Этот тот самый дядька , который ведёт "Умники и умницы" . Смотрел , грешен, не раз . Но раньше - давным давно. И врать не буду - порой мне было интересно. С моей колокольни - талантливая передача. И как задумана, и как ведётся.
Но ... есть одно но. Как - то по "Культуре" я недавно увидал , как(на мой взгляд) Ю.П. Вяземский Чехова приспускал . Опустил на уровень ниже и Толстого , и Достоевского . Набоков с этим тоже бы не согласился (Достоевского он ставил в "угол"). А Вяземский не мог не читать его лекции по русской лит -ре(я кста ...так и не осилил;).
В той же передачи я услышал как Ю.П. красиво сказал: И этих титанов можно перечислить довольно легко. Их не так уж много. Это Гомер. Это три древнегреческих трагика Эсхил, Софокл, Еврипид. Это комедиограф Аристофан. Это великий прозаик, он же - великий философ, он же - великий религиовед Платон. А во времена после Рождества Христова, однозначно, в ряд титанов входит Данте, выросший на итальянской почве, Шекспир, выросший на английской почве, испанец Сервантес, немец Гёте и наши русские два с половиной титана…
Единственно , что он не сказал , то это того , у кого стащил эту(мысль!) фразу . А утащил он это у Шатобриана : Шекспир входит в число пяти или шести писателей, развивавших и питавших человеческую мысль: кажется, будто эти гении-прародители произвели на свет и вскормили всех остальных[454]. Гомер оплодотворил античность; Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан, Гораций, Вергилий- его сыновья. Данте стал отцом новой Италии, от Петрарки до Тассо. Рабле положил начало французской словесности; среди его потомков - Монтеиь, Лафонтен, Адольер. Вся Англия - это Шекспир; и по сей день его языком говорит Байрон, а мастерство диалога унаследовал от него Вальтер Скотт.
Шатобриан, видимо, не включил Гёте по двум причинам : Германии как таковой в его время не было . А вторая - по какой сам Вяземский не видит не одного значимого писателя среди современников (разве Прилепина , но и того полоскает, а уж как он приложил Пелевина ;) - ну известная вещь : "Моцарт и Сальери" . Только нынешние "сальери" больше всё травят словами - измельчали. Хотя есть и третья причина - французское "снисхождение" к северным варварам - немцам.
Вяземский боготворит Шекспира. Я - Толстого ( и лишь чуть - чуть меньше ставлю Чехова, Бунина и конечно Достоевского . И только после этого - Набокова .)А Толстой Шекспира не очень...Читал я малость его критику . Хотя куда мне !Я Пелевина с Сорокиным путаю , Прилепина осилить не могу . "Похороните меня под плинтусом" , не читая , признаю великолепным произведением о 90ых - лишь за название.
Ну вот Вяземский уверенно заявляет , что Пушкин вышел... из Шекспира. Неужели он это и студентам преподаёт ?.. Я честно говоря уже раздумал на эту тему писать - дочту мол вот всё это -
http://www.proza.ru/2016/11/19/882 - закрою вкладку и бог с ним Вяземским. Может потом когда нить напишу. И понял : сейчас или никогда. Вот и пишу мучаюсь . Цитата оттуда :Осуществил он это в творческом состязании с g;nies-m;res европейской литературы - создателями национальных литератур. В «Руслане и Людмиле» он соревну¬ется с Ариосто, в «Гавриилиаде» - с Вольтером, в южных поэмах - с восточными поэмами Байрона, в романе в стихах «Евгений Онегин» - с байроновским «Чайльд-Гарольдом» и «Дон Жуаном», в «Сцене из Фауста» - с Гёте, в стихотворении «В начале жизни школу помню я...» - с Данте («Новая жизнь»), в «Маленьких трагедиях» - с французской классической трагедией и комедией, в «Капитанской дочке» - с историческими романами Вальтера Скотта. Наконец, он «соревнуется» с Шекспиром, которого Гёте назвал величайшим писателем.
Я правда ещё и Штейна читал , и кого - то ещё, но неохота искать и приводить факты. Грубо говоря , мы знаем , что Пушкин - самородок. Вяземский - нет.
Юрий Павлович ещё и художественный писатель. Признаюсь честно - рассказ "Бэстолочь" настолько меня разочаровал , что глянув ещё две его весчи , я понял НИКОГДА ЕГО ЧИТАТЬ не буду . Беллетристика - это не его. Он великолепно рассказывает об истории. Умно. Красиво. Может в нём пропадает гениальный биограф . Но ... Но рассказы( и боюсь - и повести) это не его...
И сильно сомневаюсь , что он "скопирует" кого - нить из них (хотя всуе он сие утверждает): Кстати, я легко могу скопировать Толстого, Достоевского, Маркеса. Набокова могу, Булгакова могу. Подражать Бунину не получается.
И последнее. ЧЕХОВ . Вяземский утверждает , что последователей у Чехова нет . Значимых. Незачёт вам , г-н профессор . Сомерсет Моэм учился по рассказам Чехова. Хаксли , хотя и не пишет об этом почти нигде - тоже. И этих двоих только за глаза хватит. Точнее - одного. Моэма. Когда - нибудь его признают гением. Ведь его рекорд по популярности, по тиражам (по моему )никто ещё не побил. В Японии Чехов - самый читаемый зарубежный автор. Да если копнуть у Чехова по всему свету последователи. Ведь редкие писатели признаются с кого они свинтили сюжет стиль прочее сделали жизнь ...
А тем не менее Буратино лучше чем Пиноккио :)
УПД. Чтобы спокойно читать Чехова - по всему свету -все равно б не помешали тактические ракеты на боевом дежурстве. В достаточном количестве. И с легкосъёмными боеголовками. :)