Два разведчика

Sep 25, 2013 12:41

20 августа 1645 г. корочанские дети боярские несли дозор под селом Стариковым. Рано утром Самойлу Сапелина и Петра Комарицкого послали в разъезд "по татарским вестям".
".. и они, де, ѣхали отъ войска укрываючись логомъ, и какъ, де, будутъ отъ села Старикова въ верстѣ, и тутъ, де, на нихъ скочили изневѣсть воинскіе Татарове, и они, де, съ ними учали биться". Нарвавшись на татарскую засаду разведчики выхватили сабли и пошли в рукопашную: " у него, де, Самошки посѣкли саблею лѣвую руку, да въ другомъ мѣстѣ посѣкли; саблеюжь правую ногу повыше колѣни, да въ третьемъ мѣстѣ посѣки саблеюжь по лѣвому стегну... у Петрушки Комарицкаго, посѣкли саблею лѣвую руку по запястью". Сбитые с лошадей, плавая в луже крови от ран, они сопротивлялись до тех пор, пока их не повязали. Далее татарский спецназ напал на сторожу - "и на сторожѣ, де, Корочане, дѣти Боярскіе, учали съ ними биться,тѣ, де, Татарове на томъ бою Корочанъ, дѣтей Боярскихъ, Гришку Жилина да Федьку Рогулина, перераня, поимали въ полонъ". Но на помощь стороже выдвинулись ратные люди, и татары вынуждены ретироваться, прихватив с собою пленных.
"И какъ, де, Государевы ратные люди на тое сторожу поспѣли и учинили съ тѣми Татары бой, и тѣ, де, Татарове отъ Государевыхъ ратныхъ людей побѣжали, и Государевы, де, люди гнали за тѣ ми Татары за Малиновый пристѣнокъ до верховья рѣчки Казанки день весь, а тѣ де, Татарове до Донца бѣжали два дни да двѣ ночи, и которые, де, у нихъ были побитые Татарове отъ Рускихъ людей, и они, де, тѣхъ Татаръ до ночи везли съ собою, а въ ночи, де, тѣхъ побитыхъ Татаръ метали по яругамъ; и какъ, де, они будутъ на Сѣверскомъ Донцѣ, на Берецкомъ перелазѣ, Августа въ 22 день, и на томъ, де, перелазѣ поутру громили тѣхъ Татаръ Литовскіе Черкасы, Грицко Тускій съ товарыщи, ихъ, де, Самошку, съ товарищемъ его, съ Гришкою Жилинымъ утѣхъ Татаръ отгромили, а товарищей, де, ихъ Федьку Рогулина, да Петрушку Комарицкаго те Татаровя увели съ собою..."
Служилые литовские черкасы перевязали раненых, и, поскольку преследовали далее татар, двинулись в путь, оставив раненым лодку - "и они, де, въ томъ суденкѣ плыли до Святогорскаго монастыря, и въ монастырь приплыли Августа въ 25 день, и въ Святогорскомъ, де, монастырѣ лежали полтретьи недѣли, а изъ Святогорскаго, де, монастыря взяли ихъ Корочане, дѣти Боярскіе, Сидоръ Коптевъ съ товарыщи, и привезли ихъ въ телѣгѣ на Корочу".

В Короче раненых осматривал сам воевода Иван Андреевич Милославский: "А по осмотру Воеводы, Ивана Андреевича Милославскаго, Гришка Жилинъ раненъ по лѣвой ногѣ, посѣченъ саблею до кости по берцу, другая рана: посѣчено саблеюжь по той же ногѣ повыше лодышки, раны гораздо больны, одва будетъ живъ.
Самошка Сапѣлинъ раненъ по лѣвой рукѣ, посѣченъ саблею по запястью, повыше составовъ, другая рана на правой ногѣ, повыше колена, по чашкѣ, вверьхъ по стегну, посѣчено саблеюжь, третья рана, посѣчено саблеюжь по лѣвому стену, на ногахъ раны добрѣ больны, одва будетъ живъ".

Интересно, выжили или нет? - узнать ,я думаю, можно, если сохранилась десятня или смотренный список по Короче с 1646 г. Чем отличается "раны гораздо больны" от ран "добре больны"? ..

архивы, неволя, очерки военной истории, антропология

Previous post Next post
Up