подредактированный (убрана условно показанная гондола для человеко-торпеды) боковик из французского Аэрожурнала (нового) №27 (его потом повторили в №51)
Cant Z.511 сер.№ 396 - первый из двух прототипов (и единственный законченный постройкой) цельнометаллического пассажирского трансатлантика, который с октября 1940 по (как минимум) май 1942 испытывал шеф-пилот фирмы CRDA капитан резерва Марио Стоппани,
уже проходивший в этом цикле постов [кстати,
первый пост про него я дополнил развернутой биографией]. Показанный вариант относится к периоду 1942-43 гг.
Первоначально предполагалось, что самолет будет готов к испытаниям к концу октября 1939, но из-за трудностей с доведением до ума перспективных двигателей это произошло с опозданием на год.
19 октября 1940 Марио Стоппани впервые поднял его в воздух. Бортинженером в этом полете был главный инженер фирмы Гвидо Дивари [Guido Divari], а третьим членом экипажа сам главный конструктор Филиппо Цаппата [Filippo Zappata].
Первый короткий полет никаких неприятных особенностей не выявил, а вот второй - тоже в октябре - оказался весьма драматичным. Стоппани в тот раз летел с бортинженером Ренато Ровисом [Renato Rovis; он вообще часто работал в одном экипаже со Стоппани] и все тем же Цаппатой. Тогда дул сильный ветер, к тому же с не слишком удачного направления [судя по всему, с севера или северо-востока], из-за чего пришлось проводить взлет в сторону берега, и тут вдруг выяснилось, что машина совсем не слушается руля поворота, поэтому пришлось еще подруливать сбросом газа у двигателей на одном крыле и переводом на максимальную мощность на другом и лишь в последний момент удалось избежать столкновения с окружающими бухту высокими холмами. После о-о-очень медленного разворота с огромным радиусом пилот сумел вывести машину на курс посадки и благополучно приводнился.
После этого эпизода в течении трех месяцев переделывали систему управления, а потом испытания возобновились, и больше аппарат серьезных взбрыков не учинял. Правда, в условиях уже идущей войны проект оказался в подвешенном состоянии, и самолет по большей части стоял на приколе.
Решение о начале официальных испытаний руководство приняло только 16 февраля 1942, и 21-го их начали Стоппани и Ровис.
Следующие полеты Стоппани выполнил 28 февраля и 3 марта, а 24 и 25 марта провел испытания на взлет с максимальной нагрузкой при разном волнении. Позже были испытания по буксировке.
В мае «фирменный» этап испытаний завершился, и самолет решили передать в ВВС’овский Centro Sperimentale di Vigna di Valle на озере Браччано (под Римом), и 22 мая туда его перегнал все тот же Стоппани, совместив этот полет с испытаниями на расход топлива. После посадке он пожаловался на неисправность левого внешнего двигателя, в котором затем обнаружили трещину, и после перемоторивания полеты возобновились, но участвовал ли в них Стоппани, мне не известно (подозреваю, что нет).
виды спереди и сверху из 9-го тома Dimensione Cielo
Исходно самолет был полностью неокрашен, и внешне на нем выделялись только прошпаклеванные стыки листов обшивки:
Выкатка аппарата из ворот завода.
Первый спуск на воду.
Самолет готов к выходу в открытое море для первого полета.
Первый взлет.
Датировки следующих фотографий у меня нет, но все они относятся к тому же периоду:
Z.511, и за ним маячит
Z.515, который также испытывал Стоппани.
На якоре перед пирсом CRDA.
она есть и в
более крупном варианте, но с ватермарками
В 1941 году самолет получил новые более обжатые капоты, и к началу официальных испытаний уже нес стандартную ВВС’овскую окраску и обозначения.
Ниже идут фотографии периода 1942-43 гг:
она есть и в
более крупном варианте, но с ватермарками