О плачевном состоянии российской экономики

May 21, 2016 10:56


- Как вы оцениваете экономическое положение нашей страны в целом?
- По уровню развития экономики Россия занимает 95-е место в мире. Кстати, сегодня в структуре ВВП обрабатывающая промышленность занимает 16%. В Германии - 83%.
В рейтинге Всемирного банка Россия находится на 48-м месте в мире по показателю доступности и качества транспортной инфраструктуры. В том числе по качеству железнодорожной инфраструктуры занимает 33-е место в мире, по качеству автодорожной - на 111-м месте. По качеству инфраструктуры воздушных и водных портов Россия находится на 87-м и 82-м местах соответственно.
Россия вышла в мировые «лидеры» по количеству бедных и нищих граждан. Сегодня по уровню жизни наша страна откатилась на 91-е место в мире. Ее соседи по рейтингу - Лаос и Гватемала. В России 10% граждан имеют доходы менее 5000 рублей, 52,6% населения имеют доходы ниже 15 тыс. рублей в месяц. Запланировано до 25% сокращение штатов в государственных корпорациях и 10% в бюджетной сфере. В самом бедственном положении - «дети войны», их доходы составляют 5-7 тысяч рублей в месяц.

- Как обстоят дела в регионах?

- Из 85 регионов самодостаточными можно считать только 10, у остальных дефицит бюджета 2,3 трлн рублей. В двух третях регионов государственный долг на 50% выше планируемых поступлений в казну. В 55 субъектах Федерации госдолг превышает 50% утверждённых доходов. При этом в семи регионах указанное соотношение превышает 100%.
Сокращается перевозка пассажиров автобусами общего пользования. С 2000 года наполовину сократилось количество пассажиров: с 23 млн человек до 11,5 млн человек. Целые районы остаются отрезанными от поселковых и городских центров.
Из 1302 аэропортов, имевшихся на начало 1992 года, осталось 329. Переход от социальных тарифов к «экономически обоснованным» привел после 1991 года к сокращению объемов пассажирских перевозок на легких самолетах почти в 40 раз. На самолетах вместимостью 12 мест - более чем в 50 раз. Магистральная авиация, связывающая своими линиями крупные центры, практически не влияет на жизнь внутри регионов.
Из-за отсутствия устойчиво действующей сети воздушного сообщения 12-16 млн человек на 60-70% территории РФ практически отрезаны от жизни страны.

- На самом высоком уровне неоднократно подчеркивалась важность развития высоких технологий. Что сделано в этой сфере?

- По данным Федеральной службы государственной статистики, доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, и удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции составляют около 2,8% и 8,4% соответственно. По существу Россия скатилась с передовых мест на задворки цивилизованного мира.
Наука в упадке. В настоящее время расходы российских компаний на НИОКР (в процентах к ВВП) составляют 1,04%, что значительно ниже, чем у инновационных лидеров, где они составляют 2,5 - 4,5%.
Причем структура расходов ориентирована на имитацию нововведений. Разработки, выполненные собственными силами, составляют всего 16%, а выполненные сторонними организациями - 10,9%. На обновление программных средств идет - 1,3%. Все остальные средства используются на закупку машин и механизмов.
Чтобы приблизиться к мировому уровню, необходимо структуру развернуть на противоположное направление и более 50% направлять на исследования.

- Насколько остро стоят проблемы в сфере ЖКХ?

Согласно данным Минрегионразвития, на восстановление предприятий жилищно-коммунального хозяйства требуется 10,4 триллиона рублей. На снос 99,4 млн квадратных метра ветхого и аварийного жилья потребуется 367 млрд рублей. На строительство новых квартир для отселенных семей потребуется 3,18 триллиона рублей. В стране не хватает 1,6 млрд кв. м. Жилья, суммарная стоимость которого по действующим ценам составляет 51,2 триллиона рублей. Итого: 65 трлн рублей. Четыре годовых бюджета страны!
Общие доходы населения составляют 18,7 трлн рублей в год. Оплатить 65 триллионов рублей народ не способен. Вместо увеличения государственных ассигнований в 2016 году объем средств на ЖКХ снизился до 78 млрд рублей.

Заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Николай Арефьев отвечает на вопросы журналиста KM.RU Диониса Каптаря.
Читать полностью

экономика, Россия, политика

Previous post Next post
Up