"Секретные орудия" царя Алексея Михайловича

Mar 20, 2012 15:42


Наверное, надо немного отвлечься. Об "отзыве" наших докторов я отпишусь отдельно, но потом.
В этом году планируется публикация след. статей:
2 публикации в Университетском журнале Studia Slavica Et Balcanica Petropolitana
- критика историографии и новые источники о битве под Оршей 1514 г.
- публикация трех посланий Василия III Ивановича тевтонскому магистру 1515 г. из собрания Кёнигсбергского секретного архива (GStAPK)
- в сб. Балтыйскi трехкутнiк. Рэч Паспалітая, Швецыя і Расія ў XVI-XVIII стагодзях обзор документов об осаде Смоленска и битве под Оршей 1514 г. из собрания Кенигсбергского тайного архива - расширенный вариант тезисов московской конференции "Древняя Русь" http://www.drevnyaya.ru/vyp/2011_3/part.pdf
- статья о "воинских книгах" XVII в. (1607 и 1620 гг) - первых военных трактатов России в "Армии и битвах" (спецномер по Смуте)
- участие в Университетской конференции по Смуте (осенью)
Ну а дальше - не знаю. Давно лежит в Единороге публикация-перевод сочинения С.Гурского (с humanitarius ) и еще несколько проектов (в том числе и "бомбардологический" справочник по всем известным орудиям XV-XVII вв)
В середине мая в Артиллерийском музее будет международная  конференция "Война и оружие", на которой я выступлю с докладом о неизвестных русских чудо-пушках. Вот сюжет об одной из них - деревянной или земляной пушки. К маю, думаю, статью опубликуют.


История о деревянной или земляной пушке

Я уже об этом писал http://alexuslob.livejournal.com/19437.html#cutid1  , а теперь раскрываю тему.
История об испытаниях в Москве «деревянной» или «земляной» пушки, которая могла выстреливать крупнокалиберные пушечные гранаты, похожа на детектив. В 1670 г. Николас Бауман, носивший к этому времени звание генерала, добился у царя Алексея Михайловича разрешения вернуться в Данию. Однако на родине престарелый генерал оказался невостребован. Он постоянно путешествовал по Германии и Голландии, но везде к его заслугам и проектам относились скептически - генеральский патент, выданный в России, не признавался в европейских армиях. Во время одной из встреч Бауман познакомился с известным инженером и артиллерийским теоретиком Иоганном-Зигмундом Бухнером, и поведал ему удивительную историю про «земляную пушку», сконструированную в Москве. Позже в своем трактате «Теория и практика артиллерии» («Theoria et praxis artilleriae») 1682 г. Бухнер привел этот рассказ бывшего на русской службе генерала. Один артиллерийский капитан и обер-инженер по фамилии Геткант «измыслил снаряды из земли бросати» на дистанцию более 1000 шагов. Перед своей смертью Геткант приказал своей единственной дочери сжечь все чертежи чудо-оружия, а его помощник по фамилии Тамсон «клятвою принужден был обещати никому онаго вскрыть, но с собою в могилу взятии» Позже Тамсон завербовался на службу в Россию и поступил в «артиллерийский» полк Баумана. Но бывший слуга случайно проболтался генералу о том, что хранит тайну «земляной пушки». В результате несчастного слугу заставили открыть секрет силой - «помянутой Тамсон как ни отговаривался, однакож против насильства ничего мог учинить». На опытных стрельбах в присутствии Баумана он действительно выстреливал из земли гранаты и камни, за что был одарен подарками и произведен в капитанский чин. Эта история похожа на легенду, однако обращение к делам Разрядного, Пушкарского и Тайного приказов позволило найти ряд подтверждений и уточнений рассказу И.З.Бухнера.

Поиск офицеров, работавших на Гранатном дворе у Н.Баумана, вывел меня на фамилию «гранатного и огнестрельного мастера Ганца Тимсона». Действительно, этот Тимсон (Тамсон) был учеником Фридриха Гетканта (artillerieleutnant Friedrich Getkant, 1600-1666), немца по происхождению, знатока фортификации, артиллерии и механики. Геткант находился на службе в Польше,  строил укрепления на балтийском побережье и занимался разработкой артиллерийских систем. Его рукописи, посвященные военным и инженерным аспектам, были утрачены во время пожара во Львове в 1662 г. Скорее всего Г.Тимсон (или Тамсон) приехал в Россию не после смерти Гетканта, а после львовского пожара. В документах Тайного приказа его имя фигурирует с осени 1663 г.: «капитаном Ганцу Тимсону да брату ево отютанту Фредрику» была пожалована значительная сумма «на подъем» - около 400 рублей! В 1668-1670 гг. «огнестрельной стрельбы мастер Ганц Тимсон» был отправлен с пушками в Глухов в действующую армию князя П.А.Долгорукого. В начале весны 1671 г. артиллерийского капитана перевели в Курск, в полк боярина Г.Г.Ромодановского, а 13 марта того же года Тимсону разрешили уехать в отпуск в Москву, оставив вместо себя брата Фредерика.
И вот, представляете себе, под сводами древнего здания петербургского Цейхгауза, в архиве Артиллерийского музеума, удалось найти интересные документы, свидетельствующие о том, чем занимался гранатный мастер в столице в период с мая по июнь 1671 г. Это черновые памяти головам И.В.Большому Ларионову, М.Г. Юреневу, Б.Ертусланову и П.Б.Строеву и «роспись капитана и огнестрельного мастера Ганца Тимсона, что ему надобно к деревянной верховой пушке гранат и гранатных составов (выделено мной - А.Л.)». Тимсону и его помощникам, гранатчикам В.Иванову и Г.Калинину и иноземцу Элману, для постройки большой деревянной пушки было выдано: 100 гранат «розных статей», полпуда «селитры лютрованной», 12 гривенок серы, несколько пудов пороха, смолы, «котел медной смоляной», около 100 дубовых и сосновых брусов длиной от 0,5 аршина до 3,5 саженей, «бумаги на картузы», более пятидесяти обручей «больших и меньших» и др. Собирали орудие 25 бочаров, плотников и токарей.
Следует отметить, что сконструированные по проекту Тимсона деревянные пушки впоследствии принимали участие в боевых действиях. В документах упоминаются «деревянные пушки», которые правительственные войска использовали при осаде Соловецкого монастыря в 1674-1676 гг. Появление таких «экстраординардных» орудий под Соловецким монастырем объяснимо природными условиями тех краев. Тяжелые мортиры в силу ряда обстоятельств невозможно было быстро переправить к осажденной крепости. Поэтому правительством было принято решение собрать гранатные пушки уже на месте. К воеводе И.Мещеринову были «посланы гранатчики, которые огнестрельному делу навычны и учились у иноземцев». Согласно донесению воеводы от 6 июня 1675 г. в Сумском остроге он «приказал зделать гранатным мастером шесть пушек деревяных и, зделав, привез на Соловецкой остров <...> велел <...> те деревяные пушки вкопывать в землю (выделено мной - А.Л.)». В другой отписке Мещеринов докладывал, что обстреливал соловецких сидельцев «из двух медных да из деревяных четырех гранатных пушек гранатными железными и зажигательными ядрами (выделено мной - А.Л.)» . По Холмогорской летописи во время осады ратные люди « и шанцы, и рвы, и подкопы копали, и туры и лествицы строили, и деревяные в землю пушки ставили (выделено мной - А.Л.)».
Использование деревянно-земляных пушек в определенных условиях в какой-то мере компенсировало дефицит осадных орудий. Таким образом, сопоставление источников позволяет предположить, что земляная пушка в описании Бухнера и деревянная пушка в русских актах - одно и то же. Тимсон (Томсон) действительно делал некие большие деревянные пушки, которые врывали в землю. Но установить какие-либо подробности о конструкции таинственных деревянных пушках не представляется возможным. Впрочем, Бухнер или его информатор явно преувеличивали характеристики этого чудо-оружия: будто бы «земляная пушка» могла выбросить до 40 «возов каменья»! Из «росписи Ганца Тимсона» 1671 г. следует, что орудие выстреливало пушечные гранаты «розных статей», т.е. мортирные бомбы весом в 1, 2, и 3 пуда.
Впрочем, в это же время были отлиты гигантские мортиры, которые из-за своих больших габаритов также врывали в землю. Э.Пальмквист в отчете 1674 г. приводил чертеж «больших металлических мортир, калибром в 2 локтя, длиною 4 калибра, с камерой в два калибра. По значительной величине и тяжести этих орудий их употребляют без лафетов, врывая прямо в землю… Из этих мортир стреляют или огромными снарядами, или же окованными железом бочонками…». Иллюстрация:


Согласно документам, действительно в 1668-1669 гг. было произведено несколько «верховых пушек», стрелявших огромными гранатами до 13 пудов (208 кг) весом. Кроме этого разрабатывались чертежи гигантской мортиры, ствол которой разбирался на несколько частей.
В общем, если кратко, такова история русского ядрен-батона

бомбардология, очерки военной истории, архив из железа и меди

Previous post Next post
Up