступлениями, летая на разоружённых истребителях минувшей войны в паре с ещё одним знаменитым асом Эрнстом Удетом.
        В октябре-ноябре 1919 вступал в силу полный запрет на авиацию в Германии, и все оставшиеся военные, полицейские и почтовые авиачасти расформировали, а наш герой тогда вернулся в свой старый полк, но при случае привлекался и к различным авиационным делам.
        Например, в разгар Капповского путча, 14[15?].3.20 он на каком-то реквизированном Рехсвером самолёте по приказу баварских военных властей перелетел из Мюнхена в Берлин с двумя пассажирами - лидерами и идеологами одной из местных партий, одного из которых звали Адольфом Гитлером. Перелететь-то он перелетел, но на последнем этапе «блуданул» и приземлился не на том аэродроме. Этот контролировали не части Рейхсвера, а бастующие рабочие, и они задержали и «летунов», и их аппарат.

В отличии от Пруссии, где наградную систему «заклинило» в момент отречения кайзера, Бавария даже в республиканские времена продолжала вручение королевских наград, в т.ч. и высших военных орденов, проводя правда эти награждения задним числом [по крайней мере, для орденов это было именно так, а насчёт крестов и медалей я не проверял].
        До рассмотрения подвигов Грайма дело дошло осенью 1920, причём вполне возможно, что с его собственной подачи - испрашивание ордена для себя вполне соответствовали баварским военным традициям.
        В ноябре 1920 баварские военные власти удостоили аса орденом Макса-Йозефа, на бумаге отнеся это награждение на октябрь 1918. Строго говоря, Грайму этот орден не полагался, потому что у него на счету не было 30 побед, требуемых лётчикам-истребителям по королевском указу от 6.4.18, но это обошли, учтя две незасчитанные заявки и один проштурмованный танк.
        Все кавалеры данной награды автоматически возводились в рыцарское достоинство, но из-за отмены всех титулов при переходе от монархической системы правления к республиканской это вылилось только в смену фамилии с просто «Грайм» на «Риттер-фон-Грайм».

Несколько раньше в том же году Грайм уволился из армии и поступил в Мюнхенский университет. 22.7.22 он сдал экзамен и получил адвокатскую лицензию, после чего устроился на работу в один из мюнхенских банков. Профессия гарантировала не только хлеб с маслом, но и пиво с баварскими колбасками, однако сама по себе она была совсем не тем, о чём мог бы мечтать бывший военный лётчик, поэтому в августе 1924 он с готовностью ухватился за предложение помочь с построением ВВС, сделанное China International Corporation от имени и по поручению гоминдановского правительства провинции Кантон [независимой и даже враждебной центральному правительству Китая], и даже семью с собой прихватил.
        Всего китайцы тогда смогли нанять четырёх немецких лётчиков, в том числе двух асов: фон Грайма, которого назначили старшим советником, и Роберта Хайберта [Robert Heibert, 13 побед].
        Отправившись в путешествие на пароходе “Trier” компании Norddeutscher Lloyd, немцы в сентябре сошли на берег Поднебесной и вскоре включились в работу, поучаствовав в организации провинциальной военной авиашколы, начавшей работу в декабре 1924. Для неё фон Грайм пытался закупить немецкие Junkers T26, но сделка сорвалась, и обучение пришлось начать на американских Curtiss Jenny времён мировой войны, которые в 1926 году были дополнены советскими У-1 [копия Avro 504K, если вдруг кто забыл].
        Из четырёх немецких инструкторов один уехал на родину ещё в конце 1924, но остальные проработали в полном составе как минимум до октября 1925, а позже тоже засобирались домой. Последний вернулся в Германию где-то в районе октября 1926, но кто именно это был, и когда вернулся вон Грайм, мне не известно.

Также у меня нет информации о том, чем он занимался в течении как минимум года после возвращения.

Следующее, что известно - это назначение 1.10.27 руководителем вюрцбургского филиала фирмы Deutsche Luftfahrt G.m.b.H. - одной из коммерческих «крыш» нелегальной военной авиации Германии.
        Эту должность он занимал до ноября 1933. Возможно, с перерывом где-то в районе 1929, или же совмещением этой работы с соучастием в руководстве Bayerischen Sportflug G.m.b.H. там же в Вюрцбурге.

Звания (2): 1.4.34 - майор Люфтваффе со старшинством от 1.1.34; 1.9.35 - оберст-лейтенант; 20.4.36 - оберст; 1.2.38 - почётный генерал-майор; 1.8.38 - «просто» генерал-майор по приказу от 27.7.38; 1.1.40 - генерал-лейтенант; 19.7.40 - генерал-дер-флигер; 16.2.43 - генерал-оберст; 25.4.45 - генерал-фельдмаршал.

Части и кампании (3): С декабря 1933 руководил лётной школой DVS [Deutsche Verkehrsfliegerschule] Würzburg, формально считавшейся гражданской, а по факту бывшей частью «несуществующих» ВВС. В начале 1934 параллельно с этой должностью стал организатором и командиром Reklamestaffel Mitteldeutschland на истребителях Ar 65, которую 1.5.34 развернул в Fliegergruppe Döberitz [будущая I./JG 132, а впоследствии I./JG 2], вооружённую Ar 65 и He 51.
        1.7.34 сдал командование группой более молодому офицеру, а сам стал комендантом авиабазы Дёбериц и по совместительству командиром того, что впоследствии стало Jagdgeschwader von Richthofen.

1.4.35 стал ВРИО Inspekteur der Jagd- und Sturzkampfflieger, а 1 августа был утверждён на этом посту.
        10.2.36 передал эту должность Удету, а сам стал Inspekteur für Flugsicherung und Gerät, но несмотря на то, что выбор перспективного истребителя стал уже не его заботой, вместе с Удетом принимал участие в сравнительных испытаниях прототипов Bf 109 и He 112. Позже он, правда, ничем таким больше не занимался.
        1.6.37 стал ВРИО начальника отдела Персонала Люфтваффе в Министерстве авиации, а 1 августа утверждён в этой должности.

1.2.39 стал командующим 5-й флигер-дивизией Люфтваффе и продолжал командовать этим соединением после того, как 11.10.39 его преобразовали в 5-й флигер-корпус.
        1.4.42 после разделения штаба корпуса на две половины возглавил ту, которая стала Luftwaffenkommando Ost и оставался на этом посту после преобразования 6.5.43 Командования «Восток» в 6-й люфтфлот.

Должность не предусматривала полётов, кроме как в пассажирском кресле, но фон Грайм продолжал поддерживать навыки пилотирования и иногда даже заводил себе персональные самолёты. Например в июне 1943 он рассекал в служебных поездках на личном Bf 110 и, разумеется, в пилотском кресле, а не задней кабине. Позже он периодически пилотировал Fi 156.

24.4.45 фон Грайм был снят с командующих флотом и вызван в Берлин в ставку Гитлера.
        На следующий день он с известной авиатриссой Ханной Райч [Hanna Reitsch], в последние месяцы войны ставшей его персональным пилотом, перелетел из Рехлина на берлинский аэродром Гатов на истребителе Fw 190. Он сам пилотировал машину, а Райч расположилась в фюзеляже. В Гатове они пересели на Fi 156, и опять генерал пилотировал, а Райч была пассажиром.
        При пролёте над позициями советский войск самолёт обстреляла зенитная артиллерия, и фон Грайм был ранен осколком в ногу и потерял сознание, но Райч, встав за пилотским креслом, смогла перехватить ручку управления и продолжила полёт. По одним данным она же и посадила машину рядом с Рейхсканцелярией, а по другим это сделал пришедший в себя Грайм.
        Потом авиаторы спустились в фюрер-бункер, где раненому оказали помощь, после чего он предстал перед Гитлером и узнал причину вызова: вручение маршальского жезла и назначение командующим Люфтваффе вместо «оказавшегося предателем» Геринга.
        28 апреля фон Грайма и Райч «выпихнули» из бункера, отправив нафиг на Северо-Запад Германии с приказом на арест тоже «оказавшегося предателем» Гиммлера. Тем же вечером они взлетели с импровизированной ВПП в Тиргартене [район Берлина] на Ar 96. На этот раз управляла машиной Райч, а раненый Грайм был пассажиром.
        Лично я не в курсе, действительно ли они отправились тогда на северо-запад, но на момент капитуляции последний командующий Люфтваффе находился на территории Австрии.

Награды Третьего Рейха (тоже в порядке вручения):
    - Flugzeugführerabzeichen - не исключено, что в середине тридцатых получил сначала этот знак и только потом сменил его на «объединённый»;
    - Gemeinsames Flugzeugfuhrer-Beobachter Abzeichen - в середине тридцатых;
    - Dienstauszeichnung der Wehrmacht 4.Klasse, 4 Jahre - вероятно, в 1936; [выслуга 4 года]
    - Dienstauszeichnung der Wehrmacht 3.Klasse, 12 Jahre - где-то в районе 1938-39; [выслуга 12 лет]
    - 1939 Spange zum Eisernes Kreuz 2er Klasse 1914 - где-то в 1939-40;
    - 1939 Spange zum Eisernes Kreuz 1er Klasse 1914 - где-то в 1939-40;
    - namentliche Nennung im Wehrmachtbericht [аналог англосаксонских MiD и французских упоминаний в приказах] 6 раз за войну - 20.6.40, 22.11.41, 19.1.42, 3.9.43, 9.9.44 и 31.10.44;
    - Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes - 24.6.40;
    - Ritterkreuz mit Eichenlaub - 2.4.43;
    - Ritterkreuz mit Eichenlaub und Schwertern - 28.8.44;
    - Goldenes Ehrenzeichen der NSDAP - 30.1.45; [судя по дате вручения, получил за заслуги, а не как ветеран партии]
    - Gemeinsames Flugzeugfuhrer-Beobachter Abzeichen mit Brillianten - 17.4.45.

8.5.45 в районе Зальцбурга генерал-фельдмаршал фон Грайм сдался в плен американским солдатам и из-за недавнего ранения был положен в госпиталь Кицбюэля.
        24.5.45 он покончил жизнь самоубийством, раскусив капсулу с цианидом.






Вверху Роберт Грайм в кабине D-288.
    Внизу тот же самолёт после перекраски в тёмный (красный?) цвет и перерегистрации в D-109.




асы WW1, послевоенные асы, извраты, post-ww1, самол.прочие, Германия, aviation art, пилотажники/демонстраторы

Previous post Next post
Up