Жизнь - забавная штука. Сегодня вечером получил письмо от... историка Сергея Богатырева, доктора философии, старшего лектора по древней русской истории Школы славянских и восточно-европейских исследований Университетского колледжа Лондона. Он - автор статьи Bronze Tsars: Ivan the Terrible and Fedor Ivanovich in the Décor of Early Modern Guns, о которой я
упоминал в предыдущем посте . Приятно, что мой бложик почитывают коллеги.
Он поясняет следующее (привожу его слова - собственно и это изложено в его работе):
"Портрет в некоторых местах (завитые усы и особенно ромбовидный орнамент на бармах) явно зависит от гравюры Эрхарда Шона, которые задал стандарты изображения московского князя европейскими мастерами. Общие черты лица (вытянутое лицо, длинный нос, борода) также следуют гравюре Шона. Следует учитывать, что у нас нет достоверных прижизненных изображений Ивана, выполненных в России. Создатель изображения на Ревельском льве стремился представить не столько точный индивидуальный портрет Ивана, а скорее образ грозного завоевателя. Самая важная часть изображения - это именно головной убор. Миддельдорп (или нанятый им скульптор) решительно отказался от фантастической короны, изображенной на гравюре Шона, и очень точно воспроизвел Шапку Мономаха. Миддельдорп мог получить информацию о Шапке от своих коллег немецких мастеров, работавших в России, или от ревельских заказчиков".
А действительно - ромбовидный орнамент на барме с окаймлением повторен у Миддельдорпа, действиетльно схожи густые завитые усы и т.д. Смотрим:
Главный вопрос - почему у Миддельдорпта околышек скорее из перекрученной ткани, а не мех? - может быть объеснен как раз тем, что литейщик на рисунке шапки Мономаха мех принял за ткань, ну и проассоциировал эту часть с элементом чалмы.
а вот и реконструкция Герасимова (который не знал о Миддельдорпте):