В предыдущей своей публикации Про советскую электронику я сказал: "миф о том, что советские инженеры в шестидесятые и семидесятые годы тупо копировали радиоприемники у японцев - не более, чем миф. По крайней мере до так называемой "перестройки" в СССР была своя и схемотехника, - а значит была школа, и было налажено производство отечественных
(
Read more... )
Но! Кайф нашей техники был в том, что она была легко ремонтируемой. К каждому приемнику, передатчику и РЛС, в придачу давалось 1-3 ящика ЗИПа. Это был шикарный ЗИП! От ламп-транзисторов-микросхем, до паяльников-канифоли-тестеров.
Разумеется ЗИП расходовался ввиду постоянной "ломкости" аппаратуры и как правило, не пополнялся ввиду забывчивости или ленности судовых радиоспециалистов. Поэтому я постоянно таскал с собой с парохода на пароход собственный паяльник, коробочки с полупроводниками, реле, сопротивлениями и т.д. Пользоваться всем этим приходилось постоянно, т.к. техника должна быть в строю, невзирая на качество ее исполнения.
Что касаемо бытовой техники, то тут все ясно с самого начала ее появления: "во избежании возгорания, не оставляйте включенный телевизор без присмотра".
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Насчет нашей авиации и авиационной электроники могу привести такой пример .
На всех наших самолётах и вертолётах с ГТД используются агрегаты типа ГП ( и на танках Т-80 ) .
Это гидромеханический стабилизатор оборотов для привода генераторов тока частотой 400 Гц .
Этот гидромеханический стабилизатор оборотов приводится от раздаточной коробки ГТД и выдаёт всегда частоту вращения 400 Гц ( или 200 ,или 100 или 50 Гц - в зависимости от типа привода ГП и типа генератора ) на выходном валу в не зависимости от числа оборотов двигателя .
Сложнейший механизм с сотнями микронных прецизионных пар из плунжеров -втулок и до 50 прецизионных шаровых шарниров с микронными допусками и зазорами , десятками прецизионных плоских и цилиндрических золотников с микронными допусками и все это с 10-12 классом чистоты поверхностей , десятки точных шестерён , прецизионный гидромеханический центробежный регулятор .
Корпуса и корпусные детали из алюминий-литиевых и алюминий-магниевых сплавов .
Для агрегата ГП-25 :
Номинальная мощность, кВА 60
Масса, кг 43.
Реальный КПД выходит в много если 70% !
Ибо гидронасос с КПД 90 , гидромотор с КПД 90% ,и столько будет в результате ?
Да ещё нужна специальная гидравлическая жидкость с диапазоном работы от -70 и до +80 градусов .
Рабочий диапазон частоты вращения входного вала привода, при котором обеспечивается заданная точность частоты тока генератора
от 4500 об/мин - 9000 об/мин
Напряжение генерируемого 3-х фазного тока, 115/200 вольт .
На двигателе их два .
Ресурс-же реальный и 500 часов не выходит !
Украинские ГП работы завода ФЭД в Харькове и завода в Волчанске накатывали по 3000 часов .
Наш завод их клепает по 15-20 в месяц , браку-же просто прорва !
На западных самолётах такого ужаса уже давно нет .
Там стоит на валу раздаточной коробки ГТД простой генератор постоянного или переменного тока и силовой стабилизированный преобразователь на тиристорах , а ныне на более экономичных силовых МОП или БТИЗ транзисторах .
С клемм силового полупроводникового преобразователя и снимается стабильный трёхфазный ток 400гц.
Гарантированный ресурс таких агрегатов выходит и за 10 тысяч часов .
Масса-же не более 10-15кг !
Мощность больше - от кВА 120 , КПД понятно выше .
И никакой прецизионной механики !
Цена-же на два порядка менее !
А у нас попытки делать такое упираются в слабость нашей силовой электроники ,коя и в советское время отстала на 10-15 лет .
Силовых МОП или БТИЗ транзисторов в СССР так и не появилось .
Ну и наличие надежных полупроводниковых преобразователей позволяет заметно упростить конструкцию самолёта .
За счет уменьшения количества гидравлики и облегчения веса электрооборудования .
Ибо можно например использовать не 115/200 В при 400Гц , а например постоянный ток на 750 вольт, а переменный ток 400 Гц получать у электродвигателя понижающим преобразователем .
Что уменьшает массу одной только проводки в более чем 10 раз !
Reply
И у нас попытались создать подобные устройства и необходимость создания подобных устройств была ясна руководству Минавиапрома СССР , но элементная база и технология не позволяли получить у нас надёжных электронных САУ авиационных ГТД .
Ф.А.Коротков был категорически против внедрения подобных систем управления двигателями и был совершенно прав .
Не с нашей электроникой было в те годы было браться за подобное дело и даже в 70-80-х получалось и плохо и криво .
Гидромеханические и пневмонические САУ ГТД были в наших условиях надёжнее электронных .
Даже в 90х годах его ОКБ конструировало гидромеханические САУ ГТД вроде вертолётной САУ-157 .
Есть у этого ОКБ и электронные САУ вроде САУ-235 ,но они собраны во многом на импортной элементной базе .
Кроме авиационных агрегатов наш завод выпускает и системы управления для наземных ГТД .
И освоили производство в большом количестве агрегатов систем управления и питания топливом газотурбинных установок-компрессоров перекачки газа на магистральных газопроводах ( в СССР на магистральных газопроводах использовались системы управления газотурбинных установок-компрессоров перекачки газа немецкого и английского производства ) .
Там САУ электронная - агрегат БУШДМ в разных вариантах
Так вот , 9/10 всех аварий и аварийных остановок газотурбинных установок-компрессоров перекачки газа на магистральных газопроводах и газотурбинных электростанциях приходится именно на неполадки электронной САУ БУШДМ .
И вот инженерам с нашего завода всегда приходится иметь в запасе с десяток проверенных агрегатов электронной САУ БУШДМ ,что-бы с ними вылетать на место аварии .
Завод её сам не делает и получает со стороны и не нами разработана , входной контроль 100% .
И она сложная просто страх какой-то !
А там вся элементная база из наших 70-80-х !
И весит она 20 кг !
Эдакий кубик 300Х300Х300 мм !
Между тем на современных микроконтроллерах и микропроцессорах ( хотя-бы и ARDUINO ) и современных мощных силовых транзисторах вся САУ БУШДМ уместилась-бы в несколько килограмм на 2-3 платах !
Так ,что наше отставание в электронно-вычислительной технике и электронике имело много более вредоносные последствия чем обыкновенно думают .
Reply
Их 4 штуки .
На них стоят высокооборотные электрошпиндели на 400 Гц .
Шлифовка - шлифовальными абразивными головками диаметром 6мм , 8мм ,10мм и 12мм .
Что-бы эти шпиндели запитать трехфазным током на 400 Гц использовались машинные преобразователи - мотор-генераторы из трёхфазного двигателя на 50Гц и генератора на 400 Гц.
Их было тоже 4 штуки .
В особом для них помещении в антесолях цеха .
Надежностью они никак не отличались , а габариты и вес были большими .
Мы этот преобразователь вытаскивали и затаскивали в шесть человек .
Горели они часто и мы таскали их на перемотку .
Пока перемотают и обкатают - деталей понятно ,что нет !
Наконец это главному инженеру всё надоело и он велел в начале 2000 -х сделать полупроводниковый инвертор 50/400 .
Сделали сами из импортных деталей .
Разработка нашего заводского Отдела Автоматизации и Механизации .
Силовая часть на силовых БТИЗ-транзисторах фирмы IRF и её-же управляющие микросхемы .
Наших-же таких нет !
Весь этот четырех-канальный преобразователь на 120 КВт уместился в один стальной ящик в 200Х400Х 600 мм в электрощите на стене и с самой неплотной компоновкой !
Весит-же не более 30кг .
Я-же его один поднимал .
И ещё ни разу он не ломался !
Reply
Leave a comment