Предназначение
Приготовься выслушать перечень зверей: царствующих, величавых, гнутых,
вызолоченных, пришибленных и низкокланяющихся.
Причеши голову твою, если есть борода, сбрей еЈ, руки вымой и сядь. Для
тебя, читатель моих сочинений, приготовлены эти странички. Легкий дымок
вьется вокруг головы твоей. Ногами своими ты гладишь кота, а в руках держишь
медную птичку. Думаешь ли ты посмеяться над буковками моими, или ты думаешь,
подобно безумной дрофе, пронестись мимо глаз моих, оставляя в воздухе
пЈстрый пух?
Стой! Не спеши читатель, не приготавливай улыбки на безобразном своЈм
лице, не скачи куда-то вбок от меня. Дай тебя разглядеть. Быть может, ты
крив и у тебя слишком узкие плечи? А, может быть, ты спишь в грязи, а днЈм у
тебя потеют руки? Может быть и ума-то в тебе нет никакого, может быть ты
просто дрянь? Тогда скачи дальше, смейся и делай всЈ, что ты хочешь, потому
что есть у меня и другой читатель, получше тебя1. Он не крив и широкоплеч,
он живет в достатке и спит на чистом белье, руки моет квасцами и сморкается
в белоснежные тряпочки. Он умЈн: это видно сразу. У него на лбу вертикальная
морщинка, а глаза его всегда немного прищурены. Он одет в хороший костюм на
шерстяной материи, на голове он носит маленькую войлочную шапочку, а зимой,
поверх этой шапочки, надевает верблюжий башлык. Он курит почти непрерывно;
утром он курит короткую прямую трубку, а днем и вечером -- кривую. Иногда он
курит сигары, а если его угощают папиросой, то курит и папиросу. Он
идеальный читатель, потому что всякую прочитанную им книгу он целует и
прячет в сундук сделанный из темной карельской берЈзы с медными пластинками
на углах. В этом сундуке скопилось уже 36 книг. Я хотел бы, чтобы моя книга
стала 37-ой!
Вот именно тебе, дорогой читатель, предназначаю я эту книгу, а затем,
не мешкая, приступаю к перечню зверей.
Перечень зверей
Вот той-терьер. Он самый приятный из всех зверей, потому что он похож
на пчелу. Он умеет свистеть. Он приятен душе моей.
Вот лев. Это страшный зверь. Взгляд его умен, но сам он глуп. Он
бросается на толстые прутья железной клетки и грызЈт их своими клыками. Он
могучими лапами бьЈт по деревянному пню. Он кричит страшным голосом
неизвестно чего, и, когда он кричит, все другие звери приходят в страшное
волнение. А он кричит и надсаживается иногда пятнадцать минут подряд, а
потом, надравши глотку, ложится и мудрыми глазами глядит на вонючую толпу.
Отойдите от него все! Это несчастный дурак. Не держите его в клетке.
Отвезите его домой и отпустите на волю, где ему и полагается быть. Он
помчится, задравши хвост! Он помчится, взрывая задними лапами песок, такой
же жЈлтый как и он сам. Он убежит к далекому светлому ручью, напьЈтся
прохладной воды и, широко разинув пасть, закричит своим ужасным голосом,
прославляя Создателя всех вещей. Лев, лев! Тебе не место сидеть2 в
человеческом городе!
А вот мурашеед. Когда он видит врага, он поворачивается и бежит. Куда
он бежит? У него такой вид будто он бежит в лавочку. Но нет, он пробегает
мимо лавочки и 6ежит в лес. В лесу у него много тайных уголков, там он
спасает свою жизнь. Он садится в яму и сверху засыпает себя землЈй и
упавшими листьями, а для дыхания выставляет наружу один только свои длинный
и тонкий нос. В носу у него устроено отверстие, и в это отверстие он может
высовывать свой язык. Глупый зверь мурашеед: он живет под водой, а питается
только мерзкими червями.
Но есть зверь, который ещЈ глупее мурашееда, это конь. У него большие
выпуклые глаза, в которых отражается только тупая грусть, а иногда злость.
Вот он стоит в стойле и шевелит своими мягкими губами. Не подходи к нему
хозяин! Не подходи, потому что конь так и норовит схватить тебя за плечо
жЈлтыми зубами3.
Конь! Конь! Это ты когда-то скакал по Аравийской пустыне! Это тебя
поили арабы черным кофием. Ночью мчался ты по темным степям, перепрыгивал
через реки и давил своими копытами встречных поселян. Тебя ловили длинным
арканом, но ты вырывал аркан из рук ловца и летел вперед и горячий воздух со
свистом вылетал из твоих ноздрей. Ты, неукротимый, сбрасывал с себя дикого
всадника и волочил его лицом по земле. Ты бежал до тех пор, пока белая пена
не покрыла твой живот. Тогда ты упал на бок и испустил дух.
А зачем ты бежал, неразумный зверь? Куда несло тебя? Это конская удаль
несла тебя безо всякого смысла. Конь, ты, среди зверей, самый противный, ты
противен душе моей!
А вот ещЈ один зверь, это ночной лемур. Он как птица летает с ветки на
ветку и из глаз его висят верЈвочки. Лемур, это воздушный человечек.4
А это ягуар, он лижет своих детенышей и обдумывает план побега. Сторож
Матвей свободно входит в его клетку, потому что ягуар давно считается
ручным. Сторож Матвей спокойно теребит его за уши. И ягуар это любит. Но ещЈ
больше любит он свободу. Он чувствует, что как-то при помощи Матвея он может
удрать, но как, этого он решить не может. Он слишком глуп. Ах! он лежит и от
напряжЈнной мысли морщит лоб. Вот в клетку входит сторож Матвей. Вот ягуар
встает, потягивается и подходит к открытой дверце. "Ну, ты!" -- кричит
сторож Матвей и сапогом дает ягуару пинка в бок. Ягуар скалит зубы и дЈргает
усом. Чтобы убежать, надо что-то сделать. Но что? Ягуар стоит и думает. А
сторож Матвей вылезает из клетки, закрывает дверцу, гремит каким-то железным
ковшом и уходит. Что-то кончилось навсегда. Ягуар забирается на полку,
прибитую под самым потолком клетки и, свесив хвост, засыпает.
А вот слон. Это большой и умный зверь.
Больше о нЈм и говорить нечего.
Теперь медведь. О нЈм расскажу такой случай: один инженер купил себе
ценного медведя и посадил в ванную комнату. Гости того инженера частенько
приходили посмотреть на страшного зверя. Но инженер никого в ванную комнату
не пускал.5
Много, много есть различных зверей: царствующих, величавых, гнутых,
вызолоченных, пришибленных и низкокланяющихся. Но лучший из них -- это
той-терьер. Его мы помянем ещЈ раз и прокричим ему ура!
На этом закончим перечень зверей, еще раз крикнем ура! той-терьеру и не
мешкая перейдем к иной беседе.
(сер. 1930-х)
1 Далее зачеркнуто -- "и этот читатель -- я сам..."
2 Вариант "жить".
3 Очевидно, описка -- "губами".
4 Далее, после зачЈркнутого фрагмента, идет концовка, перенесенная нами
в конец текста.
5 На этом текст обрывается.