Русский хлеб

Apr 20, 2012 23:40

Русская деревня сейчас едва дышит. Кризис, на мой взгляд, затягивается, в том числе и от того, что современные крестьяне недостаточно просвещены в истории земледелия России за последние сто и менее лет.
С этой целью хочу напомнить о крестьянской кооперации в дореволюционной России. Что она из себя представляла? Вернемся в те времена, когда можно было говорить: "Я - русский!" - и за это не сажали в кутузку, как сейчас.
Поэтому в названии на обложке "Всеобщий Русский Календарь 1918 г." слово "Русский" с заглавной буквой.
Читаем одну из его страниц.





"А для тех, кто не верит в быстрое возрождение деревни, достаточно вспомнить о сибирской деревне Старой Барде, Бийского уезда Томской губернии. Больше 20 лет тому назад устроили там жители маслодельную артель, через два года выросла артельная лавка, а потом явился и целый ряд кооперативных начинаний: ссудно-сберегательное товарищество, маслобойный завод, наконец артельная мельница, а при ней электростанция для освещения мельницы, а заодно и деревни.
И вот 28 декабря 1912 года двести пятьдесят изб деревни осветились электричеством, причем за освещение брали три рубля в год. Потом провели в избы и телефон, устроили примерный опытный скотный двор, опытные посевы кормовой свеклы и кормовых трав. А скоро заговорили о постройке в селе народного дома, о собственном кинематографе.
И жители со всей округи стали приезжать в Старую Барду поучиться, как дельные люди сумели сами себе построить новую свободную и разумную жизнь. Пусть же тот почин и та кипучая работа, которые преобразили жизнь далекой сибирской деревни, вспыхнут ярким пламенем и по лицу всей деревенской Руси".

Картина жизни в деревне настолько волшебна, что современный читатель может и не поверить. Чтобы где-то на Алтае под Бийском засветилась в избе электрическая лампочка в 1912 году!
Да было ли такое?
Да, было! Рекомендую также на рекламируемом по ТВ "Кремлевском масле" прочесть меленьким шрифтом надпись: "Изготовлено на заводах ВАЛИО". Что обозначает такая аббревиатура? Это название финского кооператива. 80 % молочной продукции, которую потребляют финны, произведены в этом кооперативе. Его год рождения - 1905. Как и в Старой Барде, то была крестьянская артель, постепенно превратившаяся в современную организацию, имеющую сейчас 121 молочный завод. Хозяева этих предприятий - сами же фермеры. Все важные вопросы они решают на проводимых съездах.
Руководит ВАЛИО административный совет из 27 человек - они тоже фермеры. И такой совет обеспечивает руководство производством и переработкой 90 процентов удоя всех финских коров (это 40 % от общей прибыли сельского хозяйства страны). Всего в ВАЛИО трудятся 160 тыс. человек (от фермера до водителя молоковоза).
Прибыль с проданной молочной продукции распределяется примерно по таким долям: фермер - 65 %, молокозавод - 13 %, магазин - 14 %, фабрика тары - 8 %.
Кооператив ВАЛИО выпускает 70 тыс. тонн масла ежегодно, более двадцати сортов сыра, двадцать различных видов йогуртов с ягодными и фруктовыми наполнителями, два завода специализируются исключительно на производстве детского питания (знаменитые "Тутелли" и сухие смеси).
Подобный кооператив объединяет и производителей мясной продукции.

Если на производство молока и мяса существуют определенные квоты, то производство зерна стимулируется закупочными ценами. Зерно можно выращивать в неограниченном количестве, и за каждый проданный через кооператив килограмм зерна начисляется премиальная надбавка к установленной цене.

Мне могут возразить читатели: "Так это у финнов, а у нас не получится", и в том-то и парадокс, что финский кооператив ВАЛИО - современная копия кооперативного Союза сибирских маслодельнях артелей, который был организован в зауральском Кургане 10 ноября 1907 года, инициатором его создания стал А.Н.Балакшин, получивший диплом Берлинского технологического института на деньги, заработанные его дедом и отцом - выходцами из крестьянского рода - производством крахмальной патоки. Александр Николаевич показал себя талантливейшим организатором кооперативного движения в среде сибирских крестьян.

Из текста всеобщего Русского Календаря об алтайской деревне Старой Барде можно уяснить, что и до 1907 года уже были крестьянские артели и маслодельные заводики. Масло сбивали вручную в кадушечках-маслобойках. Приезжали перекупщики, называли свои цены и по дешевке скупали продукцию. Ну, точь-в-точь как в наше время!
И вот объявляется Александр Николаевич, образованнейший человек своего времени, русский патриот до мозга костей и начинает издавать для крестьян "Народную газету", печатать листовки и отправлять во все уезды Томской губернии. Еще он печатал множество инструкций, пособий, календарей, наставлений, всевозможных плакатов, брошюр. И все это в помощь крестьянину, чтобы научить его "разумной жизни" и получить достойную плату за свой труд.

Вот текст одной из первой организационной листовки.
"Если у вас маслодельная артель или кооперативная лавка, непременно вступайте в Союз, иначе вас забьют и закабалят частные торговцы и скупщики масла. Действуя в одиночку, вы насидитесь без товара, и масло ваше пойдет по дешевым ценам. Когда ваша артель или лавка войдут в надежный Союз, дела ваши пойдут намного лучше и вам нечего заботиться ни о сбыте масла, ни о покупке товара: Союз делает это лучше, чем одна ваша артель".

На первом собрании представителей артелей 10 ноября 1907 года двенадцать из них решили объединиться. И уже на следующий год Союз повел свои дела с иностранными фирмами. А некоторое время спустя дирекция Союза по предложению А.Н. Балакшина приняла решение выступить на заграничных рынках самостоятельно, для чего в Берлине, Лондоне, Виндаве, Гамбурге, Нью-Йорке и еще в других городах были открыты свои конторы.
Союз сибирских кооператоров торговал не только маслом, но и свининой, яйцами, сыром, пшеницей. В 1913 году Союз объединял 560 маслодельных и 500 потребительских артелей, в которых было задействовано 150 тысяч крестьянских дворов. В их числе и дворы Старой Барды.

"... Другое крупное движение в России - это кооперация, - сообщал в одном из писем ученый и революционер Петр Кропоткин, живший тогда в Лондоне. - Я получаю из Кургана Томской губернии газету Союза маслодельных артелей. Это - нечто поразительное. Они уже говорят: "На что земство? Мы можем его заменить!" Склады машин, образцовые фермы, школы, библиотеки - все это заводят".

Сибирское масло было настолько высокого качества, что зимние сорта получали оценку как летние. Покупательский спрос был огромнейшим. В 1913 году в России золота было добыто на 28 млн. рублей, а экспорт сливочного масла дал 71,5 млн. рублей.

На европейском рынке в ту пору две трети продаж масла, сахара и льна приходились на долю российских кооператоров. Только незнайки могут называть нашего крестьянина никуда не годным работником. Когда соединялся его частный интерес с общим, государственным, он творил чудеса. И даже кормил Европу.

В трехтомнике "Взгляд на мировую историю", написанном Д. Неру в 1930-1933 годах в тюрьме, есть строки о кооперативном движении, как об одном из препятствий алчному до наживы капитализму.
Кооперативная экономика, по мнению автора, и есть форма демократии, где не только взаимное сотрудничество, но и справедливое распределение прибыли.
Что мы и видим на примере организации труда сибирских крестьян в кооперативном Союзе маслодельных артелей. Свою разумную и благополучную жизнь жители деревни Старая Барда построили на принципах подлинной демократии. Ее составляющие: свобода, коллективность, местная инициатива, самоуправление.

Наши российские СМИ неистово рекламируют всякую мелочь из набора "либеральных ценностей западной демократии", но такого, чтобы показать, как работает и живет народ в одной из благополучнейших стран мира - Швеции, такого еще не было. ТВ показало Швецию только в связи с убийством ее министра иностранных дел и итогов проведенного референдума, на котором шведы высказались против вступления своей страны в ЕС. Не пожелали шведы делиться своим имеющимся у них богатством, нажитым исключительно своим трудом, а не награбленным в других странах.

Русские патриоты - борцы за свободу России от экспансии мирового глобализма - должны знать, что пример феноменальных успехов сибирской крестьянской кооперации помог сельскому хозяйству Швеции стать одним из самых высокопроизводительных в странах "семерки".
Если в деревне Старая Барда на Алтае землепользование было общинным, то и в Швеции хозяином земли является коммуна, что в переводе означает община, а как административная единица это наш сельсовет.
Если отец-фермер умирает, а у сына-наследника нет аграрного образования, то коммуна выплачивает сыну компенсацию, а землю с фермой продает по конкурсу тому, кто докажет свое профессиональное преимущество перед другими претендентами. Фактически покупается право на аренду у хозяина земли - коммуны.
Таких фермеров-профессионалов в Швеции около ста тысяч. Каждый из них может прокормить своим трудом 130-140 человек. 80 процентов фермеров объединены в кооперативный "союз шведских фермеров". Это организация, которая имеет свой банк, свои научно-исследовательские коллективы, свои технические базы. Ее непосредственная задача - помогать фермерам в приобретении необходимой техники, обеспечивать агрономической и ветеринарной консультацией и, самое главное, берет на себя реализацию получаемой продукции. Службы Союза принимают продукцию от фермеров, обеспечивают ее переработку и доставку потребителям. Всего в цепочке "ферма - магазин" заняты примерно полмиллиона человек.

Чтобы наш читатель имел более полное представление о слагаемых высоких трудовых успехов фермеров Швеции, где среднегодовой удой от одной коровы по стране составляет 7,5 тыс. литров, а фермерский дом ничуть не уступает по комфорту городскому жилью, да и размер пенсии также не отличается от размера пенсии горожанина, необходимо пояснить, что будущего фермера готовят в сельскохозяйственной трехгодичной школе. Чтобы поступить в такую школу, надо иметь практический стаж работы в сельском хозяйстве не менее 18 месяцев, всего таких школ в стране - 12, ежегодно в каждой обучается порядка ста человек. Обучение - на средства государства и с выплатой стипендии.

Остается сказать и об остальных 20 процентах шведских фермеров. Они тоже состоят членами кооперативов, но поменьше гиганта-Союза. Как правило, фермер является членом 3-4 кооперативов, специализирующихся на исполнении определенных функций. Например, фермеру надо пойти в отпуск. Он дает заявку в соответствующий кооператив, откуда ему пришлют замену с абсолютной гарантией надежности трудиться не хуже заменяемого.

В заключение вопрос к размышлению. Известный французский мыслитель Вольтер в ХVIII веке писал о Швеции как о "бесплодной и бедной стране". В то же время путешественник П.Паллас оставил в своих записках о путешествии по Западной Сибири восхитительные восторги о сказочно богатых лесостепях, реках и озерах. Его экспедиция плыла и по реке Тобол на территории курганского Зауралья. В то время сибирские крестьяне не бедствовали, а спустя 140-150 лет после Палласа кормили отменным сливочным маслом Европу. Помощи у государства не просили, о закупах-интервенциях зерна знать не знали и по своему умению трудиться обставляли даже американских фермеров.
Если наука признает генную наследственность, то и внуки тех сибирских крестьян должны трудиться не хуже, а с современной техникой и наукой по результатам труда на несколько порядков выше. Почему тогда крестьянский труд в современной России все еще не способен стать отцом богатства?

Источник:
Григорий Степанович ЛЕОНТЬЕВ - известный с 60-х годов журналист-аграрник и практик сельской жизни. Живет в деревне Вохменка Курганской области. Многолетние личные отношения со знаменитым полеводом-хлебопашцем Терентием Мальцевым, селекционером Валерием Лапшиным и успешным землепользователем Анатолием Шугуровым давно позволили ему вывести формулу «что такое хорошо, а что такое плохо» в отношениях государства и сельхозпроизводителя. Уровень компетенции и колоссальный опыт давно обеспечили Леонтьеву право на собственную позицию в «крестьянском вопросе». «Путём зерна» (Завтра, Москва, 21 января 2004 года, № 04 /531/, стр. 6)

село, кооперация, крестьяне, русские

Previous post Next post
Up