Олига́рхия (др.-греч. - власть немногих) - политический режим, при котором власть сосредоточена в руках сравнительно малочисленной группы граждан (например, представителей крупного монополизированного капитала) и скорее обслуживает их личные и групповые интересы, а не интересы всех граждан.
Олигархи - члены олигархии, могут либо сами быть членами правительства, либо оказывать решающее влияние на его формирование и принятие решений в своих личных и групповых интересах.
"Давно прошло то время, когда в России были олигархи", - заявил Песков, добавив, что "в России олигархов нет" (цитаты по "Интерфаксу").
Речь идет о "представителях крупного российского бизнеса", уточнил он.
Напомним, по данным Forbes, на начало 2017 года в России было 96 долларовых миллиардеров, а их совокупное состояние увеличилось на 105 млрд долларов за год и достигло 386 млрд долларов, впервые в истории превысив золотовалютные резервы ЦБ (377 млрд долларов на начало прошлого года).
28 из богатейших россиян, входящих в список долларовых миллиардеров Bloomberg, за 2017 год стали богаче еще на 22,4 млрд долларов. В рублях их совокупный капитал вырос на 1,3 триллиона рублей.
По данным Credit Suisse, на данный момент в руках богатейшая прослойки контролирует 89% всего благосостояния в стране, что существенно выше, чем, например, в США (78%) или в Китае (73%).
Иран и Россия не зря упомянуты через запятую в том самом пресловутом «Законе о противодействии противникам Америки посредством санкций».
Разрешите сообщить: в списках богатейших людей мира Forbes или Bloomberg нет ни одного действующего иранского бизнесмена. Иранские эмигранты и их потомки - есть (тот же Пьер Эмидьяр, основатель eBay). А вот таких, кто вот прямо сегодня делает дела в современном Иране, нет ни одного.
И да, конечно, фундаментальным основанием для такого рода положения дел является доминирование государства (квазигосударственных структур) в экономике Ирана. Однако это не отменяет роли, которую в Исламской республике играет крупный частный бизнес. Или, точнее, частные бизнес-интересы.
Другое дело - обстоятельства, в рамках которых мир узнает имена богатейших предпринимателей Ирана. Например, в 2016 году в Тегеране приговорили к смертной казни человека по имени Бабак Заниджани. Он вроде бы как занимался экспортом иранской нефти в обход санкций, а еще отелями, финансами, IT, авиаперевозками и проч. Сам он свое состояние оценивал в $13,5 млрд. А уж сколько там на самом деле - кто его знает… В Иране Forbes по понятным причинам не издается.
Во всяком случае, к смертной казни Заниджани приговорили по делу об «исчезновении» $2,7 млрд, вырученных от продажи госнефти. Приговор в исполнение до сих пор не приведен. Считается, что Заниджани стал жертвой разборок в высшем руководстве Ирана.
Еще один персонаж - Махавариду Амиру Хосрави. В 2014 году был казнен по обвинению в мошенничестве. Кому надо (или не надо?) дал взятку, получил в госбанке кредит на $2,6 млрд и вложил эти деньги в приватизацию крупного сталеплавильного завода. Что там произошло на самом деле, сказать сложно. Но масштабы деятельности понятны: этот человек не на базаре спичками торговал.
Есть еще, например, Асадолла Асгаролади. Сопредседатель российско-иранской торговой палаты со стороны Ирана. А еще иранско-китайской, иранско-канадской и иранско-австралийской торговых палат заодно. Иными словами, выполняет важные поручения правительства и народа Исламской республики. Вел с Россией переговоры о покупке «сухих суперждетов» и о допуске на российский рынок иранских фруктов-овощей.
Сколько у него денег, интернет не знает. То ли $400 млн, то ли $9 млрд на всю семью. Семье принадлежит агломерат Hasas, который экспортирует специи, орехи и сушеные фрукты, спекулирует валютой, торгует нефтью.
То есть миллиардеров (в пересчете на доллары США, имеется в виду) в Иране как бы нет, но на самом деле они есть. Занимаются (под крышей государства и корпуса стражей исламской революции) всем подряд, но за популярностью не гонятся, в road show в Лондон - Нью-Йорк не ездят, «прозрачность бизнеса» не практикуют.
О масштабах деятельности самых выдающихся среди них становится известно из суровых, но справедливых приговоров исламского суда. Остальные, как говорится в таких случаях, остаются в тени.
Резюме? Меры, которые сменяющиеся одна за другой американские администрации применяют к Тегерану, имели следствием исчезновение из публичного пространства крупного национального частного капитала. Часть бизнесменов эмигрировало, другие - мимикрировали, исчезли с радаров не только мировых деловых СМИ, но и, сдается, спецслужб также.
источники
Миллиардеры РФ нарастили состояние на $29,5 млрд при ПутинеРоссия плодит миллиардеров на фоне обнищания населенияЧто означает «Кремлевский список» Минфина США для российского частного капитала?