В собрании шведского Armemuseum хранится коллекция рисунков трофейных орудий, сделанных художниками Ф.Я.Телоттом и его сестрой Анной-Марией по указу короля Карла XII.
Художники достаточно точно воспроизвели внешний вид пушек, декоры, а вот с надписями часто была загвоздка: шведы не были знакомы с русской вязью, хотя тщательно ее пытались скопировать. Тем не менее в ряде случаев у них получилась не вязь, а какие-то криптографические знаки. Кроме того, атрибуция усложняется еще и тем, что в некоторых случаях были зарисованы фрагменты разорвавшихся орудий, и вот тогда идентификация усугубляется неполной сохранностью надписей.
В качестве примера - фрагменты русской пушки, захваченной шведами в Кокенгаузене в 1701 г.
Из сохранившейся надписи можно лишь точно установить написание некоторых букв:
«Лета 7102 (?) (д)ела(л)
….ученикъ
оръ С..В..ЕВЪ
Но поскольку известно, что в Кокенгаузен из Смоленска с началом Северной войны было привезено несколько пушек, открываем самую подробную Опись Смоленска 1670-х гг пушкарского головы Прохора Шубина, и ищем знакомые комбинации даты и букв. И находим знакомую пушку: «На Семеновской башне в середнем бою пищаль медная русского литья, в станку на колесах, ядром 7 гривенок, длина 4 аршина с полувершком старого смоленского наряду. На ней у казны и посередь и у дула травы, у казны подпись руским письмом: лета семь тысяч сто второго делал Андреев ученик Федор Савельев. На ней же посередь звериныя две головы, назади за казною звериная голова ж. Весу 50 пуд».
Середины у пушки не сохранилось, зато на торели видим барельеф в виде какой-то головы (львиной?). И надпись восстанавливается полностью с именем мастера: "ученикъ (Фед)оръ С(а)В(ЕЛЬ)ЕВЪ"