Сейчас мы наблюдаем и диффамацию (оскорбления), и дискриминацию русского народа в самом прямом юридическом значении этого слова. Радищев о крестьянах сказал, что они «в законе мертвы». Сейчас русский народ в законе мёртв, он отсутствует как субъект права, дискриминирован по отношению к народам, имеющим внутри России свою государственность.
Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех, независимо от национальности, но при этом у татарина, ингуша, адыга есть ещё своя структура власти, куда он может прийти и будет услышан со своими национальными проблемами. Минтимер Шаймиев не является активистом Татарского общественного центра (ТОЦ), но люди ТОЦа оказывают воздействие на его политическое поведение, входят в число его советников, входят в правительство, в меджлис. То же наблюдаем в Адыгее, в Якутии, в Башкирии… Глас татарского, башкирского, якутского и других народов в границах России может быть услышанным и получить ответный глас. Глас русского - это глас вопиющего в пустыне. Нет такой инстанции, куда русский человек может прийти со своими национальными проблемами и где его не оттолкнут, а выслушают.
Русское национальное движение (я его активист с 91-го года) в январе 2004-го провело учредительную конференцию, где мы выработали программу-минимум. Там 8 пунктов, в которых выражены главные русские национальные проблемы.
Первый - требование признать Россию в соответствии с международными стандартами мононациональной страной русского народа, составляющего абсолютное большинство её населения. В международном правозащитном сообществе существуют твёрдые, устоявшиеся понятия. В документах старейшего и авторитетнейшего международного сообщества «Фридом Хаус» чётко прописано: страна, где 67% населения и более принадлежат к одной этнической группе, является мононациональной. В России около 80% населения - русские люди, их доля больше, чем евреев в Израиле, который не мононациональное, а этнократическое государство. Доля русских гораздо больше, чем латышей в этнократической Латвии, чем казахов в этнократическом Казахстане.
Но отовсюду слышим: Россия - многонациональная страна, и в преамбуле Конституции написано: «Мы, многонациональный народ России…» Этой формулировкой подчёркивается: Россия не является государством русских. У них нет своей государственности, впору ставить вопрос о том, что русские не представлены адекватно ни в ООН, ни в семье народов России… В Ассамблее народов России все народы имеют полномочных представителей, кроме русских, у них нет легитимного представительства и на таком уровне. Русские вообще не упомянуты в Конституции РФ. Слово «русский» употреблено лишь как прилагательное к слову «язык». Русский язык упомянут в Конституции, а русский народ нет, он не является субъектом права.
Второе наше требование - признать русский народ единственным государствообразующим народом. Прошли парламентские слушания о проекте закона «Об основах государственной национальной политики Российской Федерации». В проекте написано: все народы России государствообразующие. Но, по данным Миннаца, в России проживают 176 народов, в том числе голландцы, зимбабвийцы, кенийцы, 600 алеутов, и вот все они - государствообразующие? Это и с точки зрения истории, и с точки зрения юриспруденции нонсенс, но он может стать законом нашей жизни, и ему будут подчиняться и суды, и милиция, и прокуратура.
Третье. Мы требуем признать право русского народа на национально-пропорциональное представительство. Эту проблему официально поставила Академия госслужбы при президенте РФ. Она проводила в Думе слушания, приводились примеры, как в национальных республиках в структурах власти и тех, что контролируют экономику, практически не осталось русских.
Четвёртое. Признание права на воссоединение единой русской нации, оказавшейся в разделённом положении. Мы не требуем ничего особенного, воссоединились Восточная и Западная Германия, и это не вызвало никаких потрясений. Воссоединились Китай с Гонконгом, Китай с Макао, Южный и Северный Вьетнам, стоит вопрос о воссоединении Кореи. Но как только русские заговаривают о том, что хорошо бы им воссоединиться (а от нас отрезали 25 миллионов единоплеменников), они слышат: «А вы что же, хотите войны?! Собираетесь воевать с Украиной?» Но ведь есть масса способов добиться воссоединения мирно.
Пятое. Признание факта этнодемографической катастрофы. Русские - это скрепа для всей территории России, так же, как были для всей территории СССР. Когда эта скрепа ослабла в республиках, когда там выросли местные элиты, вопрос о существовании СССР автоматически был поставлен под сомнение и решился так, как и должен был решиться. Понятно, что если русское присутствие исчезнет (а оно исчезает, в Ингушетии было 2 процента русских, а не осталось почти никого, в Чечне почти половина населения была нечеченцами, не осталось практически никого, в Дагестане было 9 процентов русских, осталось 2, бегут русские из Якутии, в 89-м якутов был 31 процент, сейчас - почти 50, и это не потому, что якуты так мощно рождаются, а именно потому, что идёт отток русских), если русские будут уходить из республик, значит, Россия повторит судьбу СССР.
Шестое. Мы ставим вопрос о сохранении и укреплении этнического единства русского народа и всех исторических, культурных и языковых факторов, этому способствующих. Сто лет назад об украинцах особо никто не говорил или говорили «малороссы», граница проходила совсем не там, где она сейчас. Прошло сто лет пропаганды, целенаправленного строительства украинской политической нации - и вот результат. Сегодня этот процесс уже необратим. Теперь от русских хотят оторвать поморов. Им внушают, что они не русские, хотя и выходцы из Новгорода. То же самое ведётся в отношении казаков. Для чего? Чтобы оторвать от нас казаков, так же, как оторвали от нас украинцев. Ведётся та же пропаганда в Белоруссии… Надо противодействовать этой тенденции.
Седьмой пункт - запрещение русофобии во всех её проявлениях.
Восьмое - признание факта геноцида русского народа и преодоление его последствий. В 2005 году в Институте философии РАН мы впервые провели большую научную конференцию о геноциде русского народа и пришли к выводу, что за последнее столетие было четыре волны геноцида. Последняя - демогеноцид, ведётся в отношении русских с 91-го года, когда вымирание по миллиону в год.
Александр СЕВАСТЬЯНОВ, политолог