Сегодня в газете "Санкт-Петербургские ведомости" (Выпуск № 108 от 17.06.2009) опубликован мой материал "Вечера на хуторе. В последние годы в Эстонии развивается туристическая инфраструктура на селе". Прошу читать и комментировать.
Летом принято вспоминать о туризме как отрасли экономики - Петербург и Ленобласть традиционно считаются одним из центров туристического паломничества в России. Однако для трезвой оценки ситуации в данной сфере не помешает сравнить ее с каким-нибудь «аналогом». Как нельзя лучше для этого подходит Эстония и ее столица Таллин - излюбленные петербуржцами места отдыха еще с ленинградских времен. Сегодня страна Калева предлагает и другие виды отдыха - например сельский туризм. Инфраструктура этой отрасли в Эстонии развивается интенсивно и весьма эффективно.
Знай наших!
С точки зрения индустрии туризма, Петербург и Таллин тесно связаны между собой. Так, в эстонской столице швартуются все круизные лайнеры, идущие в город на Неве, а сам Старый Таллин считается тем местом, которое просто необходимо посетить взыскательному петербургскому путешественнику.
«Мы очень любим гостей из Петербурга, - сказала координатор по туризму мэрии Таллина Ирина Свидлов. - В прошлом году, несмотря на кризис, число туристов из России увеличилось на треть (132 тыс. размещений в гостиницах). На 59% возросло число россиян, гостивших у друзей и родственников в Таллине. Таким образом, в прошлом году наш город посетили 210 тыс. россиян».
Отрадно, что возвращается традиция туров выходного дня из Петербурга в Таллин - даже несмотря на отсутствие регулярного железнодорожного сообщения. В прежние годы тысячи ленинградцев садились на таллинский поезд в пятницу вечером, чтобы провести два незабываемых дня в средневековом городе.
Что случилось с поездом? В отличие от маршрута Петербург - Хельсинки, где есть и финские, и наши поезда, от паритетного участия в линии Петербург - Таллин российские железнодорожники отказались, а эстонский оператор не взял на себя все бремя расходов. Пострадали в итоге простые туристы. Но, с другой стороны, из Северной Пальмиры в столицу Эстонии каждые два часа идут автобусы, и проблем с транспортом, по большому счету, нет.
«В прошлом году мы исследовали структуру иностранных туристических потоков в Таллин, - продолжает Ирина Свидлов. - Россияне заняли второе место после финнов. Средний возраст русского туриста по разным группам 34 и 44 года. То есть к нам приезжают в основном молодые и активные люди. Заметим также, что у россиян, живущих не у родственников, самые высокие расходы по сравнению с зарубежными гостями из других стран. Если в среднем зарубежный турист тратит 2,3 тыс. крон в сутки, то среднестатистический российский турист оставляет в Таллине 3,8 тыс. крон».
Сегодня в эстонской столице насчитывается 15 тыс. гостиничных мест. Для сравнения: в Петербурге с учетом ввода в строй новых отелей насчитывается 20 тыс. мест. Однако город на Неве в 10 раз больше Таллина - следовательно, в пересчете на 1 тыс. жителей Петербург отстает. По оценкам российских экспертов, по показателю обеспеченности гостиницами наш город и правда отстает от уровня европейских столиц в пять раз. Катастрофически не хватает отелей среднего уровня «3 звезды», а ведь именно этот сегмент гостиничной инфраструктуры обслуживает наибольшее число туристов и командированных.
Оказаться под Мухой
Что радует больше всего в Таллине (помимо хорошего состояния исторических объектов) - так это разнообразие предложений. В Старом городе отели на любой вкус: в помещении бывшего телеграфа - одноименная гостиница, оформленная в соответствующем стиле, в знаменитых «трех сестрах» - тоже отель, номера которого вписаны в очертания средневековых узких зданий. Гостиницы и рестораны делают непохожими друг на друга, у каждого есть своя изюминка.
Но еще больше впечатлений получаешь, отправившись в эстонскую провинцию. Год назад автор этих строк проехал из Таллина через Тарту в Выру, сейчас удалось обследовать объекты туристической инфраструктуры запада и юга Эстонии, а также побережья Чудского озера.
Деревенский туризм не меньшая гордость эстонцев, чем сам Таллин. И, что бы ни говорили, душа хуторского отдыха - острова Хийумаа, Муху и Сааремаа. Выбор объектов туризма обширен: и хутора в фольклорном стиле (с деревянными мельницами и домами под камышовой крышей), и экологические лагеря, и небольшие семейные гостиницы. Наиболее востребованное направление тур-бизнеса - мызы (бывшие усадьбы помещиков), практически в каждой из которых теперь открыт отель. Так, лучшим объектом деревенского туризма на Балтике недавно признана мыза Пядасте на острове Муху. Неподалеку от нее расположен музей народной культуры под открытым небом (остров известен своими промыслами - например вышивкой).
На соседнем острове Сааремаа деньги на туризме умеют делать вообще буквально из всего. Например, в местечке Каали давным-давно упал метеорит. Еще 30 лет назад сюда приезжали туристы дикарями, а сегодня здесь построен туристический центр с отелем, музеем «даров неба» и конференц-залом. На пути из административного центра острова города Курессааре к старейшей церкви Прибалтики, сохранившейся с XII века, есть музей деревянных мельниц, чем-то напоминающий архангельские Малые Корелы.
Материковая часть южной Эстонии знакома петербургским туристам лучше: Пярну из курорта для «людей с блатом» стал обычным европейским приморским городком. В один из крупнейших SPA-отелей, кстати, вложены муниципальные средства. По пути в Тарту можно заехать на конезавод по разведению торийской породы лошадей - гордости Эстонии. И везде есть гостиницы, хостелы, туристические хутора и фермы. Суточная стоимость проживания не превышает 20 - 22 евро. Учитывая отменный сервис, это недорого.
Университетский город Тарту в представлении не нуждается, но в Петербурге мало кому известно о существовании там клуба любителей древних судов. Эстонские ушкуйники по старым рисункам восстанавливают ладьи, известные со времен Новгородской Руси. Немаловажный факт: клуб существует на средства гранта Евросоюза - такой способ финансирования стал возможен после вступления Эстонии в ЕС.
Порадовало и посещение западного берега Чудского озера, где уже много веков живут русские староверы. Аккуратные деревни, доброжелательные местные жители. Кстати, доброжелательность к туристам - отличительная черта современной Эстонии, так же как и знание персоналом гостиниц и ресторанов нескольких иностранных языков (включая, разумеется, русский).
Отрасль народного хозяйства
Причина, по которой Эстония пестует свою туристическую инфраструктуру, понятна: доля туризма во внутреннем валовом продукте (ВВП) этой страны в 2008 году составила 8%, Эстония занимает 31-е место в мире по доле турбизнеса в национальной экономике (Россия - только 128-е). То есть для этой страны вложения в инфраструктуру туризма на всей территории государства столь же важны, как для нас строительство газопровода «Норд Стрим».
Оттого-то в Эстонии даже в самой глуши в каждом кафе или домике для туристов есть нормальный ватерклозет, водопровод, и санитарное состояние любого ресторана не вызывает сомнений. Справедливости ради стоит заметить, что сельский туризм в Эстонии удалось поднять на современный уровень во многом благодаря иностранным инвестициям (как правило, деньги привозили канадские и американские эстонцы). А это стало возможным потому, что в Эстонии иностранцам разрешено покупать и недвижимость, и землю. Плюс - возвращение собственности бывшим владельцам, многие из которых нашли средства и восстановили хутора и мызы, сделав из них превосходные туристические объекты.
К сожалению, нам в сфере деревенского туризма похвастать особенно нечем: Ленобласть отстает в этом от Эстонии лет на двадцать. В нашем регионе плохо развита элементарная инфраструктура: канализация, водопровод, даже электросети. Стоимость земли и недвижимости неоправданно велика, равно как и налоги на бизнес. Стоимость кредитных ресурсов в России и в «тучные годы» была высокой, а сегодня получение банковской ссуды стало проблемой для всех.
Что касается уже существующих туристических объектов Петербурга и Ленобласти, у них, по мнению экспертов, есть три минуса: однообразие, китч и дороговизна. Наши туристические комплексы в основном предназначены для времяпрепровождения развеселых компаний с обильными возлияниями или для корпоративных вечеринок, в то время как в Эстонии (да и вообще на побережье Балтики, в том числе в Скандинавии) основной упор делается на семейный отдых.
В тех же наших туркомплексах, которые выдают себя за «аутентичные», царит кичливый стиль «а-ля рюс»: «лапти-матрешки» да «роспись под хохлому». Но неужели так сложно и нашим бизнесменам нанять бабушку из соседней деревни, чтобы та напекла исконноместных калиток или шанежек, а вместо китайских матрешек в сувенирном магазине продавались бы изделия мастеров оятской керамики, каргопольские игрушки, а также вышитые в карельском или северорусском стиле рубахи и фартуки? Увы, ничего этого в большинстве наших центров туризма вы не найдете.
Пярну - Таллин - Санкт-Петербург
Оригинал публикации:
http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10258971@SV_Articles Прошу комментировать.