В Израиле осенью этого 2023-го года вышел альманах "Загадки Александра Галича". Мне кажется, я только что наткнулся ещё на одну загадку, которая бы заслуживала размещения в альманахе с подобным названием, но он уже вышел, а до нового подобного я не дотерплю. Сразу говорю, что ответа я не знаю. Может, кто-то в курсе, но я раньше этой информации не встречал и пусть меня тогда поправят…
В 1947 году Галич для постановки спектакля Александром Таировым «Походный марш, или за час до рассвета» пишет стихотворение «Комсомольская прощальная»:
Протрубили трубачи тревогу.
Всем по форме к бою снаряжён,
Собирался в дальнюю дорогу
Комсомольский сводный батальон.
До свиданья, мама, не горюй,
На прощанье сына поцелуй;
До свиданья, мама, не горюй, не грусти,
Пожелай нам доброго пути!
Прощай, края родные,
Звезда победы нам свети.
До свиданья, мама, не горюй, не грусти,
Пожелай нам доброго пути!
Все, что с детства любим и храним,
Никогда врагу не отдадим,
Лучше сложим голову в бою,
Защищая Родину свою.
До свиданья, мама, не горюй,
На прощанье сына поцелуй;
До свиданья, мама, не горюй, не грусти,
Пожелай нам доброго пути!
Прощай, края родные,
Звезда победы нам свети.
До свиданья, мама, не горюй, не грусти,
Пожелай нам доброго пути!
Соловьёв-Седой на неё пишет музыку. Песня звучит по радио, записывается на пластинки и обретает популярность под названиями «До свиданья, мама, не горюй», «Комсомольская песня».
Первые издания:
- Комсомольская песня /Муз. В.Соловьева-Седого // Молодеж. эстрада. - 1947. - Вып. 21 - С. 50-53;
- То же: [Отд. изд.]. - М.: Союз сов. композиторов, 1947. - 6 с
- То же: // Широка страна моя родная: Сб. песен. - М.: Моск. рабочий, 1952. - С. 50-51.
На вебсайте
https://russian-records.com/ приведены фотографии более десятка «яблок» и даже записи некоторых пластинок. Приведу тут только некоторые из них, относящихся исключительно первому году издания, т.е. к 1947: поёт Иван Шмелёв, оркестром руководит дирижёр Виктор Кнушевицкий.
В последующие годы эта песня неоднократно выходила на пластинках в исполнении Олега Разумовского в сопровождении Краснознамённого ансамбля песни и пляски Советской Армии под руководством дирижёра Бориса Александрова. И что тут удивительного, спросите вы? Да ничего, за исключением ещё одной пластинки, изданной в том же 1947-м в Ленинграде артелями "Минерал" и "Пластмасс". Поёт дуэт Николая Гришанова и Ивана Шашкова в сопровождении джаз-оркестра под управлением дирижёра Николая Минха. «Яблоки» выглядят так:
Ничего странного не находите? Автором текста значится Соломон Фогельсон. Информация из энциклопедии о творческих достижениях Фогельсона:
Перв. песню, получившую широкую известность, «Разговор» (1944), Ф. сочинил вместе с В. Соловьёвым-Седым, кот. принял стихи поэта лишь с двенадцатого раза, что стало для Ф. наст. школой. Впоследствии автор текстов мн. изв. песен на муз. В. Соловьева-Седого ( «Севастопольский вальс», «Моя родная сторона», «Матросские ночи», «Золотые огоньки», «Заздравная», «Нева», «Ночи белые стоят над Ленинградом», «С добрым утром »), Д. Прицкера («Белокрылые чайки», «Навстречу весне», «Пой с друзьями», «Красавица и капитан»), В. Сорокина («Матросский вальс», «На дальней заставе», «Марш пограничников»), М. Феркельмана («Ленинградский вальс»), А. Петрова («Здравствуй»), Г. Портного («Зимняя песенка»), А. Фатьянова («Разговорчивый минер»), А. Броневицкого («Воскресная прогулка», «Невские моржи», «Туристы») и мн. др.. Напис. тексты песен к кинофильмам «Небесный тихоход» (1945, «Пора в путь дорогу», муз. Соловьева-Седого), «Доброе утро» (1955, «Песня Кати», муз. Соловьева-Седого), «Она вас любит» (1956, муз. Соловьева-Седого), «Осторожно, бабушка!» (1960, муз. Соловьева-Седого), «Крепостная актриса» (1963; по мотивам либретто Е. Геркена, Ф. принимал участие в написании сценария и стихов), «Человек-амфибия» (1962, «Песенка о морском дьяволе», муз. А. Петрова), к док. фильму Лен. студии кинохроники «Концерт артистов лен. эстрады и театра», стихи для муз. комедии (оперетты) Соловьева-Седого «Подвески королевы». Песни на стихи Ф. исполняли А. Баянова, Л. Утесов, К. Шульженко, Ю. Богатиков, М. Пахоменко, В. Трошин, В. Матусов, В. Копылов, А. Королев, Э. Пьеха, Э. Хиль, Ю. Хочинский, А. Френдлих, А. Герман и др..
Нигде больше в интернете я не нашёл упоминание Фогельсона как автора текста этой песни. Можно было бы предположить: «Да мало ли этих «Комсомольских» песен!..» Но на сайте представлен файл оцифрованной именно этой пластинки в исполнении - всё правильно - дуэта. Так что это или ошибка двух Ленинградских артелей, изготовивших пластинки, или - как вариант - Галичу нужны были деньги и он продал Фогельсону эту песню, дал попользоваться... Примерно, как в середине 60-х отчаявшийся Высоцкий хотел продать Кобзону свою песню «Братские могилы», а тот дал ему четвертной (по тем временам - большие деньги, четверть средней месячной зарплаты, если не больше), сказав, мол, ты будешь петь её сам, а когда разбогатеешь - отдашь. Ну, или Фогельсон украл эту песню у Галича… У меня нет почему-то нет никакого желания огульно охаивать незнакомого мне человека, тем более что он не может ответить, поэтому склонен списать на бардак в артелях. А вы?
Алексей Уклеин,
24 ноября 2023