Терминология и что-то вроде оглавления (продолжение).
Предыдущая часть была
ТУТЧасть VI. Одноместные скауты, или формула успеха.
Sopwith SS3 Tabloid
Терминологическое: Одноместный скаут - легкий одноместный, реже двухместный «трактор», приспособленный для ведения воздушного боя и несущий стрелковое вооружение, которым оперирует пилот.
До начала войны, когда скауты были еще невооруженными разведчиками, военные большинства стран предпочитали иметь в боевом составе только двухместные машины. Исключением из этого правила стали британцы, в декабре 1913 заказавшие фирме «Сопвич» первую партию одноместных скоростных скаутов.
Bristol Scout B сер.№ 644.
В августе 1914 летчики первых попавших на фронт скаутов в воздушных боях использовали личное оружие, а осенью появились и первые стрелковые установки. Технически, первым одноместным истребителем на фронте стал «Бристоль Скаут B» сер.№ 644 из 5-й эскадрильи RFC, летавший в октябре 1914 с закрепленной на правом борту винтовкой, направленной вперед-вбок-вниз, чтобы пули летели мимо диска, ометаемого винтом. Зимой 1914-15 гг в строевых частях и авиапарках аналогичным образом было вооружено еще несколько английских одноместных скаутов разных типов, но отсутствие на борту автоматического оружия делает отнесение этих машин к разряду истребителей чересчур комплиментарным.
Поэтому первым настоящим истребителем на фронте можно назвать «Мартинсайд» S.1 сер.№ 2449 из 4-й эскадрильи RFC, на котором 22 февраля 1915 установленную ранее винтовку заменили на пулемет «Льюис». К сожалению, описания этой установки не сохранилось, но судя по тому, что для неё пришлось прорезать фанерную обшивку, оружие было частично скрыто в фюзеляже и, очевидно, направленно в сторону, или вверх.
Одноместный Morane Saulnier L Ролана Гароса.
Один из двух, на которых он летал весной 1915.
А во Франции в том же месяце появился аппарат, ставший первым истребителем в классическом понимании и эталоном самолета-истребителя на следующие несколько десятилетий: фирма «Моран-Солнье» по заказу своего бывшего летчика-испытателя Ролана Гароса (или Гарро, но это ошибочное написание), служившего тогда в эскадрилье MS.26, подготовила специальный одноместный экземпляр «Парасоля», оснащенный пулеметом, стреляющим сквозь диск винта.
Спроектированный еще до войны на той же фирме синхронизатор заставить работать с пулеметом «Гочкис» так и не удалось (позже оказалось, что дело тут было в пулемете, и с «Виккерсом» механизм работал нормально), поэтому от него тогда отказались, а на винт самолета установили специальные накладки-отсекатели пуль. Летчик в марте начал выполнять на этом самолете боевые вылеты, а 1 апреля провел воздушный бой, в котором сбил первый самолет противника.
Но одноместный «Парасоль» остался редким исключением из правил, а вот пошедшие на замену «Моранам» полуторопланы «Ньюпор»-10 уже в мае 1915 стали применяться в одноместном варианте как во французской, так и в английской авиации.
Nieuport 10 Адольфа Пегу.
Не слишком прижились и отсекатели. Серийно их ставили только на одноместных скаутах «Моран-Солнье» тип N, а в индивидуальном порядке - на отдельных английских, французских и русских самолетах, общее число которых никогда не было большим. Несколько чаще (и в основном в Англии) встречались установки с пулеметом, направленным вверх, или в бок, но стандартом для Антанты стали надкрыльевые установки, впервые появившиеся на фронте в апреле-мае 1915.
Fokker M.5K/MG Курта Винтгенса.
18 апреля су-лейтенант Гарос был сбит огнем с земли и совершил вынужденную посадку за линией фронта. Летчик сжег свой самолет, но пулеметную установку так просто было не уничтожить, и немцы смогли её как следует изучить и выдали собственным авиапроизводителям заказ на копирование.
Работавший в Германии голландский авиаконструктор Энтони Фоккер не захотел заниматься прямым копированием, а решил использовать синхронизатор, который его инженеры разрабатывали еще до войны, и установить его на предвоенный одноместный скаут «Фоккер» M.5K. Поэтому истребители M.5K/MG, отправленные на фронт в июле 1915, стали наиболее высокотехнологичными самолетами данного класса.
РБВЗ С.16
В России с декабря 1915 по январь 1916 проходили войсковые испытания «Морана-Ж», оснащенного синхронным пулеметом «Виккерс», а в марте на фронте появились серийные истребители РБВЗ С-16 с таким вооружением. В конце весны 1916 синхронизаторы появились и у англичан с французами, но относительную массовость они приобрели только с лета.
Упомянутый выше истребитель Сикорского, как и современный ему самолет Быстрицкого («Моска») несли экипаж из двух человек, но т.к. наблюдатель там был простым пассажиром и не имел доступа к оружию, то имеет смысл рассматривать их именно в данном разделе.
Martinsyde G.100 Elephant
Особняком в ряду одноместных скаутов также стоят два британских типа: RAF B.E.12 и «Мартинсайд Элефант», разрабатывавшихся как одноместные бомбардировщики, но после постройки прототипов переквалифицированные в истребители из-за крайней нужды в самолетах воздушного боя. Оба типа пошли на фронт весной 1916 и закономерно оказались плохими истребителями - слишком крупными и тяжелыми для этого они были, поэтому уже осенью их стали стараться по возможности использовать для разведки и бомбометания.
Из числа типов истребителей, воевавших в количестве хотя бы десятка машин, к данному классу относятся Bristol Scout C и D, Martinsyde S.1, Martinsyde Elephant, RAF B.E.12 и 12a, Morane Saulnier N, Nieuport 10 и 12 (в одноместном варианте), Pfalz E.I и E.II и РБВЗ С-16.
Часть VII. Одноместные истребители, или бессмертная классика.
Fokker M.14 (E.I)
Терминологическое: Одноместный истребитель - одноместный одномоторный самолет, специально разработанный для ведения воздушного боя.
Одноместные скауты с курсовым пулеметом быстро доказали свою эффективность в воздушных боях, и со второй половины 1915 года такие самолеты проектировали уже именно как истребители.
Первым истребителем специальной разработки стал «Фоккер» M.14, бывший развитием модели M.5K и пошедший на фронт одновременно с M.5K/MG. Внешне «четырнадцатый» отличался только чуть более низним расположением крыла относительно фюзеляжа, но там немного поменялись и все размеры, а планер изначально проектировался как универсальный, предусматривающий возможность установки как 80-сильного, так и 100-сильного двигателя.
Airco DH.2
В июле 1915 на фронте появился и прототип первого английского одноместного истребителя специальной посройки «Эрко» DH.2, но серийные экземпляры начали поступать в части только в январе следующего года. «Двойка» была прямым развитием ган-баса DH.1, отличаясь от него уменьшенными размерами, урезанным экипажем и другим типом двигателя.
Nieuport 11
Первый французский истребитель специальной разработки - «Ньюпор»-11, появившийся на фронте в конце осени 1915, также демонстрировал явное фамильное сходство с предшественником: он был предельно уменьшенным в размерах «потомком» одноместного варианта «десятки».
Подавляющее большинство истребителей Первой Мировой войны были спроектированы по схеме «трактора»-биплана, реже моноплана, или триплана. Но англичане, испытывавшие явную склонность к ган-басам, отличились и тут, выпустив по схеме «пушера» два типа серийных истребителей и два мелкосерийных.
Одноместные истребители Первой Мировой:
Французские: Hanriot HD.1, Morane Saulnier I, V и AI, Nieuport 11, 16, 17, 21, 23, 24, 25, 27 и 28, Spad 7, 12, 13 и 17.
Английские: Airco D.H.2 и D.H.5, Bristol M.1C, Sopwith Pup, Triplane, Camel, Dolphin и Snipe, RAF F.E.8 и S.E.5 и 5a и Vickers F.B.19.
Итальянские: Ansaldo SVA и Balilla.
Русские: «Моска-МБ бис».
Немецкие: самолеты классов E, D и Dr (за исключением перечисленных в прошлом разделе).
Австрийские: самолеты класса D, а также Fokker A.III.
Продолжение следует.
И в следующем выпуске будет
четвертая часть оглавления/терминологии...