Русский князь и отважный пилот

Jul 01, 2018 14:54


Бесшабашный арис­тократ, отважный воин, лю­бознательный авантюрист. В гардеробе: смокинг, шлем пи­лота и ружье для слоновьей охоты… Кроме того, он любил петь цыганские песни, подыгрывая сам себе на гитаре.
Именно такую историю Эм­мануил Владимирович Го­ли­цын о себе и рассказывал. И что поделаешь, остается ей следовать - надеясь, что еще много чего интересного скрывает семейный архив. Однако кое-какие документы все же доступны:
в национальном ар­хиве Великобритании хранятся его наградные списки, а в Музее Королевских ВВС, что в Колиндейле, князю посвящен целый стенд.

Наверное, стоит рассказать о роде князей Голицыных. Го­лицыны - старшие из Ге­ди­ми­новичей. Просуществуй Ве­ликое княжество Литовское до XX века, князь Эммануил унаследовал бы земли не толь­ко нынешней Литвы, но и немалых частей Украины, Бе­лоруссии, Польши и России. По матери он - внук герцога Мекленбургского, Георга-Александера-Микаэля-Фрид­риха-Вильгельма-Франца-Карла. Поэтому потомков князя Эммануила и его братьев можно найти в списке потенциальных наследников британского престола, правда, на 600-х местах.

Эммануил Голицын ро­дился в Кисловодске в 1918 году. Отец был кавалергардом, штабс-ротмистром и адъютан­том великого князя Николая Николаевича. Он воевал за белых, и в 1919-м семья на британском военном корабле эвакуировалась из Крыма, откуда через Константинополь и Париж добралась до Лондона, где и обосновалась. Эммануил и два его брата получили самое лучшее образование,
Благодаря тяге английских аристократов к русскому ис­кусству и связям отца Эмма­нуил мог жить как положено представителю «золотой молодежи». Юный Голицын участвовал во всех необходи­мых безумствах - скачки, па­ри, вечеринки. После одной взял и переплыл Темзу, не снимая белого смокинга.

Голицын не стал поступать в университет, а подался клерком в страховую компанию Prudential. Но, вероятно, та­кая работа не соответствовала его характеру. С началом Вто­рой мировой князь решил пос­тупить в Королевские ВВС, но тут СССР напал на Финляндию. Эммануил вспомнил, кто прогнал его семью из России, и поехал участвовать в «зимней кампании». Прези­дент Финляндии Маннергейм был старым другом его отца, он же и сообщил ему страшную весть о гибели матери при бомбардировке немцами Лондона. Эммануил только начал учиться на летчика, когда Финляндия заключила и мир с СССР, и союз с Гер­манией. Англичанину Голи­цыну пришлось срочно покидать страну, причем не самым простым путем.
С финским паспортом - помог Маннер­гейм - он переправился в США, потом в Канаде нанял­ся матросом, приплыл в Шот­ландию.




Эммануил вступил в анг­лийский летный резерв, а в ноябре 1941-го окончил летную школу и отправился в 504-ю эскадрилью в Северной Ирландии. «Битва за Брита­нию» уже закончилась, но новые высотные «Юнкерсы» модели «86R» с апреля 1942 года царили в британском не­бе - сбросив бомбы, они преспокойно поднимались на не­доступную для англичан вы­соту свыше 13 км и улетали домой. Экспериментальное звено, в котором оказался Го­лицын, как раз должно было выяснить, как настигать «Юн­керсы» в стратосфере. Им выдали «модифицированные» Spitfire-IX. Модификация зак­лючалась в том, что с этих самолетов на «Роллс-Ройсе» содрали все «ненужное» оборудования, весом на 200 кг.







И вот 12 сентября 1942 года Голицын совершил то, что описывается на стенде Музея ВВС. Взлетев с аэродрома Норхольт, он набрал высоту в 12 200 км над проливом Те-Солент и заметил над правым крылом торпедообразный «Юнкерс 86R». Немец, хауптман Гётц, тоже заметил соседа, быстро сбросил бомбы и стал набирать высоту. Голи­цын взмыл следом: бой слу­чился на высоте около 14 ки­лометров. «Немец» был пов­режден, но дотянул до своего аэродрома. Так стало известно, что высотные «Юнкерсы» вполне можно атаковать: это приняли к сведению и немцы, и англичане. Когда через 30 лет Голицын встретился с Гётцем, тот подтвердил, что после этого боя вермахт стал сворачивать «высотные» бомбардировки Англии.

А Голицын продолжал по­леты: однажды на новом, вы­сотном Spitfire-VII перелетал через Ламанш и сбил немецкий истребитель «Фокке Вульф 190», за что получил вторую награду. Еще он сражался в «польской» 308-й эскадрилье - там его задачей было вести с самим собой пе­реговоры по-русски, чтобы немцы считали, будто у них на западе действуют русские!

После двух лет службы в боевых эскадрильях Голицын был назначен личным помощником эйр-вице-маршала Уильяма Диксона, который тогда командовал 83-й авиагруппой, готовившейся в высадке в Нормандии и с которым Голицын отправился в Италию. Там он позднее был назначен в 72 эскадрилью. Как командир звена и исполняющий обязанности командира эскадрильи Голицын участвовал в боях при Монте-Кассино и в освобождении Рима. Затем его эскадрилья была переброшена на Корсику и вела бои уже над Францией.

После окончания Второй мировой войны Голицын отправился в Индию, где был пилотом «Индийских воздушных линий», вернулся в Англию в 1950 году, а потом отправился в Южную Америку. Снова вернувшись в Лондон, работал в авиакомпании «British European Airways», а позднее - в фирме «Авро», где много летал по миру, продавая самолеты «Авро-748».
Продажи были настолько успешны, что Голицын решил основать собственный бизнес по продаже самолетов. Он особенно преуспел в Перу, где представлял интересы фирм «Wight Aircraft Builder», «Britten Norman» и «Aero Macchi», а также занимал пост директора компании «Aero Condos of Peru».

B 1991 году Голицын окончательно вернулся в Лондон. В 1994 году подал прошение о восстановлении российского гражданства, которое было удовлетворено.
Князь Эммануил Голицын скончался 23 декабря 2002 года в Лондоне в возрасте 84 лет.

Русские, жизнь, авиация, нация, Европа

Previous post Next post
Up