"IMHO человеческое сознание - это всего лишь побочный эффект одной из мутаций биологических организмов, оказавшийся неожиданно эффективным, - примерно как иголки у ежа или крылья у птицы
( Read more... )
Рефлексия - это выделение некоего абстрактного наблюдателя.
Абстрагирование от собственного культурного и опытного биасинга - это задача, несомненно, важная и полезная в рамках попыток найти непротиворечивое знание, но из-за невозможности обойти механизмы локальной культуры в построении ценностного базиса вместе с необходимостью получения аккумулированного опыта через ту же самую культуру, полное абстрагирование, увы, невозможно, - любой культурный диалект будет иметь влияние на толкование вопросов бытия, созавая уникальный оценочный контекст. Свободное гуляние по дереву абстракций - это вообще редкое умение, поскольку в социуме оно почти никогда не бывает востребовано в полной мере, ибо несёт хаус в фундаментальное представление о мире простых обывателей. Кроме прочего, для того, чтобы не возвращаться в животный уровень абстракций, надо сначала суметь научиться полностью управлять своей эмоциональной сферой, - боюсь для подавляющего большинства это вообще утопическая задача и лишь для небольшого процента десоциализированных интеллектуальных эскапистов - задача, малую часть которой можно с натяжкой реализовать. :)
Несколько раз садился за компьютер, чтобы ответить. И все время откладывал. Интересно, что у меня крайне высокие требования к рабочему месту. Это точно рецессивный признак с точки зрения эволюции и отбора. Либо я его преодолею, либо эволюция пойдет дальше уже без меня. Взаимно прошу заранее прощение за некоторую описательность изложения материала. Я пытался заниматься математикой и физикой, но дальше неуклюжих попыток дело не пошло. Так что лаконизм - это не моя черта. Мне легче несколько раз повторить изложение используя разные описательные подходы, чем четко сформулировать идею, к тому же я заметил, что не только для меня показано многократное повторение. Те же Дхаммапады изложены по форме изложены как многократные повторения, к чему бы это?
Если бы я был учителем, мне пришлось бы выстраивать преподавание предметов так, чтобы повысить общую успеваемость в классе. Где же заканчивается хороший педагог и начинается профессиональный работник? Может быть мы все только профессионалы на своем рабочем месте, а не настоящие исследователи?
К черту статистику и большие числа. Социология так и не обрела своего предмета. Какое мне дело до соседей, социумов, революций. Мне интересно наблюдать, как растет кристалл в растворе. Мне интересно обнаружить условия среды, в который вырастает эта красота. Почему же в других условиях она разрушается? Нужно совпадения ряда условий: концентрации, температуры, стабильности.
Не хочу делать никаких прогнозов. Забавно наблюдать, как важные эксперты прогнозируют события будущего. Придумывают "черных лебедей". Абстракция по определению такова, что ее не возможно прогнозировать. Физики говорят о горизонте событий. Она наблюдается не только в окрестностях черной дыры. Для больших систем находящихся в окрестностях существенно неравновесной точки начинает действовать случайный фактор, а последующие события не поддаются никакому прогнозу.
Опять же, мне кажется скучным спускаться на уровень физиологии. Представьте себе зрителя в кинотеатре. Безусловно он может скучать. Но если зрелище захватывает, вряд ли в этот момент он будет задумываться как формируется изображение на экране. Но это еще не тот экземпляр абстрагирования. Представьте себе дикаря, которому впервые показывают фильм. Кажется это уже обсуждалось. Он будет уверен, что то что происходит на экране, происходит на самом деле. Примерно так работает сознание человека. Невозможно проследить путь обратно от содержания сознания до его физиологической реализации. Это и есть абстрагирование. Это не означит, что физиологи этим не должны заниматься. Можно быть уверенным, что они откроют рано или поздно существенные закономерности. Однако я уверен, что этот путь не может быть пройден до конца - содержание очередного уровня абстрагирования изолировано от его опоры - предыдущего уровня.
На самом деле в социуме редко бывает востребовано самостоятельное мышление и уникальная мысль. Опять же мало интересно то, что мы и так знаем. Социальная среда с одной стороны является причиной роста интеллекта, с другой стороны она является препятствием для этого процесса. Я не могу себе позволить остановиться на этом понимании. Ф.Ницше вынужден спрятаться от общества. Мой знакомый физик-теоретик учит студентов не читать книги. Интересную интерпретация буддизма высказана Пятигорским. Срединный путь - это противостояние вульгарности. Представление о срединном пути Нагараджуны как об усреднении - это как раз и есть вульгарный взгляд на буддизм.
Локальный оценочный контекст, вот что преодолевает исследователь. Новое знание рождается вместе с новым контекстом.
Извините, запаздываю с ответами - для осмысленных комментариев нужно время, а сейчас его недостаток, поэтому, к сожалению, буду лаконичнее, чем обычно (надеюсь через некоторое время у меня развиднеется и время появится). :)
Будущее нет смысла прогнозировать в формате "будет то-то и то-то", но пытаться взвесить статистические вероятности того или иного развития событий всё же полезно, поскольку сколь стохастичным бы не было поведение отдельных песчинок прибрежного песка, при рассмотрении их интегрального взаимосвязанного поведения можно легко понять, как будет себя вести пляж при приливах и отливах, будет или не будет уносить песок в море и насколько быстро у песчинок сточатся острые грани. :) Абстракция - это не корона царя горы (высоко сижу, далеко гляжу), а всего лишь инструмент that's fit the specific layer, - более высокая степень абстракции позволяет оценить макросвязи, но для анализа более тонких структурных особенностей всё равно приходится регулярно путешествовать по иерархии абстракций вверх и вниз, используя разные уровни близости к практическим процессам, - собственно физиология как раз является одним из этих уровней, поэтому игнорировать её нельзя.
Социальная среда является чашкой Петри для формирования сознания, - разной степени начальной чистоты и с разнообразнейшими посевами внешних мыслей. Соответственно исследователь, который пытается преодолевать локальный оценочный контекст, выполняет неэффективную работу (отрицание вообще редко бывает эффективным методом познания), - правильным методом является интеграция локальных дискурсов, систем ценностей, иллюзий в структуру, которая является более глобальной, чем локальные оценочные контексты. То, что нужно избегать конфликта с носителями более низкоуровневого дискурса (не имеющих возможности или желания использовать более высокоуровневые абстракции) или табуирования их взглядов, принципиально, - противостояние в общем случае приведёт не к рефайнингу своей картины мира, а наоборот - к её слабости, так как иные дискурсы станут для неё внешними, соответственно не имеющими возможность добавить структурной прочности всему зданию; более того - наоборот, подтачивающими его плесенью ограниченности применимости. :)
Вот мне почему-то кажется, что статистика не работает в отношении социумов. И дело даже не только во влиянии сложности поведения больших систем в районе точки бифуркации (неустойчивости). Судя по повторяемости отдельных слов и терминов в Вашем тексте, Вы имеете отношение к биологии. В биологии известны случаи парадоксального поведения. Например история про "единорога в саду". Отсюда: http://www.livejournal.com/magazine/1210256.html. Уже некоторое время обсуждается роль "мусорной днк". Очевидно, что информационная избыточность является важным фактором для эволюции больших систем.
Отвлечемся от биологии. Деррида в своей деконструкции предлагает считать все текстом. Текст как текст, ничего не обычного. Вполне допустимая аналогия. Тем не менее, Деррида выдвигает условие, которое делает этот текст необычным. Этот текст нужно читать особым образом. Тогда открывается в нем то, что не было прочитано ранее. Эта возможность иного чтения текста не очевидна, поскольку она не содержится в тексте. Читатель и инструмент всегда находится "снаружи". Если провести аналогию с текстом в отношении социумов, предположить, что социальная среда сама создает и сама читает текст, который ей предназначен и совсем не обязательно, что он находится в культуре, может оказаться, что любые прогнозы становятся бессмысленными. Здесь мы имеем не песок и гальку, а скорее, кораллы. Да и понятие времени здесь не применимо.
Но самое странное, что нет формально никакого исследователя и никакого изолированного наблюдателя, который мог бы делать прогнозы. Его интеллектуальная позиция всегда есть следствие наблюдаемой картины. Иными словами, консолидированное мнение всегда здесь не просто упрощение, а насилие. В буддизме есть такая поговорка: "Если сосед с тобой согласен, есть повод усомниться".
Правильнее будет угадывать реальность будущего и нет лучше средства чем поэтическая метафора.
По поводу абстракции. Дело не в том, что она является надстройкой, дело в том, что она не признает фундамента. Абстракция всегда не об этом.
Ну хорошо, если Вы не признаете такого понятия, или, точнее, Вы не видите за ним никакой предметности, попробуем использовать другое. Я когда-то учился на инженера. И был у меня в институте предмет под названием теплотехника. Поскольку я не плохо знал физику, я был не приятно удивлен, что в теплотехнике физика почти не используется. А используются феноменологические подходы. Суть их в том, что для всех расчетов используются уравнения 3 и 4 степени с эмпирическими коэффициентами. И оказалось, что эти формулы работают намного лучше чем самые современные численные методы. Говорить о точной математике и физике не приходится. Еще больше я был удивлен, когда узнал (от собеседника - физика), что в современной физике очень часто используются феноменологические подходы. Например, феноменологическая теория сверхпроводимости Гинзбурга - Ландау. Почему нельзя считать оправданным использование феноменологических подходов в изучении человека и общества, если они успешно используется в технических науках?
В макрорежиме - вполне работает. Другое дело, что адекватно интерпретировать её результаты сложно, но тут уж ничего не поделаешь: запутаннее граф взаимосвязей - труднее их классифицировать и учитывать. Вопрос парадоксальности поведения всегда необходимо рассматривать вместе с чётким пониманием того, какая именно рациональность имеется в виду, - часто иррациональное в одном контексте является прекрасным решением в другом, - собственно вариативность разных частей социума в приоритетах, аксиоматике, культурном бэкграунде и делает анализ связей очень масштабным, если на выходе нужно получить что-то разумное, - и то постоянно довлеет проблема упустить какой-нибудь важный аспект. :) BTW я не биолог, просто в тех областях, в которых веду обсуждение, предпочитаю пользоваться соответствующей терминологией - это снижает затраты на поиск единого языка с собеседниками, так как всё специализированное чаще всего имеет одинаковое толкование и договариваться о смысле понятий нет необходимости. :)
Вот именно потому, что внутри социума есть "разные методы чтения текста", аналитик должен создавать свой словарь для перевода локальных смыслов несовпадающих дискурсов в некое абстрактное поле, где они не являются несовпадающими, а всего лишь начинают видиться проекциями одного набора внедискурсных векторов (отражающих текущий уровень восприятия аналитика) на разные плоскости локальных парадигм в многомерном пространстве, - с искажением модуля, направления, иногда даже с вырождением в точку. Это само по себе не исключает возможности рассматривать даже этот процесс оценки проекций как подможество ещё более высокой абстракции, где аналитик сравнивает подходы других аналитиков, - т.е. этот подход в принципе рекурсивен, поэтому в реальной жизни из-за чрезвычайно высоких затрат на поддержку непротиворечивости релятивистская модель слабораспространена.
Почему не признаю? Любой феноменологический или эмпирический подход невозможно не признавать - на такой опытной базе функционирует почти вся человеческая популяция. Другое дело, что если есть задача найти некое знание, которое не даст сбоя в какой-то момент из-за недостаточной проработки той самой феноменологии, то решается она как раз верификацией информации на надконтекстном уровне, т.е. на уровне принятия инструмента всеми конфликтующими в толковании причин сторонами. В физике вообще огромное количество нерешённых проблем, особенно в стандартной модели и около (калибровачная инвариантность, CP-симметрия и т. п.), со временем число эмпирических наблюдений уменьшается, эволюционируя в теории, снабжённые более подробным описанием процессов; многие тезисы отмирают и появляются новые, - это нормальное состояние любого исследовательского процесса, если стоят задачи исследовать вглубь. По-моему вполне очевидно, что сложнаости с квантовой хромодинамикой и реликтовым излучением 99% обывателей не интересуют вообще никак, так что им ньютоновой физики - за глаза, но это не является подтверждением приоритета эмпирики, просто каждой задаче нужен соответствующий инструментарий, - где кувалда, а где и CMS c ATLAS-ом. :)
Посмотрим. Оказывается они давно используются. Например в гештальт-подходе в психотерапии. Ф.Перлз предлагает рассматривать человека как целостность (холистическая доктрина). Перлз демонстрирует, что для человека не существует времени, все существует не во времени, а прямо сейчас. Проблема только в том, что человек не осознает того материала, который для него мог бы быть актуальным сейчас, но о котором он думает в прошедшем времени.
Не осознает, это значит плохо прочитал или точнее не так прочитал. Об этом работы Джона Энрайта и поздние работы Фрейда.
Когда появился буддизм, все здание индийской культуры рухнуло без борьбы (молодежь поселилась в лесах). Буддизм вне культурен, инороден по отношению к индийской культуре, тем не менее успешен. Из Индии же он совсем ушел.
У меня возник спор по поводу книг. Один мой приятель сказал, что в его библиотеке накопилось 500 томов первоклассных книг по науке и он сейчас видит для них только одно применение - в качестве подставки под кофе. По его мнению, книги написаны не правильно, они вводят в заблуждение ученика, навязывая ему не правильный дискурс. Эта чашечка петри оказалась не удачной. Я возражал ему, что познание текста всегда происходит иначе. Вы утверждаете, что отрицание всегда не плодотворно. Я считаю, напротив, отрицание плодотворно, но это отрицание имеет специфические черты. У Зильбермана оно названо словом "отмысливание". В других философских школах использован термин "Рефлексия" или отрефлексировать. Ученик читает рецепт в тексте, но делает усилие сделать не наоборот, а по-другому, опираясь на текст. Иными словами, задача ученика, найти свой способ чтения текста.
Ну тут надо уточнить, нужно ли ему это осознание и по какой именно шкале оценивать рациональность того или иного подхода. :) Психотерапия - это вообще отдельная и большая тема, её основной задачей является не поиск истины и не просвещение, а банальная максимально бесшовная интеграция индивидуума в социум, причём какими именно инструментами это делается - вопрос вторичный; там хорошо срабатывают любые устойчивые позитивные иллюзии, часто не имеющие к реальному положению вещей никакого отношения. Та же гештальт-терапия занимается именно восстановлением механизма иллюзий, ориентированного на социальную связность, сбои которого у пациентов приводят к алертным состояниям и депрессиям из-за невозможности ощущать достаточный социальный ранг собственной личности. Если у человека есть некая иллюзия, которая позволяет ему сохранять позитивный психологический статус, не конфликтует с его социальным контекстом и является при этом достаточно стабильной, то не играет совершенно никакой роли, отражает она действительность или нет.
Возможно у нас отличается понимание термина "отрицание" и в реальности у нас по этому вопросв больше консенсуса, чем может показаться. :) Отрицание - это табуирование некоего набора информации по критерию, который является функцией не самих данных, а оценкой коннотации их какими-то побочными инвалидизирующими маркерами, вроде "это неверная парадигма", "еретический дискурс", "ошибочная этическая модель" и т.п. Сам факт табуирования нельзя считать негативным - в социуме оно выполняет роль огнетушителя конфликтов на почве несоответствия базовой аксиоматики разных анклавов, - но в механизмах поиска занания оно бессмысленно. Отрицание иной модели - это невозможность объяснить рациональность оной глазами её апологетов, что говорит о проблемах понимания их дискурса, а о каком поиске непротиворечивого знания можно вести речь в таком случае? :)
Вернемся к тому, с чего начали. Вырисовывается некоторая закономерность. "Сад с единорогом" убеждает нас, что эволюция работает, но не путем отбора. Во всем многообразии видов, которые населяют землю, спит не проявленная история эволюции. Спящие гены ждут подходящих условий для своей экспрессии. Не знаю, не уверен, где-то слышал, что те гены, который у птиц отвечают за полет, ответственны за речь у человека. Когда Вы говорите "случайная" мутация, надо иметь ввиду, что понятие случайности требует большой выборки событий, можно подумать, кто-то подбрасывает кость! Фронт эволюции есть только лишь наблюдаемая закономерность, то что впереди, то что проявилось временно и сейчас. Опять мы возвращаемся не к реальности как таковой, а к способам чтения этого специфического текста.
Для того, чтобы реалистично оценивать работу эволюции, надо осознать совершенную несопоставимость по длительности периодов существования и развития нас, как биологического вида, и существования нашей культуры, которая сделала возможной сбор статистики. :) За время существование человеческой цивилизации никаких существенных эффективных эволюционных процессов не прошло, срок слишком мал, а более дальнюю рестроспективу мы можем оценить лишь очень поверхностно, ибо нормальной статистики нет и скорее всего никогда не будет. Мы читаем текст так, как нам удобно, но мы же его и написали, - понять тот текст, который написан не нами, значительно более сложная задача, тут изучением диалектов одной языковой группы не отделаешься. :)
Вижу, что тема начала размываться, но это моя вина. Требуются усилия, чтобы ее встряхнуть и снова обострить. Предлагаю продолжить в новой ветке, где я попытаюсь обострить обсуждение предложив новые тезисы. Что нибудь вроде: "Никакой эволюции нет. То что понимают под Дарвиновской эволюцией лишь идеальная модель" Или вроде этого: "Все модели и научные методы эвристичны. Никакой конкретики в них нет, кроме той, что они сами создают". Но это позже. На очереди "коробка Шредингера". Но в целом, мне нравится ход Вашей мысли, Вы легко замечаете неполноту и односторонность моих формулировок. До встречи.
Рефлексия - это выделение некоего абстрактного наблюдателя.
Абстрагирование от собственного культурного и опытного биасинга - это задача, несомненно, важная и полезная в рамках попыток найти непротиворечивое знание, но из-за невозможности обойти механизмы локальной культуры в построении ценностного базиса вместе с необходимостью получения аккумулированного опыта через ту же самую культуру, полное абстрагирование, увы, невозможно, - любой культурный диалект будет иметь влияние на толкование вопросов бытия, созавая уникальный оценочный контекст. Свободное гуляние по дереву абстракций - это вообще редкое умение, поскольку в социуме оно почти никогда не бывает востребовано в полной мере, ибо несёт хаус в фундаментальное представление о мире простых обывателей. Кроме прочего, для того, чтобы не возвращаться в животный уровень абстракций, надо сначала суметь научиться полностью управлять своей эмоциональной сферой, - боюсь для подавляющего большинства это вообще утопическая задача и лишь для небольшого процента десоциализированных интеллектуальных эскапистов - задача, малую часть которой можно с натяжкой реализовать. :)
Позже немного дополню.
Reply
Взаимно прошу заранее прощение за некоторую описательность изложения материала. Я пытался заниматься математикой и физикой, но дальше неуклюжих попыток дело не пошло. Так что лаконизм - это не моя черта. Мне легче несколько раз повторить изложение используя разные описательные подходы, чем четко сформулировать идею, к тому же я заметил, что не только для меня показано многократное повторение. Те же Дхаммапады изложены по форме изложены как многократные повторения, к чему бы это?
Если бы я был учителем, мне пришлось бы выстраивать преподавание предметов так, чтобы повысить общую успеваемость в классе. Где же заканчивается хороший педагог и начинается профессиональный работник? Может быть мы все только профессионалы на своем рабочем месте, а не настоящие исследователи?
К черту статистику и большие числа. Социология так и не обрела своего предмета. Какое мне дело до соседей, социумов, революций. Мне интересно наблюдать, как растет кристалл в растворе. Мне интересно обнаружить условия среды, в который вырастает эта красота. Почему же в других условиях она разрушается? Нужно совпадения ряда условий: концентрации, температуры, стабильности.
Не хочу делать никаких прогнозов. Забавно наблюдать, как важные эксперты прогнозируют события будущего. Придумывают "черных лебедей". Абстракция по определению такова, что ее не возможно прогнозировать. Физики говорят о горизонте событий. Она наблюдается не только в окрестностях черной дыры. Для больших систем находящихся в окрестностях существенно неравновесной точки начинает действовать случайный фактор, а последующие события не поддаются никакому прогнозу.
Опять же, мне кажется скучным спускаться на уровень физиологии. Представьте себе зрителя в кинотеатре. Безусловно он может скучать. Но если зрелище захватывает, вряд ли в этот момент он будет задумываться как формируется изображение на экране. Но это еще не тот экземпляр абстрагирования. Представьте себе дикаря, которому впервые показывают фильм. Кажется это уже обсуждалось. Он будет уверен, что то что происходит на экране, происходит на самом деле. Примерно так работает сознание человека. Невозможно проследить путь обратно от содержания сознания до его физиологической реализации. Это и есть абстрагирование. Это не означит, что физиологи этим не должны заниматься. Можно быть уверенным, что они откроют рано или поздно существенные закономерности. Однако я уверен, что этот путь не может быть пройден до конца - содержание очередного уровня абстрагирования изолировано от его опоры - предыдущего уровня.
На самом деле в социуме редко бывает востребовано самостоятельное мышление и уникальная мысль. Опять же мало интересно то, что мы и так знаем. Социальная среда с одной стороны является причиной роста интеллекта, с другой стороны она является препятствием для этого процесса. Я не могу себе позволить остановиться на этом понимании. Ф.Ницше вынужден спрятаться от общества. Мой знакомый физик-теоретик учит студентов не читать книги. Интересную интерпретация буддизма высказана Пятигорским. Срединный путь - это противостояние вульгарности. Представление о срединном пути Нагараджуны как об усреднении - это как раз и есть вульгарный взгляд на буддизм.
Локальный оценочный контекст, вот что преодолевает исследователь. Новое знание рождается вместе с новым контекстом.
Reply
Reply
Будущее нет смысла прогнозировать в формате "будет то-то и то-то", но пытаться взвесить статистические вероятности того или иного развития событий всё же полезно, поскольку сколь стохастичным бы не было поведение отдельных песчинок прибрежного песка, при рассмотрении их интегрального взаимосвязанного поведения можно легко понять, как будет себя вести пляж при приливах и отливах, будет или не будет уносить песок в море и насколько быстро у песчинок сточатся острые грани. :) Абстракция - это не корона царя горы (высоко сижу, далеко гляжу), а всего лишь инструмент that's fit the specific layer, - более высокая степень абстракции позволяет оценить макросвязи, но для анализа более тонких структурных особенностей всё равно приходится регулярно путешествовать по иерархии абстракций вверх и вниз, используя разные уровни близости к практическим процессам, - собственно физиология как раз является одним из этих уровней, поэтому игнорировать её нельзя.
Социальная среда является чашкой Петри для формирования сознания, - разной степени начальной чистоты и с разнообразнейшими посевами внешних мыслей. Соответственно исследователь, который пытается преодолевать локальный оценочный контекст, выполняет неэффективную работу (отрицание вообще редко бывает эффективным методом познания), - правильным методом является интеграция локальных дискурсов, систем ценностей, иллюзий в структуру, которая является более глобальной, чем локальные оценочные контексты. То, что нужно избегать конфликта с носителями более низкоуровневого дискурса (не имеющих возможности или желания использовать более высокоуровневые абстракции) или табуирования их взглядов, принципиально, - противостояние в общем случае приведёт не к рефайнингу своей картины мира, а наоборот - к её слабости, так как иные дискурсы станут для неё внешними, соответственно не имеющими возможность добавить структурной прочности всему зданию; более того - наоборот, подтачивающими его плесенью ограниченности применимости. :)
Reply
Вот мне почему-то кажется, что статистика не работает в отношении социумов. И дело даже не только во влиянии сложности поведения больших систем в районе точки бифуркации (неустойчивости).
Судя по повторяемости отдельных слов и терминов в Вашем тексте, Вы имеете отношение к биологии.
В биологии известны случаи парадоксального поведения.
Например история про "единорога в саду". Отсюда: http://www.livejournal.com/magazine/1210256.html.
Уже некоторое время обсуждается роль "мусорной днк". Очевидно, что информационная избыточность является важным фактором для эволюции больших систем.
Отвлечемся от биологии.
Деррида в своей деконструкции предлагает считать все текстом. Текст как текст, ничего не обычного. Вполне допустимая аналогия. Тем не менее, Деррида выдвигает условие, которое делает этот текст необычным. Этот текст нужно читать особым образом. Тогда открывается в нем то, что не было прочитано ранее. Эта возможность иного чтения текста не очевидна, поскольку она не содержится в тексте. Читатель и инструмент всегда находится "снаружи".
Если провести аналогию с текстом в отношении социумов, предположить, что социальная среда сама создает и сама читает текст, который ей предназначен и совсем не обязательно, что он находится в культуре, может оказаться, что любые прогнозы становятся бессмысленными. Здесь мы имеем не песок и гальку, а скорее, кораллы. Да и понятие времени здесь не применимо.
Но самое странное, что нет формально никакого исследователя и никакого изолированного наблюдателя, который мог бы делать прогнозы. Его интеллектуальная позиция всегда есть следствие наблюдаемой картины. Иными словами, консолидированное мнение всегда здесь не просто упрощение, а насилие. В буддизме есть такая поговорка: "Если сосед с тобой согласен, есть повод усомниться".
Правильнее будет угадывать реальность будущего и нет лучше средства чем поэтическая метафора.
По поводу абстракции. Дело не в том, что она является надстройкой, дело в том, что она не признает фундамента. Абстракция всегда не об этом.
Ну хорошо, если Вы не признаете такого понятия, или, точнее, Вы не видите за ним никакой предметности, попробуем использовать другое. Я когда-то учился на инженера. И был у меня в институте предмет под названием теплотехника. Поскольку я не плохо знал физику, я был не приятно удивлен, что в теплотехнике физика почти не используется. А используются феноменологические подходы. Суть их в том, что для всех расчетов используются уравнения 3 и 4 степени с эмпирическими коэффициентами. И оказалось, что эти формулы работают намного лучше чем самые современные численные методы. Говорить о точной математике и физике не приходится. Еще больше я был удивлен, когда узнал (от собеседника - физика), что в современной физике очень часто используются феноменологические подходы. Например, феноменологическая теория сверхпроводимости Гинзбурга - Ландау. Почему нельзя считать оправданным использование феноменологических подходов в изучении человека и общества, если они успешно используется в технических науках?
Reply
Вот именно потому, что внутри социума есть "разные методы чтения текста", аналитик должен создавать свой словарь для перевода локальных смыслов несовпадающих дискурсов в некое абстрактное поле, где они не являются несовпадающими, а всего лишь начинают видиться проекциями одного набора внедискурсных векторов (отражающих текущий уровень восприятия аналитика) на разные плоскости локальных парадигм в многомерном пространстве, - с искажением модуля, направления, иногда даже с вырождением в точку. Это само по себе не исключает возможности рассматривать даже этот процесс оценки проекций как подможество ещё более высокой абстракции, где аналитик сравнивает подходы других аналитиков, - т.е. этот подход в принципе рекурсивен, поэтому в реальной жизни из-за чрезвычайно высоких затрат на поддержку непротиворечивости релятивистская модель слабораспространена.
Почему не признаю? Любой феноменологический или эмпирический подход невозможно не признавать - на такой опытной базе функционирует почти вся человеческая популяция. Другое дело, что если есть задача найти некое знание, которое не даст сбоя в какой-то момент из-за недостаточной проработки той самой феноменологии, то решается она как раз верификацией информации на надконтекстном уровне, т.е. на уровне принятия инструмента всеми конфликтующими в толковании причин сторонами. В физике вообще огромное количество нерешённых проблем, особенно в стандартной модели и около (калибровачная инвариантность, CP-симметрия и т. п.), со временем число эмпирических наблюдений уменьшается, эволюционируя в теории, снабжённые более подробным описанием процессов; многие тезисы отмирают и появляются новые, - это нормальное состояние любого исследовательского процесса, если стоят задачи исследовать вглубь. По-моему вполне очевидно, что сложнаости с квантовой хромодинамикой и реликтовым излучением 99% обывателей не интересуют вообще никак, так что им ньютоновой физики - за глаза, но это не является подтверждением приоритета эмпирики, просто каждой задаче нужен соответствующий инструментарий, - где кувалда, а где и CMS c ATLAS-ом. :)
Reply
Не осознает, это значит плохо прочитал или точнее не так прочитал. Об этом работы Джона Энрайта и поздние работы Фрейда.
Когда появился буддизм, все здание индийской культуры рухнуло без борьбы (молодежь поселилась в лесах). Буддизм вне культурен, инороден по отношению к индийской культуре, тем не менее успешен. Из Индии же он совсем ушел.
У меня возник спор по поводу книг. Один мой приятель сказал, что в его библиотеке накопилось 500 томов первоклассных книг по науке и он сейчас видит для них только одно применение - в качестве подставки под кофе. По его мнению, книги написаны не правильно, они вводят в заблуждение ученика, навязывая ему не правильный дискурс. Эта чашечка петри оказалась не удачной. Я возражал ему, что познание текста всегда происходит иначе. Вы утверждаете, что отрицание всегда не плодотворно. Я считаю, напротив, отрицание плодотворно, но это отрицание имеет специфические черты. У Зильбермана оно названо словом "отмысливание". В других философских школах использован термин "Рефлексия" или отрефлексировать. Ученик читает рецепт в тексте, но делает усилие сделать не наоборот, а по-другому, опираясь на текст. Иными словами, задача ученика, найти свой способ чтения текста.
Reply
Возможно у нас отличается понимание термина "отрицание" и в реальности у нас по этому вопросв больше консенсуса, чем может показаться. :) Отрицание - это табуирование некоего набора информации по критерию, который является функцией не самих данных, а оценкой коннотации их какими-то побочными инвалидизирующими маркерами, вроде "это неверная парадигма", "еретический дискурс", "ошибочная этическая модель" и т.п. Сам факт табуирования нельзя считать негативным - в социуме оно выполняет роль огнетушителя конфликтов на почве несоответствия базовой аксиоматики разных анклавов, - но в механизмах поиска занания оно бессмысленно. Отрицание иной модели - это невозможность объяснить рациональность оной глазами её апологетов, что говорит о проблемах понимания их дискурса, а о каком поиске непротиворечивого знания можно вести речь в таком случае? :)
Reply
Вырисовывается некоторая закономерность.
"Сад с единорогом" убеждает нас, что эволюция работает, но не путем отбора. Во всем многообразии видов, которые населяют землю, спит не проявленная история эволюции. Спящие гены ждут подходящих условий для своей экспрессии. Не знаю, не уверен, где-то слышал, что те гены, который у птиц отвечают за полет, ответственны за речь у человека. Когда Вы говорите "случайная" мутация, надо иметь ввиду, что понятие случайности требует большой выборки событий, можно подумать, кто-то подбрасывает кость! Фронт эволюции есть только лишь наблюдаемая закономерность, то что впереди, то что проявилось временно и сейчас. Опять мы возвращаемся не к реальности как таковой, а к способам чтения этого специфического текста.
Reply
Reply
Что нибудь вроде: "Никакой эволюции нет. То что понимают под Дарвиновской эволюцией лишь идеальная модель"
Или вроде этого: "Все модели и научные методы эвристичны. Никакой конкретики в них нет, кроме той, что они сами создают".
Но это позже.
На очереди "коробка Шредингера".
Но в целом, мне нравится ход Вашей мысли, Вы легко замечаете неполноту и односторонность моих формулировок.
До встречи.
Reply
Leave a comment