Реставраторы музея Прадо - о триптихе Босха "Поклонение волхвов"

Jun 11, 2016 23:22


Босх. Поклонение волхвов. ок. 1510
Дерево, масло. 138 × 138 см.Музей Прадо, Мадрид

На видео из музея Прадо реставраторы рассказывают об особенностях знаменитого триптиха Босха, о том как они реставрировали раму картины и золотили ее, как реставрировали живописный слой. Все процессы показаны и прокомментированы. У ролика есть английские субтитры, но для тех, кто не владеет английской реставрационной терминологией, под катом - мой перевод.

image Click to view



Хосе де ла Фуэнте, реставратор основы:Триптих Босха "Поклонение волхвов" написан на основе из дубовых досок, подобно большинству произведений фламандской живописи, которые мы знаем. Центральная часть триптиха состоит из трех соединенных дубовых досок, а обе боковые створки - цельные, из одной доски. Доски центральной части соединены деревянными нагелями, закрепленными на врезных деревянных шпонках, которые видны на рентгеновском снимке в живописном слое лицевой стороны, но не достигают поверхности живописи. Рама была изготовлена вместе с основой и загрунтована с обеих сторон. В результате - основа вставлена в паз рамы по всему периметру.

мадам Хесус Лопес, реставратор позолоты:Проблемой этой картины было то, что в конце 19 века ее пришлось реставрировать, и при попытке размонтировать ее, два фрагмента - в верхней и нижней части обрамления были сломаны. Оригинальные части основы Босховского триптиха были изготовлены из балтийского дуба, древесины, которую обычно всегда использовали за ее влагоустойчивость и стойкость к образованию трещин. Но в конце 19 века взамен сломанных частей были добавлены новые, изготовленные из сосны, и дополненные части не были отделаны так, как грунтовали и золотили оригинальные части. Слой металлической краски (вероятно - имитация позолоты?) был нанесен прямо на древесину, поэтому нам пришлось удалить реставрационное покрытие вместе с дополненными частями багета, так как они совершенно не подходили по внешнему виду к оригинальной раме. Заново изготовленные части багета мы проклеили кроличьим клеем и покрыли левкасом, изготовленным из гипса на кроличьем же клее. После просушки поверхность левкаса была отшлифована вровень с оригинальными частями и покрыта полиментом - основой под золочение. Наиболее близкий оттенок сусального золота для золочения на полимент в нашем случае был слегка оранжевый.
Эрлинда Кабреро, реставратор живописи:Когда работа прибыла в нашу лабораторию в сентябре 2014 года, мы основательно исследовали ее, детально изучили ее состояние сохранности и технологические особенности. Во время этого осмотра я поняла, что Босх задумывал композицию, как цельную, и сцены с донаторами как бы присоединяют боковые створки. Первая обработка была - укрепление красочного слоя. Это исключительно важный этап для стабилизации материалов и подготовки их для нанесения покровного слоя.После укрепления красочного слоя была проведена очистка, во время которой были удалены наслоения старого окислившегося лака, который пожелтел. Это очень ответственная и тонкая операция, так как мы не можем допустить промах и удалить слой старого лака, грязь и пятна с поверхности живописи вместе с авторской живописью и в нарушение правил.
Когда мы удаляем записи и поновления, мы всегда стараемся делать это, тщательно дозируя растворитель, чтобы он не проник в слой живописи. Мы удаляем толстые записи понемногу, слой за слоем. В тот момент, когда я думаю, что могу повредить или слишком углубиться в оригинал на этой стадии, я предпочитаю остановиться, даже если запись полностью не удалена. Живописная техника представляет собой один из вариантов фламандской многослойной живописи. Это исключительно тонкая, богатая и качественно совершенная техника, дающая возможность широких градаций переливчатых тонов, прозрачных в тенях и т.д. После очистки мы подвели реставрационный левкас в места утрат красочного слоя, а потом тонировали места утрат акварелью. После проведения тонировок вся поверхность живописи была покрыта защитным лаковым слоем. После полного высыхания лака мы продолжили тонировки - на этот раз лессировочными красками. Мы использовали пигменты, разведенные даммарным лаком, и наносили их в местах утрат, чтобы усилить основной тон, который мы получили при тонировке акварелью.

Хосе де ла Фуэнте, реставратор основы:Уникальность этой картины, по сравнению с большинством работ Босха, это, несомненно, ее почти первозданная сохранность, не только живописи, но и основы. Она дошла до наших дней практически такой, какой была задумана. Немного произведений живописи в мире имеют такое состояние сохранности, и это, в самом деле, замечательно, что эта картина сохранилась такой.

Эрлинда Кабреро: Все время пока я "жила" с Босхом, реставрировала его работу, я восхищалась его высоким умом, его исключительным владением фламандской техникой живописи. Он родился в семье живописцев, где каждый по традиции становился живописцем, и он унаследовал знания обо всех секретах мастерской и тонкостях технического мастерства. И я также полагаю, что Босх обогатил их в своей изумительной живописной манере. Он опирался на традиции, но он сделал следующий шаг в своей творческой деятельности, и это ясно из тех материалов, которые он использовал.

Босх, Живопись, Тайны мастерства

Previous post Next post
Up