В конце прошлого года я писал заметку про Боинг
"Самолет летящий в бездну". Решил проведать как дела у пацанов. И чуть не поперхнулся.
Прошел лишь один квартал 2009 года, но все же... Заказы полученные в 2009 - 4 штуки (
источник данных).
Это суммарный показатель, в детализации видно, что на самую новую модель 787 было не получено, а снято 24 заказа и добавлено 28 на старые модели. То есть по деньгам - должно быть чистое сокращение, так как старые модели стоят гораздо дешевле. Для сравнения:
- 589 - 2000
- 314 - 2001 (кризисный период у авиаторов)
- 251 - 2002
- 249 - 2003
- 276 - 2004
- 1013 - 2005
- 1053 - 2006
- 1400 - 2007
- 668 - 2008
- 4 - 2009
На помесячном графике ниже приведены данные как по полученным заказам (new orders), так и по их исполнению (deliviries), начиная с 1955 года (
источник данных). Светлокрасным / светлозеленым показаны исходные данные, темнокрасным / темнозеленым - нормализованные.
Что можно сказать?
1. Резкое падение числа заказов - практически обрыв - происходит с начала 2008-го года.
2. Объем заказов в предыдущие несколько лет был подозрительно высоким (по сравнению с прошлым), что и объясняет скорость и степень его нынешнего схлапывания. Судя по всему, Боинг раздул искуcственный ажиотаж, пузырь вокруг своего нового самолета. И, как водится, назанимал массу долгов под этот пузырь заказов, что видно из корпоративных отчетов.
Пузырь сдулся. Как теперь расплатиться по этим долгам?
Выхода вижу только три -
- либо корпорация будет обанкрочена
- либо по ее долгам придется платить из госбюджета США
- либо придется сжигать ее долги с помощью гиперинфляции доллара
Приятного полета. Посадка не будет мягкой.