Всего в 60 километрах от Москвы на берегу канала имени Москвы стоит город почти ровесник столице. Основанный в 1154 году Дмитров, увы, так и не стал популярной стоянкой туристических теплоходов. Точнее, попытки делать остановки и экскурсии в Дмитрове туристическими компаниями предпринимались, но стать регулярными они так и не смогли. Сложность судозахода в Дмитров объясняется тем, что в городе нет пассажирского причала, а подход к грузовому возможен только тогда, когда там он не занят грузовыми теплоходами. Да и пробираться среди гор угля, песка и металлолома вряд ли доставляет удовольствие туристам.
А зря, потому что город, который всего на семь лет моложе столицы, бесспорно интересен для посещения.
Немного истории: Основал Дмитров Юрий Долгорукий (еще и в этом сходство со столицей) в 1154 году. Место для города выбрали крайне удачно - на берегу реки Яхромы, которая через реки Сестра и Дубна связана с Волгой. Ну а так как реки были основными транспортными артериями, то и торговые пути проходили через Дмитров. Отличительной особенностью Дмитрова было еще и то, что построен он был на низменном месте, в то время как большинство городов возникали на естественных возвышениях. Город был обнесен валом, длина которого составляла около километра, а первоначальная высота - 1,5 - 2 метра, но постепенно вал рос и достиг высоты 18-20 метров. По валу проходили деревянные стены из дуба, с трех сторон вал был окружен глубоким рвом, заполненным водой; ширина рва местами доходила до 30 метров. Кроме того, город стоял на границе трех соперничавших княжеств: Переславского, Тверского и Московского, между которыми шла непрерывная борьба за расширение своих земель, усиление влияния. такое географическое положение Дмитрова включало его в центр военных и политических событий, способствовало развитию торговых связей города.
В 30-е годы XX века Дмитров стал центром строительства канала «Москва-Волга» (теперь канал имени Москвы) и в городе появилось крупнейшее лагерное объединение ОГПУ-НКВД «Дмитровлаг» (Дмитлаг). Под размещение каналармейцев (так называли заключенных, которые свои трудом на строительстве канала, должны были искупить вину перед Родиной) и администрации лагеря были задействованы в том числе и древние церкви города. Вот такими невеселыми напоминаниями пестрят архивы, да и в интернете немало тоже.
В декабре 1941 года под Дмитровом развернулась одна из главных операций в битве за Москву. Войти немцам в город не позволил уже тогда построенный канал имени Москвы. Вода из него была спущена, и форсировать такую преграду немецкие танки не сумели. Здесь началось артиллерийское противостояние. В память об этом на Перемиловской высоте - дмитровской стороне канала им.Москвы установлен памятник.
Экскурсии по Дмитрову обычно посвящены в основном Кремлю и старинному Борисоглебскому мужскому монастырю. Пройдем по экскурсионным видам и мы.
Дмитровский кремль. У входа в Кремль к гостям присматривается основатель города - князь Юрий Долгорукий.
Бывший ров и земляной вал - все, что осталось от укреплений древнего города.
Напоминание о том, что древний вал - это все же исторический объект.
Главный собор Дмитровского кремля - Успенский. Собор Он был построен в начале XVI века. Во второй половине XVII века с запада к собору пристроили высокую лестницу, которая после постройки новой колокольни соединяет последнюю с входом в здание собора.
Успенский собор с другой стороны. В годы строительства канала в соборе было общежитие каналармейцев. Впоследствии в нем разместился Дмитровский краеведческий музей. Незначительно пострадавшее во время бомбежек здание пришло в плачевное состояние после Великой Отечественной войны, что и вызвало его масштабную реставрацию. Освящен второй раз Успенский собор был в 1991 году.
Памятник Кириллу и Мефодию перед Успенским собором был открыт в 2004 году.
Елизаветинская церковь. Была построена в 1898 году. Елизаветинская церковь носила статус тюремной, так как ее основной паствой стали заключенные уездной Дмитровской тюрьмы.
Небольшой прудик на территории Кремля. Через него перекинулся вот такой вот «мостик влюбленных». Согласно одно из городских легенд, именно здесь конь Юрия Долгорукого споткнулся об камень и сломал подкову. Видимо из этого появилась и подкова.
Ну и самое новомодное веяние - замки, призванные подтвердить долговечность и серьезность намерений брачующихся. Замки представлены в изобилии и в сумасшедшем количестве.
Сельские домики внутри Кремля.
А на пешеходной улице, носящей имя князя-анархиста Петра Кропоткина, который тоже был связан с Дмитровом, есть много симпатичных скульптур. Учительница - миловидная барышня дореволюционной поры.
Ищем десять отличий с барышнями современности.
Или вот такой вариант.
Скульптура называется «Молодые дворяне». Или же это Пушкин гуляет с Натальей Гончаровой по улице Кропоткина. Молодой дворянин действительно как две капли похож на русского классика.
Сам князь Кропоткин гордо восседает на улице своего же имени.
Переместимся к Борисоглебскому монастырю. Святые благоверные князья Борис и Глеб у стен монастыря.
На башнях монастыря.
Борисоглебский мужской монастырь наряду с Дмитровским Кремлем является главным украшением Дмитрова. Известен с 1472 года. Древнейшим зданием на территории монастыря является собор Бориса и Глеба (построен до 1537) . В конце XVII века была сооружена монастырская стена с башнями по углам.
C 1926 года в монастыре размещался местный краеведческий музей, позже перевезённый в Успенский собор Кремля. С 1932 года здесь расположилось Управление строительства канала Москва-Волга и Дмитлага, во время войны монастырь занимала воинская часть, после - различные организации и квартиры. В 1993 году монастырь передан церкви и сейчас полностью восстановлен. Часовня сошествия Святого Духа.
В 1993 году монастырь был возвращен Православной Церкви. С этого момента началась его полномасштабная реконструкция. Сохранившиеся хозяйственные постройки.
Деревянная красота.
Еще один вид главного собора - Бориса и Глеба. Правда против солнца…
Источник со святой водой.
Вся территория монастыря засажена розовыми кустами. По осени вот такие ягоды, а когда цветет вообще, наверное, бесподобно.
К сожалению, вся эта красота туристам круизных судов с борта теплохода не видна. Теплоход проходит мимо причальной стенки Дмитровского грузового порта. Именно к этому причалу подходили теплоходы, когда туркомпании пытались наладить судозаходы в Дмитров.
С борта видны только многоэтажки новых кварталов Дмитрова. Теплоход проходит по каналу имени Москвы мимо Дмитрова.
Хочется верить, что когда-нибудь в Дмитрове все же будет организована полноценная стоянка для туристических теплоходов. Небольшой и опрятный Дмитров однозначно интересен к просмотру. А исторический центр достаточно компактен, что не потребует длительной и утомительной экскурсии. Будем надеяться, что так оно и будет.