Путешествия невольников

Sep 22, 2014 15:58

давно не писал ничего по тэгу " неволя"
Раньше, когда только стал интересоваться побегами и восстаниями, поражался духу и крепости людей, волею судьбы попавших в турецкую неволю. Сейчас, когда таких случаев за XVI-XVII в. накопилось немалое количество, уже ничему не удивляюсь и не поражаюсь. Слишком много их было за столетие, и слишком похожие все они: Плен - гребцы на галерах-каторгах - побег/бунт - анабасис через всю Европу. И заметьте - в имеющихся материалах нет ни одного отмеченного случая, когда б кто-то из группы полоняников решил добровольно остаться в какой-нибудь европейской стране.
За сухими и лаконичными изложениями в челобитных или записях по челобитьям скрыто выдающееся приключение, которое пришлось испытать бывшим каторжникам. Однако узнать обстоятельства побега или восстания, конечно же, не удастся - увы, писателей-романтиков среди полоняников не было.
Вот еще случай, в копилку:
7 октября 1680 г. в Посольском приказе объявился полоняник, рейтар из Старого Оскола Иван Алексеев сына Тибекина (Белгородский полк). Прибыл он в свите боярина И.В.Бутурлина из Вены, "И в Посолском приказе тот полоненик роспрашиван, а в допросе сказал: в прошлых де годех служил он в полку боярина и воеводы князя Григорья Григорьевича Ромодановского, и как де меж Чигирина и Бужиным был бой у боярина у князя Григорья Григорьевича с Юраском Хмелницким, тому лет с осмнатцать, и въ то время взяли его в полон Крымские татаровя и привезли в Крым и продали Турчаном, а Турчане, привесши в Царьгород, продали его на каторгу и на каторге был в неволе лет с пятнатцать; и тому де года с два под Венецейским городом Курхвостом с каторги он, Иван, да с ним черкашенин Григорей Михайлов ушли, и из того города шли на Французские, на Гишпанские, на Венецейские городы и пришли в цесарскую землю в город Вену в прошлом во 187 году; и будучи в Вене били челом боярину Ивану Васильевичю Бутурлину, как он был в великих и полномочных послех, чтоб он их для имени Христианского велелъ принять и свесть с собою к Москве, и боярин де Иван Васильевич по тому их челобитью велел принять и привез его, Ивана, с собою к Москве на своих харчах и проторях, а товарыщ де его Черкашенин отстал в дороге в Колужском уезде и постригся в Юхнове монастыре, а ехал тот черкашенин до того места на егож боярина Ивана Васильевича Бутурлина харчах и проторях".

Вот спрашивается, чего ему, как и другим бывшим рабам, в Европе-то не жилось после 18 лет рабства?

неволя, очерки военной истории, антропология

Previous post Next post
Up