Про советскую электронику. Часть 2

Jul 29, 2018 03:34


В предыдущей своей публикации Про советскую электронику я сказал: "миф о том, что советские инженеры в шестидесятые и семидесятые годы тупо копировали радиоприемники у японцев - не более, чем миф. По крайней мере до так называемой "перестройки" в СССР была своя и схемотехника, - а значит была школа, и было налажено производство отечественных ( Read more... )

история, Русские, Россия, политика

Leave a comment

marconi_due July 29 2018, 08:38:54 UTC
По работе всегда сталкивался с возможностью сравнения нашей и импортной судовой аппаратуры. Примерно скажу, что соотношение габаритов импортной техники к отечественной было таким 1:3. Всегда наша техника была в разы больше иномарочной, но функции были абсолютно одинаковыми. Это касалось как приемо-передающей аппаратуры, так и средств электрорадионавигации.
Но! Кайф нашей техники был в том, что она была легко ремонтируемой. К каждому приемнику, передатчику и РЛС, в придачу давалось 1-3 ящика ЗИПа. Это был шикарный ЗИП! От ламп-транзисторов-микросхем, до паяльников-канифоли-тестеров.
Разумеется ЗИП расходовался ввиду постоянной "ломкости" аппаратуры и как правило, не пополнялся ввиду забывчивости или ленности судовых радиоспециалистов. Поэтому я постоянно таскал с собой с парохода на пароход собственный паяльник, коробочки с полупроводниками, реле, сопротивлениями и т.д. Пользоваться всем этим приходилось постоянно, т.к. техника должна быть в строю, невзирая на качество ее исполнения.

Что касаемо бытовой техники, то тут все ясно с самого начала ее появления: "во избежании возгорания, не оставляйте включенный телевизор без присмотра".

Reply

alexsrb July 29 2018, 09:02:51 UTC
Согдасен, ЗИПы были, но я ими не пользовался. Не помню, чтобы сломался премник Волна-к или Шторм, или передатчик Окунь. Более простая техника да, иногда ломалась. Радиостанция Полоса2 например. Подгорали конкты в реле прием-передача, лампы постоянно садились и т.д. То есть конструкция была сырая.

Reply

marconi_due July 29 2018, 09:38:47 UTC
Окунь? Это что-то совсем вояцкое и, судя по картинкам, древнее. Я с ним не работал, но знаю о таком. Что за зверь Полоса-2, вообще не знаю. В Волне доставали контакты на блоке переключения диапазонов. А Шторм-3 меня подвел блоком плавного изменения частоты. Там частота менялась за счет изменения емкости в пластинчатом конденсаторе. Разобрал, почистил, сложил все обратно, а как калибровать то? У меня генератора на пароходе нет! Нашел датскую радиостанцию, по ней и откалибровал, но, сам понимаешь, это уже не заводские настройки и по приходу в ближайший советский порт этот блок мне прислали.

Reply

alexsrb July 29 2018, 10:24:25 UTC
У меня была похожая ситуация. Окунь -это у нас передатчик на БПК. А Шторм был когда рефрежератор сдавали. Полоса шла всем подряд - геологам, на Северах работала.

Reply

marconi_due July 29 2018, 11:47:20 UTC
Больше всего доставалось от болгарской РЛС Печера. Рекорд: 18 неисправностей в сутки. По внешнему виду Окунь дюже похож на приемник Брусника. Тож вояцкий.

Reply

alexsrb July 29 2018, 14:07:35 UTC
это одно и тоже, только названия разные для ВМФ и Армии. Производились у нас в Ленинграде на заводе им. Козицкого.

Reply

marconi_due July 29 2018, 14:27:40 UTC
Окунь - передатчик, Брусника - приемник

Reply

alexsrb July 29 2018, 16:30:48 UTC
Ясен перец. Я говорю о том, что вся аппаратура для Армии и Флота делалась на одном заводе. Только названия давали разные. Кроме того, если говорить об Окуне -Р654, и Бруснике - Р155, то там некоторые узлы были однотипные. Например, возбудитель в передатчике Окуня, который назывался "якорь ВЯ67" и Блок опорных частот в Приемнике были однотипные. В приемнике этот блочек стоит второй, если сверху вниз считать, там где настройка.

Reply

marconi_due July 29 2018, 17:45:52 UTC
Знаю, что технику для торгового флота делал Севастополь. Передатчики Корвет, Муссон, Бриг, Барк. А всякие там приемники Циклоида, Сибирь, делали в Ленинграде. И лаги там же ваяли.

Reply

alexsrb July 29 2018, 17:54:39 UTC
Да, завод Козицкого передал Севастополю свои разработки. В том числе и по возбудителю "якорь".

Reply

marconi_due July 29 2018, 17:58:10 UTC
Наш возбудитель назывался "Бот". А я изучал передатчик Пламя. Он до сих пор на кораблях стоит.

Reply

alexsrb July 29 2018, 14:12:03 UTC
У братушек еще была радиостанция ЛЁН. Выходной каскад передатчика постонно вылетал. Дождик антенну смочит - меняй транзисторы КТ 940. Защиты не было никакой.

Reply

marconi_due July 29 2018, 14:26:45 UTC
Про Лен не слышал от слова вообще.

Reply

abramiy August 3 2018, 17:26:52 UTC
Я сам-то работаю на авиационном заводе слесарем-инструментальщиком 5 разряда ( а так-же шлифовщиком ,фрезеровщиком ,сверловщиком ,доводчиком и настройщиком измерительных проборов ).
Насчет нашей авиации и авиационной электроники могу привести такой пример .
На всех наших самолётах и вертолётах с ГТД используются агрегаты типа ГП ( и на танках Т-80 ) .
Это гидромеханический стабилизатор оборотов для привода генераторов тока частотой 400 Гц .
Этот гидромеханический стабилизатор оборотов приводится от раздаточной коробки ГТД и выдаёт всегда частоту вращения 400 Гц ( или 200 ,или 100 или 50 Гц - в зависимости от типа привода ГП и типа генератора ) на выходном валу в не зависимости от числа оборотов двигателя .
Сложнейший механизм с сотнями микронных прецизионных пар из плунжеров -втулок и до 50 прецизионных шаровых шарниров с микронными допусками и зазорами , десятками прецизионных плоских и цилиндрических золотников с микронными допусками и все это с 10-12 классом чистоты поверхностей , десятки точных шестерён , прецизионный гидромеханический центробежный регулятор .
Корпуса и корпусные детали из алюминий-литиевых и алюминий-магниевых сплавов .
Для агрегата ГП-25 :
Номинальная мощность, кВА 60
Масса, кг 43.
Реальный КПД выходит в много если 70% !
Ибо гидронасос с КПД 90 , гидромотор с КПД 90% ,и столько будет в результате ?
Да ещё нужна специальная гидравлическая жидкость с диапазоном работы от -70 и до +80 градусов .
Рабочий диапазон частоты вращения входного вала привода, при котором обеспечивается заданная точность частоты тока генератора
от 4500 об/мин - 9000 об/мин
Напряжение генерируемого 3-х фазного тока, 115/200 вольт .

На двигателе их два .
Ресурс-же реальный и 500 часов не выходит !
Украинские ГП работы завода ФЭД в Харькове и завода в Волчанске накатывали по 3000 часов .
Наш завод их клепает по 15-20 в месяц , браку-же просто прорва !

На западных самолётах такого ужаса уже давно нет .
Там стоит на валу раздаточной коробки ГТД простой генератор постоянного или переменного тока и силовой стабилизированный преобразователь на тиристорах , а ныне на более экономичных силовых МОП или БТИЗ транзисторах .
С клемм силового полупроводникового преобразователя и снимается стабильный трёхфазный ток 400гц.
Гарантированный ресурс таких агрегатов выходит и за 10 тысяч часов .
Масса-же не более 10-15кг !
Мощность больше - от кВА 120 , КПД понятно выше .
И никакой прецизионной механики !
Цена-же на два порядка менее !

А у нас попытки делать такое упираются в слабость нашей силовой электроники ,коя и в советское время отстала на 10-15 лет .
Силовых МОП или БТИЗ транзисторов в СССР так и не появилось .

Ну и наличие надежных полупроводниковых преобразователей позволяет заметно упростить конструкцию самолёта .
За счет уменьшения количества гидравлики и облегчения веса электрооборудования .
Ибо можно например использовать не 115/200 В при 400Гц , а например постоянный ток на 750 вольт, а переменный ток 400 Гц получать у электродвигателя понижающим преобразователем .
Что уменьшает массу одной только проводки в более чем 10 раз !

Reply

abramiy August 3 2018, 17:35:35 UTC
Вот ещё пример-- в конце 60-х годов в США появились полностью электронные САУ авиационных ГТД .
И у нас попытались создать подобные устройства и необходимость создания подобных устройств была ясна руководству Минавиапрома СССР , но элементная база и технология не позволяли получить у нас надёжных электронных САУ авиационных ГТД .
Ф.А.Коротков был категорически против внедрения подобных систем управления двигателями и был совершенно прав .
Не с нашей электроникой было в те годы было браться за подобное дело и даже в 70-80-х получалось и плохо и криво .
Гидромеханические и пневмонические САУ ГТД были в наших условиях надёжнее электронных .
Даже в 90х годах его ОКБ конструировало гидромеханические САУ ГТД вроде вертолётной САУ-157 .
Есть у этого ОКБ и электронные САУ вроде САУ-235 ,но они собраны во многом на импортной элементной базе .
Кроме авиационных агрегатов наш завод выпускает и системы управления для наземных ГТД .
И освоили производство в большом количестве агрегатов систем управления и питания топливом газотурбинных установок-компрессоров перекачки газа на магистральных газопроводах ( в СССР на магистральных газопроводах использовались системы управления газотурбинных установок-компрессоров перекачки газа немецкого и английского производства ) .
Там САУ электронная - агрегат БУШДМ в разных вариантах
Так вот , 9/10 всех аварий и аварийных остановок газотурбинных установок-компрессоров перекачки газа на магистральных газопроводах и газотурбинных электростанциях приходится именно на неполадки электронной САУ БУШДМ .
И вот инженерам с нашего завода всегда приходится иметь в запасе с десяток проверенных агрегатов электронной САУ БУШДМ ,что-бы с ними вылетать на место аварии .
Завод её сам не делает и получает со стороны и не нами разработана , входной контроль 100% .
И она сложная просто страх какой-то !
А там вся элементная база из наших 70-80-х !
И весит она 20 кг !
Эдакий кубик 300Х300Х300 мм !
Между тем на современных микроконтроллерах и микропроцессорах ( хотя-бы и ARDUINO ) и современных мощных силовых транзисторах вся САУ БУШДМ уместилась-бы в несколько килограмм на 2-3 платах !

Так ,что наше отставание в электронно-вычислительной технике и электронике имело много более вредоносные последствия чем обыкновенно думают .

Reply

abramiy August 3 2018, 17:37:15 UTC
У меня в цехе есть профилешлифовальные станки ( для точной шлифовки профиля кулачков всякого рода ) .
Их 4 штуки .
На них стоят высокооборотные электрошпиндели на 400 Гц .
Шлифовка - шлифовальными абразивными головками диаметром 6мм , 8мм ,10мм и 12мм .
Что-бы эти шпиндели запитать трехфазным током на 400 Гц использовались машинные преобразователи - мотор-генераторы из трёхфазного двигателя на 50Гц и генератора на 400 Гц.
Их было тоже 4 штуки .
В особом для них помещении в антесолях цеха .
Надежностью они никак не отличались , а габариты и вес были большими .
Мы этот преобразователь вытаскивали и затаскивали в шесть человек .
Горели они часто и мы таскали их на перемотку .
Пока перемотают и обкатают - деталей понятно ,что нет !

Наконец это главному инженеру всё надоело и он велел в начале 2000 -х сделать полупроводниковый инвертор 50/400 .
Сделали сами из импортных деталей .
Разработка нашего заводского Отдела Автоматизации и Механизации .
Силовая часть на силовых БТИЗ-транзисторах фирмы IRF и её-же управляющие микросхемы .
Наших-же таких нет !
Весь этот четырех-канальный преобразователь на 120 КВт уместился в один стальной ящик в 200Х400Х 600 мм в электрощите на стене и с самой неплотной компоновкой !
Весит-же не более 30кг .
Я-же его один поднимал .
И ещё ни разу он не ломался !

Reply


Leave a comment

Up