У нас в Улан-Удэ их назвали голковками или голкышками, в других городах их могут называть в зависимости от несчастья города по другому, собянками или полтавками.
Когда снег на улицах долгое время не убирается приходят они, голковки. Вырастают до 7-8 сантиметров высотой и очень плохо влияют на управляемость, безопасность, резину и подвеску. Но как они появляются?
Click to view
Чую, правда, голковки у нас скоро переименуют... в кого пока неизвестно.
Боле-менее расширенного объяснения я не нашёл, а вот разных мнений много, давайте рассмотрим основные версии встреченные в сети:
"Потому что мэр не выполняет свои обязанности."
"Шишка это лед, образованный от капающих глушаков в пробках...точнее сначала капало в снег, а потом снег выкатали, а лед нет."
"Конденсат с глушителей стоящих в пробке машин каплет."
"Автобусы-троллейбусы тормозят постепенно и трогаются - и накатывают колесищами шишки... ну и плюс немного им легковые авто помогают..."
"Если на широких дорогах посмотреть: то в первой полосе всегда шишки больше, в третье намного меньше..."
"Так, одна возможная причина - конденсат, вторая - большые машины. Во вторую верится больше"
"От торможения это. Снег с колес тает и "впечатывается" в покрытие. А там уже по накатанной шишка просто растет."
"Когда тормозят, в какие-то моменты колесо не катится, а проскальзывает, соскребая как грейдер снег. Потом проехав по такой соскребленной кучке колесо приминает ее. Ну а дальше она растет также."
"Шишки образуются:
а) Когда температура немного ниже нуля.
б) Когда снег.
в) На участках где машины едут медленно или стоят часто (перед перекрёстками).
Видимо процесс такой:
Мокрый (подтаявший комочек упал с машины. Машина уехала.
Комочек замерз.
Следующая машина проехала, постояла над комочком, растопила поверхность асфальта, налепила на комочек ещё мокрого снега, уехала.
Комочек снова замерз.
И т. д....
Видимо замерзший комочек примораживает к себе мокрый снег. Кроме того асфальт черный, и нагревается немного от нагретых двигателей. А комочки белые и не нагреваются и намораживают на себя попавший снег."
"Это когда оттепель только, наверно молекулы воды склизкие и друг к другу, (как в терминаторе) съезжаются вот и шарики получаются."
"Это комки из под крыльев, с брызговиков, с рам. Они там уже подмороженные, им только прилепиться получше остаётся, да обтаять от выхлопных систем до фудзиямоподобной формы нужно. А так их скопление перед светофорами: там и торможения, и рывки, и скорости небольшие - время для замерзания есть."
"Я считаю, что образование шишек на дороге не связано с подогревом от машин. По моим наблюдениям, они образуется при температуре ниже -5 без ограничения вниз. Требуется только выпадение снега. Механизм, предполагаю, таков: проезжающие машины оказывают на заснеженное покрытие двоякий эффект: спрессовывающий и смещающий. При наличии неровности покрытия, давление спрессовывания от наезжающего колеса выше там, где покрытие приподнято. Т.е. на малейший случайный комочек шина прилепит еще свежего снега и комочек вырастет - процесс развивается буквально как снежный ком. Зато вокруг возвышения давление уменьшается, т.к. шина приподнимается шишкой, там усиливается смещающий эффект. Явление замечено только на дорогах с большими машинами - общественным транспортом или грузовыми.
Если бы дело было в подогреве/теплой воде то происходило бы размягчение, а шишки, наоборот, особенно твердые. Падение массы с брызговиков не объясняет правильную форму шишек и типичность их размера. Высота и кривизна шишек лежит в узком диапазоне, задаваемом жесткостью шин.
А вообще, шишки хорошо демонстрируют ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ мероприятий по уборке снега."
"Пупырышки появляются впоследствии выброса из глушителя конденсата ,там где дорога дорога плохая"
"Голковка представляет собой стоячую волну. Аналогичную внешнюю картину вы можете наблюдать на реке, скажем в месте слияния нескольких потоков. В нашем случае на подвижную массу - снег действует "ветер" - проезжающее по нему колесо, которое вызывает смещение слоев. Динамика роста этих образований подчиняется волновой теории, которая, ХМ, достаточна сложна, а её элементы применяются при проектировании водных, воздушных судов и береговых сооружений (скажем из истории авиации: при переходе звукового барьера имеет место быть барьер, который раньше может возникнуть на отдельном элементе констр. самолета и привести к его разр). В нашем же случае еще имеет место изменение плотности смещаемых слоев от свежевыпавшего снега до льда, да и толщины тоже разные... Далее, так называемая гребенка на грунтовке - это тоже волновая теория..."
А вот видео, не про пупырышки правда, но механизм понятен
Click to view
Можно ещё нагуглить версий но точного описания механизма нет, может когда то кто то и снимет таймлапс видео)
Фото: Светлана Целовальникова.
А так у нас убирают снег. Есть тропинка, да и ладно. Власти города держат людей за животных, зверинные тропы.
Click to view
Добра тебе, читатель.
Береги себя! Береги природу! Приезжай в Бурятию!
Подпишись в социальных сетях: [
Вконтакте] [
Facebook] [
Instagram] [
Яндекс Дзен] [
Livejournal]
Вопросы и предложения:alexsvatov78@yandex.ru
При перепечатке активная ссылка на блог обязательна. Коммерческое использование фотографий только с согласованием!