... извращения (167)

Mar 30, 2017 11:30


боковик из М-Хобби № 6/2014


Як-9ДД (или М?) болгарский сер.№ 72/7087 [т.е. 72-й самолет 7087-го типа (Як-9)], на котором в 1946 году «выбрал свободу» летчик Александров, перелетевший на одну из авиабаз в Италии.



тот же самолет в исполнении художника REVI № 76



а это боковики из исследования Э.Пилавски




















Англичане, базировавшиеся на той авиабазе перекрасили ему опознавательные знаки и опробовали в воздухе.


боковики Пилавски










А затем командир 239-го крыла RAF винг-коммандер Джеймс Э. Сторрар, воспользовавшись служебным положением, присвоил этот аппарат себе. [собственно, из-за этого момента и был весь пост забацан]


это опять работа Пилавски



а это из REVI 76



и из Aces High Magazine № 8









[почитать про летчика (много букв) ]

Джеймс-Эрик Сторрар (иначе Джеймс Сторрар четвертый), англичанин, 1921 г.р., наследник семьи потомственных ветеринаров (в профессии с начала 18 века и по сей день).
        В 1938 он увлекся авиацией и начал обучение полетам в De Havilland School of Flying, а потом сумел уболтать свою мать, чтобы она помогла подправить документы, и в октябре 1938, на год раньше допустимого, завербовался на службу в RAF, приступив к обучению в летной школе в январе 1939 (т.е. в 17 с половиной лет).
        Закончив курс первоначального обучения в апреле, он тогда же получил звание «действующего» пайлот-офицера “on probation” и направление в летную школу следующего уровня. С августа, когда началась специализация, его определили в школьный Blenheim Conversion Flight. В октябре 1939 Сторрар успешно сдал экзамены и из длинного названия его чина вычеркнули слово «действующий», но оставили «испытательный срок», а полноценным офицером он стал только в январе 1940.

23 октября 1939 новоиспеченного пилота определили в только что сформированный 145-й сквадрон RAF, летавший на двухмоторных истребителях Blenheim IF (тот же бомбер, только с подфюзеляжной пулеметной гондолой). В марте-апреле эскадрилья прошла перевооружение на Hurricane I, и в мае приступила к боевым вылетам над Францией, летая со своих английских баз.
        23 мая наш герой открыл свой счет побед, а всего за последнюю неделю месяца одержал 4 подтвержденные победы.
        Июнь прошел без особых потрясений, а в июле эскадрилья активно участвовала в Конвойных битвах, плавно перетекших в Битву за Британию, и 11 июля стал асом, а всего за месяц одержал 2 личных и 2 групповых подтвержденных победы. В августе он добавил к ним еще 2 личных.
        28 сентября Сторрар получил новое назначение в 73-й сквадрон (тоже Hurricane I), а в октябре был произведен во флаинг-офицеры. 20 октября его откомандировали в 421-й флайт, оперировавший новейшими «Харрикейнами» Mk.II, но в нем он успел совершить только один боевой вылет, и 25-го вернулся обратно в 73-ю эскадрилью. В ноябре эта часть погрузилась на борт авианосца «Фьюрис», и в первых числах декабря добралась до Каира.
        С января по апрель на ливийском фронте Сторрар одержал еще 2 воздушные победы (личные) и 9 наземных (1 личную и 8 в группе) и 4 апреля стал «дважды асом», а через пару недель закончил свой первый «боевой тур» и несколько месяцев служил в 1-м Test Flight RAF в Западной Африке.

В октябре 1941 ему присвоили звание флайт-лейтенант «на время войны» [такие звания рассматривались как постоянные (т.е. ниже оно могло опуститься только в результате разжалования), однако давались только на время, такой вот бюрократический оксюморон при переводе на русский получается], а в ноябре вернули в Англию инструктором в 57-ю OTU, а в декабре перевели в 55-ю руководить воздушно-стрелковой подготовкой молодых летчиков.
        В январе 1943 ему присвоили «действующего» сквадрон-лидера и назначили командиром 65-го сквадрона RAF, тогда летавшего в Шотландии на Spitfire Vb. В апреле-мае эскадрилья базировалась на юго-западной оконечности острова и действовала над морем, а затем её перевели в Южную Англию, и в августе перевооружили на Spitfire IX. И в августе-сентябре комэск одержал на этом типе свои две последние подтвержденные победы войны (итого получилось 12 личных и 2 в группе, или 12 8/15 [но есть и альтернативные подсчеты с большим числом побед - до 15-17]).
        В середине ноября второй «тур» закончился, и ас стал инструктором по воздушному бою в 53-й OTU, а в декабре - старшим инструктором части.

В конце апреля он начал третий «боевой тур», но весьма своеобразным способом: его назначили командиром только что сформированного 1697-го ADLS Flight’а. Это была специальная «фельдъегерская» часть для доставки приказов и прочей секретной корреспонденции на фронт, и она получила на вооружение «Энсоны» для обычных полетов в тылу и Hurricane IIc с прицелом на полеты во Францию после открытия Второго фронта. И 10 июня Сторрар первым из летчиков союзников после лета 1940 совершил посадку во Франции.
        Курьерская служба аса продолжалась до октября месяца, когда его вернули из Транспортного Командования в Истребительное, и назначили командиром 64-го сквадрона (Spitfire IX, Южная Англия), но в ноябре эта часть начала перевооружение на «Мустанги», и её командира перевели на ту же должность в 165-ю эскадрилью (Spitfire LF.IX). В январе 1945 она тоже получила Mustang III, а Сторрар возглавил 234-ю, которая уже несколько месяцев как летала на этом же типе. В марте она начала перевооружение на Mk.IV, но как раз тогда Сторрар ушел на повышение: ему присвоили «действующего» винг-коммандера и назначили винг-лидером Hunsdon Wing, в котором он летал на персональном Mustang IV. В середине мая его перевели на ту же должность в RAF Digby, а в июле - в RAF Molesworth [на самом деле это не его переводили с базы на базу, а канадское крыло "Мустангов", которое он лидировал] и в том же месяце его звание «на время войны» подняли до сквадрон-лидера.

В начале августа 1945 персонал крыла отправили домой в Канаду, а бывший винг-лидер получил должность в штабе 12-й группы RAF в Англии. А с января 1946 по апрель 1947 он командовал 239-м крылом RAF в Италии.
        В декабре 1946 ввиду отзыва всех званий «на время войны» ему дали временного сквадрон-лидера со старшинством с 1 января и сохранили «действующего» винг-коммандера, дававшегося на время занимания соответствующей должности.

В 1947 Сторрар демобилизовался и после учебы в университете занялся семейным ветеринарным бизнесом, продолжая числиться в резерве ВВС сквадрон-лидером.
        В июне 1949 его перевели в RAuxAF [это были ВВС «уикендных воинов», деливших свое время между обычными гражданскими занятиями и военной службой], присвоив чин флаинг-офицера со старшинством с декабря 1948, а в апреле 1950 сделали флайт-лейтенантом со старшинством с июля 1949.
        С момента записи в ауксилиарии ас числился в составе 603-го сквадрона, а в марте 1952 он стал сквадрон-лидером и возглавил 610-й сквадрон (по другим данным стал сверхштатным сквадрон-лидером, а возглавил эту часть только в 1954).
        В 603-й Сторрар летал сначала на Spitfire F.22, а с середины 1951 на Vampire FB.5. 610-я же была вооружена истребителями Meteor и с марта по май прошла перевооружение с модификации F.4 на F.8.
        В феврале 1957 Джас Сторрар последний раз пилотировал самолет, а в марте 610-я была расформирована вместе с остальными эскадрильями Королевских Вспомогательных ВВС.

Для бывшего комэска никакой должности не нашлось, и он так и проболтался в резерве вплоть до окончательного выхода в отставку в июне 1959.



самол.Як-1~23, послевоенные асы, извраты, трофейные асы, Британское Содружество, cold war, Болгария, aviation art, асы WW2

Previous post Next post
Up