Урождённый Роберт Олдис младший [Robert Oldys, Jr.], но в 1931 семейную фамилию решили чуть укоротить, и, возможно, тогда же Роберт младший превратился в Робина.
Сын офицера (позже генерала) USAAC, начавшего службу в авиации ещё до вступления США в Первую Мировую. В 8 лет (т.е. где-то в 1930-31) Роберт/Робин впервые покатался на каком-то биплане с открытой кабиной, пилотируемом его отцом. В 1939 закончил среднюю школу и поступил в Военную подготовительную школу Милларда, готовившую своих учеников к будущему поступлению в Вест-Пойнт. После начала Второй Мировой хотел податься на север и записаться в RCAF, но как несовершеннолетнему, ему для этого требовалось согласие родителей, так что на этом этапе всё и остановилось. Закончив свою подготовительную школу, Олдс, как и планировал, подал документы в Военную Академию в Вест-Пойнте (необходимым для этого рекомендательным письмом он разжился у конгрессмена от Пенсильвании). Успешно сдал вступительные экзамены и 1.6.40 был зачислен в курсанты Класса 1944 года [год предполагаемого выпуска], приступив к обучению месяц спустя.
С самого начала изъявил желание стать офицером ВВС, и в декабре 1941, сразу после Перл-Харбора, получил направление в Spartan School of Aeronautics в Талсе (Оклахома). Там он прошёл начальную лётную подготовку, а летом 1942 приступил к «продвинутой» на авиабазе Stewart Field в Нью-Йорке. В декабре 1942 лётная подготовка завершилась, и курсант Олдс вернулся обратно в академию для продолжения обще-офицерского курса. В марте 1943 он попался пьяным при возвращении из увольнительной и в наказание был разжалован из кадет-капитанов в кадет-рядовые, а потом до самого выпуска в порядке продолжения наказания постоянно был занят на дополнительной строевой подготовке. После начала войны срок подготовки в академии сократили до 3 лет, поэтому выпустился 1.6.43, а днём ранее на торжественной церемонии ему вручили пилотские «крылья».
Новоиспечённый военлёт получил назначение в Калифорнию в состав 329 FG. Несмотря на «боевое» название это был аналог английских OTU и наших ЗАПов, где проходили переучивание будущие лётчики «настоящих» истребительных групп P-38. У недавних выпускников лётных школ не было опыта полётов на тяжёлых самолётах, поэтому прежде чем переходить на «Лайтнинги» им нужно было пройти начальную «двухмоторную» подготовку. Олдс таковую прошёл на Curtiss AT-9 Jeep на аэродроме Williams Field (Аризона), очевидно, в составе Army Air Forces Advanced Flying School (других учебных заведений на той авиабазе тогда, вроде бы, не было). К сожалению, в биографиях нет точной информации относительно времени этой учёбы и даты зачисления в 329-ю группу. После освоения учебного двухмоторника Олдс пересел на условно-боевой P-322 (это американское обозначение несостоявшихся Lightning Mk.I, от которых отказались англичане), и фиг его знает, было это ещё в Аризоне, или уже в 329 FG. В первой половине августа 1943 была воздушно-стрелковая подготовка на том же P-322 в Матагорде (Техас) [и опять Х.З. в составе какой части], а потом тренировки уже на нормальных P-38 на Muroc Army Air Field в Калифорнии, уже точно в составе 329-й группы. В феврале 1944 подготовка была окончательно завершена, и лётчик получил полноценное строевое назначение.
Части и кампании (1): 19.2.44 получил назначение в 434 FS / 479 FG. Группа тогда базировалась в Калифорнии и тренировалась на P-38, готовясь к отправке на фронт. 15.4.44 она выдвинулась в Нью-Джерси, а 3 мая убыла морем в Англию на войсковом транспорте (бывшем океанском лайнере) USS Argentina. 14 мая американцы выгрузились в Шотландии, а на следующий день прибыли на авиабазу RAF Wattisham, откуда 26.5.44 начали выполнять боевые задания. По состоянию на конец мая 1944 у Олдса в зачёте было 232 ч 30 мин курсантского налёта и 376 ч 50 мин (в т.ч. 250 ч на P-38) «перво-пилотского» [т.е. пилотского на одноместных самолётах и командирского на многоместных] при 639 ч 45 мин общего налёта [639:45 - (232:30 + 376:50) = 30 ч 19 мин налёта вторым пилотом]. За время первого «боевого тура» лётчик добавил к этим цифрам ещё 270 часов боевого налёта сначала в качестве рядового пилота, а с конца июля 1944 командира флайта. Начинал на P-38J и одержал на этом типе 5 воздушных побед, потом в середине сентября пересел на P-51D и добавил на нём еще одну, а 9.11.44 завершил «тур». Отгуляв два месяца отпуска в США, вернулся на фронт 15.1.45, получив должность Operations Officer’а в своём прежнем сквадроне, а 25 марта стал его командиром. Летал на P-51K и одержал 7/0/1 воздушных побед, став единственным лётчиком, добившимся асовского статуса как на «Лайтнинге», так и на «Мустанге». В апреле 1945 закончил свой второй «тур» и опять вернулся на отдых в США.
Победы (1): 1-я и 2-я - 14.8.44; с 3-й по 5-ю - 25.8.44; с 8-й по 10-ю - 14.2.45. Всего за время Второй Мировой войны 13/0/1 воздушных побед и 11½ «наземных» в 107 боевых вылетах.
Был всё ещё в отпуске, когда война в Европе закончилась, и летом или осенью 1945 был зачислен в инструкторский состав Военной Академии в Вест-Пойнте... как помощник тренера по футболу (в бытность школьником и курсантом он сам играл и более чем успешно, так что назначение это не было случайным).
В феврале 1946 вернулся к полётам, став сверхштатным офицером в штабе 412 FG, вооружённой P-80A Shooting Star и базировавшейся на March Field в Калифорнии. Очень быстро стал исполнять обязанности Operations Officer’а для сводного сквадрона пилотов, откомандированных в 412-ю группу для переучивания на реактивную технику [позже из этих пилотов сформировали 12 TRS, но Олдс остался служить в 412-й]. С апреля 1946 Олдс начал в одиночку и в паре с лейтенант-колонелом Джоном К. Хербстом [John C. Herbst, тоже ас] летать на демонстрацию высшего пилотажа и в мае они выступали на всех остановках во время выполнения “Project COMET” - трансконтинентального перелёта 29 P-80A 412-й группы со своей базы в Калифорнии в Вашингтон (который город) с 15 по 27 мая через 9 крупных городов. В июне он в составе четвёрки P-80 поучаствовал в первом однодневном от-рассвета-до-заката перелете по тому же маршруту [но в обратном направлении ??], а на рубеже августа-сентября (с 30.8. по 2.9.46) принял участие в Cleveland National Air Races, заняв второе место в Thompson Trophy Race (Jet Division). Кроме него в той гонке на кольцевой треугольной дистанции (10 кругов по 30 миль) участвовали ещё 5 лётчиков на таких же P-80.
В 1948 в третий раз приехал в Англию, на этот раз не воевать, а по программе обмена между USAF и RAF, и с 20.10.48 по 25.9.49 командовал 1-м сквадроном, став первым иностранцем на посту комэска в мирных RAF. Летал на Meteor F.4.
В октябре 1949 вернулся в США. 15.11.49 назначен Operations Officer’ом в 94 FS / 1 FG [с апреля 1950 FIS и FIG соответственно] на March AFB и летал там уже на F-86A Sabre. Потом [даты у меня нет] стал командиром 71 FS (или сразу FIS, если назначение случилось после 16.4.50). 15.8.50 сквадрон, формально оставаясь в составе группы, был переведен на другой аэродром (в штат Нью-Йорк) и придан сначала просто Eastern Air Defense Force, а 20.10.50 конкретно 30-й Авиа Дивизии (с одновременным переводом в Пенсильванию), и 4.6.51 103 FIW. Во время корейской войны Олдс неоднократно подавал рапорты о направлении на фронт, но неизменно получал отказ. И это настолько его достало, что он даже решил выйти в отставку, но командир отговорил его от такого шага и взамен устроил перевод в штаб Eastern Air Defense Command.
Потом были ещё разные штабные посты, перечня которых у меня нет, и возвращение на лётную работу в 1955 году.
8.10.55 в составе 86 FIW (авиабаза Landstuhl Air Base в Германии, самолёты F-86D Sabre Dog) решили восстановить 86 FIG - промежуточную структуру между её сквадронами и штабом крыла, а 10.8.56 это решение отменили. И весь период существования группы ей командовал Олдс.
Потом он стал начальником Weapons Proficiency Center на Wheelus Air Base в Ливии и до июля 1958 руководил всей истребительной подготовкой для частей USAFE. Затем вернулся в США и в 1958-62 служил заместителем начальника отдела Воздушной обороны [Air Defense Division] в штабе USAF в Пентагоне. В 1962-63 прошёл годичный курс обучения в National War College.
9.8.63 возглавил 81 TFW (авиабаза RAF Bentwaters в Англии, самолёты F-101 Voodoo), а 26.7.65 лишился этой должности при необычных обстоятельствах: в 1965 он организовал в своём крыле пилотажную группу на F-101 и устроил её выступление на «дне открытых дверей» авиабазы Бентуотерс, а так как уведомить командование о своих действиях и запросить разрешения он не подумал, то немедленно попал под раздачу. Его вообще грозили отдать под трибунал, но командующий USAFE решил, что проступок не настолько серьёзный, и ограничился снятием с командования, отзывом представления на LM [который Олдс потом всё равно получил] и переводом в штаб Ninth Air Force в Южной Каролине. По позднейшим утверждениям самого Олдса, он сознательно подставился с этой самодеятельностью, чтобы исключить своё включение в список 1965 года на производство в бригадные генералы. Всё дело в том, что после повышения он уже не смог бы летать, однако просто отказаться от звания тоже не мог, потому что потом последовало бы увольнение со службы, вот и пришлось сочинять хитрый план. А благодаря личной дружбе с командующим он мог быть уверен, что сильно наказывать его не станут, и после некоторого периода штабной работы он снова сможет вернуться на лётную должность. Если всё действительно было именно так, то план отлично сработал, и после года службы в штабе 9-х ВВС он снова получил назначение в строевую часть, имея в зачёте по состоянию на конец августа 1966 3816 ч 30 мин перво-пилотского времени.
Части и кампании (2): в сентябре 1966 получил предписание на «боевой тур» в Юго-Восточной Азии, но предварительно ему необходимо было пройти переучивание на «Фантом» на базе 4453-го Combat Crew Training Wing в Davis-Monthan AFB в Аризоне. Соответствующий курс он прошёл всего за 5 дней под руководством инструктора, некогда служившего под его началом в 81-м крыле, а потом на том же F-4 перелетел на Travis AFB (Калифорния), где его ждал транспортник для заморского рейса, по пути проведя практические пуски AIM-7 Sparrow и AIM-9 Sidewinder на полигоне в Point Magu (тоже в Калифорнии) С 30.9.66 по 23.9.67 командовал 8 TFW на авиабазе Убон в Таиланде и летал на F-4C. Первые боевые вылеты выполнил в качестве ведомого у более опытных подчинённых, а когда перенял от них необходимые навыки, сам приступил к лидированию групп истребителей. Всего совершил 152 боевых вылета (в т.ч. 105 над территорией Северного Вьетнама) и стал самым результативным американским пилотом раннего периода вьетнамской войны, и лишь в 1972 году его достижения смогли превзойти два лётчика (флотский и ВВС’овский).
Победы (2): 1-я - 2.1.67; 3-я и 4-я - 20.5.67. Всего во Вьетнаме 4 подтвержденные победы. Итого в двух войнах: 17/0/1 воздушных побед и 11½ «наземных».
В декабре 1967 занял должность Commandant of Cadets (начальника над всеми кадетами) академии USAF в Колорадо-Спрингс (ВВС’овский аналог Вест-Пойнта), и на этом посту стал бригадным генералом 1.6.68 (со старшинством с 28 мая того же года). В феврале 1971 стал Директором по аэрокосмической безопасности [в смысле, безопасности техники] в отделе генерал-инспектора в штабе ВВС в Пентагоне, а в декабре того же года его должность перенесли в только что образованный Air Force Inspection and Safety Center на Norton AFB в Калифорнии. Осенью 1971 был в инспекционной поездке по частям в Юго-Восточной Азии, во время которой выполнил несколько полулегальных боевых вылетов [где, когда и на чём, подробностей нет], а по возвращении в США начал бить в набат на предмет полной неготовности строевых пилотов к ведению воздушных боёв и предрекал большие потери в случае возобновления активных боестолкновений истребителей. Когда в 1972 американцы возобновили активные действия над Северным Вьетнамом, ВВС’овское соотношение побед и потерь в воздушных боях оказалось гораздо хуже, чем у моряков и морпехов, проходивших подготовку в “Top Gun”. Узнав об этом, Олдс вызвался на добровольное понижение в звании, чтобы вернуться к командованию фронтовым крылом, чтобы навести порядок в тактике воздушных боёв и выправить положение. Однако, у своего начальства он не нашёл никакого понимания, и взамен ему предложили ещё одну инспекционную поездку, от которой уже он отказался.
Не видя возможности что-то поменять в подготовке и тактике действий истребительной авиации, ас не видел и смысла в дальнейшей карьере и в 1973 вышел в отставку по собственному желанию.
(в порядке старшинства и без квалификационных знаков и коллективных наград)
Air Force Cross - за Вьетнам 2 * Air Force Distinguished Service Medal - за Вьетнам 4 * Silver Star - по две за WW2 и Вьетнам Legion of Merit - за службу в мирное время 6 * Distinguished Flying Cross, по крайней мере один из которых “with Valor device” - 2 креста за WW2, 3 за Вьетнам и 1 за службу в мирное время 40 * Air Medal - 28 за WW2 и 12 за Вьетнам Air Force Commendation Medal - за службу в мирное время American Defense Service Medal - её давали всем, кто состоял на службе с 8.9.39 по 7.12.41 American Campaign Medal - в данном случае, за год службы на территории США после 7.12.41 European-African-Middle Eastern Campaign Medal with silver and bronze campaign stars - медаль давали всем воевавшим на указанных театрах, а серебряная и бронзовая звёзды указывали на участие в 6 кампаниях; пять из них определяются легко (Air Offensive, Europe 4.7.42-5.6.44; Normandy 6.6.44-24.7.44; Northern France 25.7.44-14.9.44; Rhineland 15.9.44-21.3.45; Central Europe 22.3.45-11.5.45), а шестой, вероятно, была Ardennes-Alsace 16.12.44-25.1.45, но точно я не уверен... World War II Victory Medal - и по названию понятно 2 * National Defense Service Medal - давалась всем, состоявшим на службе во время «чрезвычайного периода», в данном случае - корейской и вьетнамской войн Vietnam Service Medal with two campaign stars - а вот это за непосредственное участие во вьетнамской войне; звёзды за две кампании: Vietnam Counteroffensive Phase II 1.7.66-31.5.67 и Phase III 1.6.67-29.1.68 Air Force Longevity Service Award with one silver and one bronze oak leaf clusters - награда за выслугу лет, а набор листьев указывает на 7 раз по 4 года английский Distinguished Flying Cross - за WW2 французский Croix de Guerre 1939-1945 avec étoile d’argent - понятно за что, а серебряная звезда означала упоминание в приказе дивизионного уровня вьетнамский Air Force Distinguished Service Order (2nd Class) - тоже понятно за что вьетнамский Air Gallantry Cross with gold wings - золотые крылья были старшей из трёх степеней креста вьетнамская Air Service Medal, Honor Class - почётный класс формально проходил как одна из степеней медали (самая младшая), но фактически это была медаль за кампанию, которую уже после вступления в силу перемирия 1973 года начали давать всем ветеранам вьетнамская Campaign Medal with Device (1960- ) - а это уже официальная медаль за кампанию для всех военнослужащих вообще, а не только авиаторов
Полковник Олдс толкает речугу, стоя перед своим самолётом во время «дня открытых дверей» на авиабазе Бентуотерс.
После завершения службы в частях первой линии 56-0001 переоборудовали в RF-101H и передали в Национальную Гвардию. Закончил он свою службу в 165 TRS / 123 TRW / Kentucky ANG и после списания оставлен на её аэродроме памятником.