боковик из Docavia №23
Amiot 340-01 - единственный прототип трехместного среднего бомбардировщика, на котором в августе 1938 летал с визитом в Германию начальник штаба ВВС дивизионный генерал Жозеф Вюйемен.
Специально по этому случаю в фюзеляже разместили два дополнительных кресла для генерала и его адъютанта (капитана Альбера Птижан-Роже), а в остальном самолет остался без изменений.
16 августа экипаж в составе пилота командана Росси [Rossi] из Division Ministérielle, радиста Эрмона [Hermont] и механика Вигру [Vigroux] доставил Вюйемена и Птижан-Роже из Виллакубле в Берлин-Штаакен, а 21-го привез его обратно.
Персональная эмблема Вюйемена (она же эмблема 11-й эскадрильи).
Заводской логотип "Амио".
тот же самолёт в Ле-фана-де-ль'Авиасьён №12/2024
А за четверть века до этого - в июле 1913 - лейтенант артиллерийской службы Жозеф Вюйемен приступил к обучению в летной школе. Осенью он сдал экзамены на «бреве» гражданского пилота, а в конце ноября ему выписали и военный диплом, после чего приказали возвращаться на прежнее место службы. Формальный перевод в авиацию состоялся лишь при объявлении мобилизации.
С августа 1914 по январь 1915 он воевал в эскадрилье C.11, затем в январе-феврале командовал CM.39, а июне 1915 вернулся в 11-ю на должность комэска и был произведен в капитаны.
С июня 1917 он параллельно с командованием эскадрильей исполнял обязанности командующего авиацией 2-й армии, начав тем самым свой путь к большим чинам и высоким должностям. С октября 1917 он командовал 5-й бомбардировочной группой, а в феврале 1918 получил звание «шеф д’эскадрон» (кавалерийско-артиллерийский эквивалент командана) и должность командующего 12-й эскадры.
Всю войну он летал на самолетах-разведчиках и бомбардировщиках и в качестве пилота поучаствовал в 7 воздушных победах: 2 в 1915-16 на «Кодронах» G.4, 1 в 1917 на «Леторе» и 4 в 1918 на «Бреге»-14.
Генеральский адъютант Птижан-Роже во время Первой Мировой был еще подростком, и военную карьеру начал только в 1924. В 1930-35 гг он служил в Мароко в 37-м разведывательном авиаполку и «заработал» за это время 3 упоминания в приказах по армии и производство из лейтенантов в капитаны.
Следующие 4 года он провел на штабных должностях, а за день до объявления Францией войны Германии был произведен в команданы и направлен в CIC de Chartres, где прошел переучивание на истребители современных типов.
В апреле 1940 он был назначен заместителем командира GC II/5 (самолеты H.75), и за время Блицкрига выполнил 16 боевых вылетов, в которых одержал 5 официально подтвержденных побед (все в группе).
1 августа GC II/5 была расформирована, и Птижан-Роже снова стал адъютантом генерала Вюйемена (в то время генерал-инстпектора ВВС), а когда тот в октябре решил выйти в отставку, перешел в «свиту» генерального представителя французского правительства в Северной Африке генерала Вейгана. А 10 апреля 1941 он погиб в авиакатастрофе.
Пара фотографий времен испытаний:
И еще четыре перед вылетом в Берлин:
Справа-налево: немецкий воздушный атташе, немецкий посол, генерал Вюйемен, командан Росси и капитан Птижан-Роже, а слева в некотором отдалении стоит Вигру. Эрмон в кадр не попал.
Тут виден весь экипаж.
А тут самолет уже выруливает на взлет.
В конце 1938 самолет вернули на фирму и переделали в Amiot 351-01 (4-местный бомбардировщик с двухкилевым оперением). При этом вюйеменовские обозначения остались неизменными. [источник тот же]
Осенью 1939 прототип еще раз конверсировали - на этот раз в 4-местный разведчик с однокилевым оперением Amiot 351-01. Машину закамуфлировали и отправили позже на фронт, но при этом умудрились оставить на месте прежние обозначения. [источник тот же]