Размышления, вызванные дебатами Лебедева и Навального на «Дожде», фулл альбум

Feb 01, 2017 16:06



Трэк 1

Эти двое в своё время подобрались ко мне очень близко.

ЖЖ Тёмы я читал постоянно, когда работал в НИИ. Даже в туалете. Я так сильно это делал, что даже Китаец начал иногда почитывать «уютненькую». Глупо об этом говорить, но когда-то раньше я мечтал об «Оптимусе». В туалете в Москве у меня лежат два Каталогуса. За 2014 и 2015 год. Если у меня что-то не получается, то взяв в руки один из них, я успокаиваюсь - и на ура справляюсь со своими текущими задачами.

На моей кухне два года жил лаптоп с фиолетовой наклейкой «Навальный». Один упырь из Троицка пытался зарубить меня серпом в своём гараже, ворота которого были оклеены наклейками «Навальный». А некоторые люди серьёзно считают, что Алексей пытался помешать мне встретить 2015 год! И вообще он тоже марьинский. Представить дебаты с ним и Лебедевым я мог только в качестве шутки.

И вот. За окном снег. Один из обычных спокойных дней софийского домохозяина. Я в фартуке с цветочками мою посуду, слушаю шутки Слави Трифонова, жду «Столичани в повече». Приходит пуш ТиДжорнала. Лебедев и Навальный срутся в онлайне. На лаптопе появляется весточка из Хрома. Навальный и Лебедев сруться. Вибрирует Медуза. Лебедев и Навальный посрались онлайн. Приходит пуш Дождя. Будут дебаты! В Вайбер приходит сообщения от мамы: «Ты знаешь про дебаты Навального и Лебедева??». Срываю фартук и открываю запылившийся ЖЖ Тёмы - посуда, Слави и «столичане» подождут: в этом деле нужно разобраться. Приходит пуш «Дождя». Дебатов не будет, у Навального какая-то очередная казнь в Кирове. В ЖЖ Тёмы новый пост о том, что Навальный лох. Приходит пуш «Дождя». Дебаты всё-таки будут, но в другой день. В ЖЖ Тёмы появляется пост о том, что Навальный всё-таки не полный лох. Я уже сломал 14 перьев от Вакома и занялся жеванием запасных войлочных стержней от напряжения. Клац! Упс, попался твёрдый пластмассовый. Отломился кусочек зуба. Кальций. Надо меньше курить.



Трэк 2

Сами дебаты были занятными, я даже второй раз посмотрел. Но абсолютно бестолковыми. Для тех, кто не в теме, Алексей Навальный заставил поволноваться очередного пособника коррупции и фаната власти, который присвоил себе огромные деньги и теперь пытается неубедительно оправдаться. А те, кто в теме - не важны! Потому что от них обычно ничего не зависит.

Тех, кто не в теме, убеждает Навальный. Тех, кто в теме - Лебедев. А забавно то, что каждый говорил о своём и в своих целях. Навальный пришёл рассказать о том, что он молодец и собирается быть президентом. А Лебедев пришёл рассказать одну вещь, которая так проста, что это заняло бы минут пять максимум. Навальный постоянно намекал на то, что ценит то, что Лебедев пришёл на дебаты. Но именно Лебедев предложил дебаты! Навальный назвал некоторые проекты Студии госзаказами и ещё что-то о том, как его фонд расследует всё, что связано с мэрией. Но именно Студия сама выкладывает в общий доступ данные о своих кейсах. И вообще старается вести себя максимально публично. Если бы не это, то Навальный даже не узнал бы тех проектах, которые считает подозрительными.

Лебедев, который просто хочет делать своё дело (что он, собственно, и делает), не лезть в чужие и кладёт на политику, был нарисован, как слепой фанат власти. Попытался рассказать о своих принципах, которые понятны и просты. Тут же получил свой второй портрет, где он нечестный жулик.

Но все эти буквы - тлен. В них столько же смысла, сколько в тех Дебатах.



Трэк 3

К делу!

Граффичекий, промышленный, городской, веб-дизайн, дизайн пользовательского интерфейса - это очень гибкие направления деятельности. Индустрии, где закрытость, невозможность пробиться сквозь иерархические ярусы сочетается с открытостью и реальностью чудес, когда ты не идёшь по лестнице иерархии, а с лёгкостью пронзаешь её в разных направлениях. В этих направлениях может быть всё!

Ты можешь быть всю жизнь никому не нужным, но быть неплохим дизайнером. Можешь быть популярным и богатым, но делать полное говно. Можешь быть любимым за то, что делаешь крутые вещи просто так, но голодать в пустой хрущобе. Короче, тут возможно абсолютно всё. Здесь невозможно однозначно оценить работу или услугу. Здесь нет определения крутого или некрутого. Первостепенно ощущение, всё остальное потом. Есть образование в этом направлении. Но ощущение всё равно было первей. Это похоже на Гропиуса, который договаривался с Клее и Иттеном, а они феерически круто смогли создать теорию там, где до этого можно было только ощущать. Не все чувствуют. Многие чувствуют, но не знают об этом. Люди получают удовольствия от чего-то, не замечая. Потому что это не описано в нормативных актах, методичках. С дизайном также. Поэтому, это сложный и интересный рынок, многоярусный, где понятие цены - это просто фантазия, которая по каким-то причинам в данный момент такая, но это не значит ничего. Это захватывает, это круто, это хаотично и необъяснимо как мода. Но именно поэтому этим можно манипулировать. Как модой.

Я не согласен, что в дизайне не существует откатов, потому что на мой взгляд это наиболее благодарная отрасль для этого. Смотрите, перекладывать плитку раз в месяц - палево. Да и плитка нужна. Есть стандартные цены по смете на работы. Есть определённая цена на плитку такой модели. А какой-нибудь сайт или интерфейс? Нужен дизайнер с программистом! И оценить проект в миллиард. А разрабам дать миллион. Они будут счастливы, ведь если заказчик известен, то команде это будет на пользу и принесёт неплохих клиентов, а миллион - ведь тоже деньги. Никто никогда не подкапается.

Я плавно прихожу к другой теме, которая тоже безумно возбуждает своей интересностью! Но раз уж мы заговорили об откатах, то напишу ещё, что очень плоско обвинять Лебедева в популяризации коррупции. Я знаю, о каком посте говорил Навальный, читал его. Могу сказать, что это не единственный пост Лебедева на эту тему. Но все они совсем не о том, что коррупция крута! Они повествуют о ситуации, о которой многие предпочитают молчать. А ситуация такова, что существует определённая устоявшаяся система. Если ты хочешь заниматься тем, чем ты хочешь заниматься, то ты обязан войти в систему. Потому что ты маленький, начинающий, а система - огромная и сильная, гораздо старше тебя, опытней. И, более того, тебе нужен холст, краска, кисть и тот, кому ты напишешь картину. Всё это внутри системы. Значит, в неё придётся войти. Получается, что если ты хочешь заниматься своим любимым делом и зарабатывать этим на жизнь, необходимо стать частью системы.



Трэк 4

…А ситуация такова, что существует определённая устоявшаяся система.

Ты - дизайнер. Или вы - маленькая команда разработчиков. Не хотите работать в студиях, а хотите сами. В этом направлении это даже менее оправдано финансово, но есть куча других штук, которые возможны только в случае, когда вы мутите свою студию.

Вы рыщите по фрилансу в поисках говнозаказиков на сейчас и в надежде, что откуда-то чудом появится именитый клиент! Потому что после одного такого, к вам пойдут другие подобные. Крупные компании в некоторых направлениях похожи на баранов. Одна А-компания индустрии воспользовалась услугами вашей студии, остальные уже встают в очередь. Так Charmer стали экспертами в создании похожих друг на друга интернет-медий, а Aic стали делать сайты банкам. И когда такое чудо случится, вам будет абсолютно по барабану, будет ли заключен договор именно с этой компанией или с каким-то другим юрлицом, потому что так удобно заказчику. Даже скорее всего вы согласитесь и на прочие возможные условия. Потому что это возможность. Возможность дальше делать своё дело и быть счастливым, а не предать себя, встав в благородную позу и завязать навсегда со своим делом, потому что иначе умрёшь от голода, но сначала окажешься на улице.

Многие посчитают мои слова отстойными. Но каждый должен делать своё дело. Делать то, что получается и приносит счастье. Кто-то - дизайнер. Кто-то революционер, борец и всё такое. Из дизайнера плохой солдат. Из солдата плохой дизайнер. Но дизайнер сделает плакаты, которые привлекут массы. А солдат защитит дизайнера, когда будет происходить что-то не очень крутое. Это нужно понимать. Мы хороши там, где мы хороши. Не нужно обвинять друг друга, считать нечестными и плохими только из-за того, что хотим заниматься своим делом. Потому что мы нужны друг другу.

В некоторых мусульманских странах запрещено играть рок и метал. Нельзя даже в футболке с группой на улицу выходить. Но музыканты тайком делают это, прячутся, рискуют. Я думаю, что это лучше, чем если бы они сложили гитары, и пошли протестовать. Потому что когда все музыканты станут войнами, музыки не будет вообще!



Трэк 5

Есть тендеры. Есть некоторые компании, отрасли, услуги для которых ты можешь предложить только внутри торгов. Торги ничего общего с конкуренцией не имеют и не имели. Если говорить не о продаже карандашей «Художник» крупными партиями, где выигрывает тот, кто может уменьшить кост. И даже в этом случае может быть много интересного в том, каким способом он может это сделать.

Также есть и компании, которые профессионально занимаются игрой внутри конкурса. Они умеют только это. Выиграли тендер, потом находят подрядчиков. Подрядчик выполняет услугу для клиента. Если для клиента «Рога и копыта» нужно сделать продукт, который будет использовать госкомпания - это хорошо для подрядчика. Его не очень волнует то, что по договору этот продукт он делает для фирмы «Рога и копыта», потому что для других клиентов и просто для людей он будет тем, кто сделал продукт, которым пользуется крупная знаменитая компания. Дизайн-студия имеет огромный объём своей работы. Если она будет работать над тем, чтобы стать профессиональным игроком в конкурсах, у неё не останется времени и сил на то, чтобы делать своё дело. О маленьких командах я вообще молчу.

Это не о том, что конкурс на предоставление услуги - это плохо. Как идея - хорошо! Но мы живём в реальном мире. В котором идея не похожа на то, что есть на самом деле. И не дизайнер сделал так. Он захотел сделать сайт или журнал для крупной компании, потом узнал, что для этого нужно участвовать в конкурсе. Пришёл на конкурс. Ничего не выиграл. А потом к нему обратились «Рога и копыта», которые выиграли, чтобы попросить его сделать для них сайт или журнал, который они передадут крупной компании.

Также глупо находить конкурс на создание космической ракеты за миллиард миллионов денег. Затем находить кейс о сайте про эту ракету в портфолио дизайн-студии. После этого находить то, что тендер на создание космической ракеты за миллиард миллионов выиграла компания, которая не имеет отношение к дизайн-студии. Или что вообще конкурс закрылся. И делать из этого вывод, что всё это означает то, что дизайн-студия како-то по блату вне конкурса замутила себе миллиард миллионов государственных денег. Что за немыслимая ерунда?

Если ко мне придёт фирма, которая выиграла тендер по крупному проекту модернизации московского метро, разделила это на кучу разных проектов по смыслу, и хочет заказать у меня макет внешнего вида табличек со списком станций метро, я будут только рад! И не подумаю ни о чём лишнем. А потом буду иметь бледный вид, когда ко мне придёт Навальный и спросит, куда я дел миллиард миллионов за модернизацию московского метро! И конфуз тут в том, что для меня такая практика абсолютно нормальная, потому что не существует одной компании по модернизированию городских метрополитенов мира под ключ! Ё моё. Но эту простую вещь будет сложно объяснить. Потому что ты вообще не вьзжаешь в то, с какого хрена тебе нужно что-то объяснять и почему тебя называют жуликом? И для обывателей, которые не в теме, ты останешься жуликом, которого пристыдили.

Трэк 6

Про заказы, которые получаются через родственников. Это обычное явление. Как сарафанное радио. Василий работает в ГлавУпрВсехДел. Ему дали проект, внутри которого нужно замутить сайт. Василий каждый день сидит в интернете, посещает сайты, но не в зуб коленом: откуда они берутся, сколько стоят, в чём тут разница, что вообще делать нужно. Это нормально, что он не идёт на сайт Аиса, «Бюро Горбунова», «Студии Лебедева» или не создает себе срочно аккаунт на Фрилансе. Он звонит своему двоюродному брату Ивану, потому что доверяет ему. Иван советует ему обратится в какую-то студию, потому что сам не разбирается в этом, но его начальник заказывал сайт у них, они точно не кинут. Всё! Ё моё! Очень сложно получить заказ по знакомству или с помощью родственных связей, ничего не сделать и получить тучу бабла. Потому что нужно сделать продукт! Нужно, чтобы он был. Чтобы удовлетворял ТЗ. Многие думают, наверно, что как стать начальником отдела в МИДе, потому что папа начальник подразделения. Но это совершенно не так.

Почти все известные сейчас студии получали заказы, после которых к ним сам шёл крупный клиент, не просто так. А по совету знакомых, родственников и прочих. И они делали хороший продукт!

Да, мне тоже хочется, чтобы всё было идеально. Чтобы Альфа-Банк подошёл к магическому Оракулу с мыслями «я хочу то, что не могу описать, поэтому не знаю, к кому мне обратиться, чтобы он сделал то, что мне нужно», нажимал на большую кнопку, а Оракул отвечал бы:

- Исходя из вашего настроения и стилистических традиций вашей компании, вам идеально подойдёт Санёк Стрекалов! Вперёд!

Но в реальности всё не так. Такая индустрия. Такая культура отношения к индустрии. Да куча всего ещё. Поэтому, не нужно относится к дизайнеру, который получил заказ через знакомство, как к сыну советского генерала. Я был бы очень рад, если бы у меня были родственники во всех крупных компаниях и советовали бы меня. И если бы я получал заказ, я бы обсерался люто от напряжения, выполняя его! Как и все в подобных случаях. Потому что если я сделаю не очень хорошо, я подведу того, кто меня посоветовал. Он больше никому меня не посоветует. И крупная компания узнает, что к этому чуваку лучше не обращаться. А следом и другие подобные.

Как-то мой институтский друг, который работал в крупной корейской компании, к которой сейчас смартфоны горят, предложил мне поучаствовать в одном внутреннем конкурсе. О котором я бы не узнал. И то, что я сделал для конкурса, не дошло бы без него до компании. Так вот, я поучаствовал. Но то, что я сделал, не подошло стилистически. Ко мне не обратились в дальнейшем. Всё просто. Если по знакомству - это не значит, что можно делать говно или ничего, и получать спокойненько за это деньги.

Трэк 7

На дебатах высказывался Чичваркин из Лондона. И Кудрявцев из дома. Чичваркин сказал, что Студия его кинула. Потому что делала долго инет-магаз, а когда доделала, ему он не понравился, поэтому он заказал сайт у других чуваков из Лондона, не стал просить у Студии деньги назад, потому что были другие дела, но неприятный осадок ценой в сто с хером тысяч евро остался.



Супер-давно у меня был похожий случай. Один чувак не знал, чего хочет. Договорились об одном продукты. В процессе производства он просил делать дополнительные вещи. Мы делали, потому что каждая из них была мелочью и казалось, что это единичный случай. А мы хотели быть лояльным к клиенту исполнителем, чтобы он нас любил и ценил. В итоге мы сделали продукт в три раза больше и сложнее, чем тот, о котором договаривались. Цена при этом не изменилась. Клиент дал предоплату 50%. Короче, мы всё закончили, сдали клиенту продукт, он принял, мы стали ждать оставшихся денег. Через какое-то время клиента укусила муха, он сказал, что на самом деле это не то, что он хочет. И поэтому он просит вернуть предоплату. Мы предоплату не вернули. Потому что мы выполнили свою работу. Изменчивое настроение клиента не наша проблема. В нашем видении клиент нам остался должен. Но мы были им сыты и просто хотели пойти дальше.

Короче, всегда есть две стороны, два мнения, два видения. Не стоит описание ситуации одной стороной принимать за единственную истину.

А Кудрявцев высказался так круто и на мой взгляд правильно, что я люблю его ещё сильней, чем раньше!



Аутро

Конец! Как меня пробрало. Даже жаль, что такое количество текста никто не станет читать :-)

дождь, дебаты, лебедев, навальный, жизнь, дизайн

Previous post Next post
Up