Светопись и датские свободные художники

Feb 08, 2020 19:45



Вильгельм Хаммерсхёй. Групповой портрет пяти человек: архитектор и дизайнер Торвальд Биндесбёлл, искусствовед Карл Мэдсен, художник Й. Ф. Виллумсен, художник Карл Холсё и брат художника Свенд Хаммерсхёй (с трубкой), между 1901 и 1902. Холст, масло, 190х300 см. Thielska Galleriet, Стокгольм, Швеция

Светопись (фотография) своим появлением многое изменила в жизни живописцев. По сравнению с камерой обскура, которой пользовались Беллотто, Вермеер и другие художники, фотокамера позволяла мгновенно улавливать эффекты света и движения. На смену композициям по типу театральных мизансцен пришли словно выхваченные из самой гущи жизни "кадры", живописцы углубились в изучение природы света и цвета и пытались отразить это на холстах с помощью новых приёмов. При этом не все стали импрессионистами, хотя их влияние на себе испытали.)) Старая академическая система обучения живописи оказалась в оппозиции к новым тенденциям в искусстве повсеместно. И вот уже Академия художеств в Копенгагене, куда ездили учиться Фридрих и другие немецкие художники, стала "тормозом" в развитии молодых художников. По примеру "Салона отверженных" в Париже или "Бунта 14-ти" в Петербурге в 1863 году, датские живописцы стали искать возможности выставлять свои работы, которые не принимали в официальных "выставочных комиссиях", только сделали это почти на тридцать лет позже - в 1891 году. "Заговорщики" на картине в начале поста - те самые сторонники"альтернативного искусства" того времени, и изобразил их один из них - Вильгельм Хаммерсхёй (Vilhelm Hammershøi).

Что же было в "творческих запасниках" у этих художников к моменту, когда они решили пойти своим путём? Из того, что удалось найти в интернете, приведу по паре (до выставки в 1891 году) работ Хаммерсхёя и Виллумсена, а также одну работу Карла Холсё- крайнего справа на портрете. Они очень отличны по художественной манере и, тем не менее, их авторы объединились в группу, чтобы показать свои произведения на выставке Den frie Udstilling (Выставка Свободных).



Вильгельм Хаммерсхёй. Мать художника - Frederikke Hammershøi, 1886. Холст, масло, 34 × 37 cм. Частная коллекция



Вильгельм Хаммерсхёй. Портрет Иды Илстед, 1890. Холст, масло, 106,5 х 86 см. Statens Museum for Kunst, Копенгаген



Йенс Фердинанд Виллумсен. Лавка мясника близ башни Николая, 1890. Холст, масло, 60×68,5 cм. The David Collection, Копенгаген, Дания



Йенс Фердинанд Виллумсен. Улица в Алоре, 1889. Холст, масло, 98,5х80,5 см. The David Collection, Копенгаген, Дания



Карл Холсё. Интерьер со шьющей девушкой, около 1889. Холст, масло, 97,5х76,5 см. Statens Museum for Kunst, Копенгаген

Виллумсен, как видно, "съездил за впечатлениями" для своего пейзажа в Испанию (Алора - в Андалузии), он вообще был самым, так сказать, "центрально-европейским" из всей группы - в своих художественных поисках ориентировался на то, что происходило в Париже, прежде всего. Со временем он туда переселился и даже умер там, хотя коллекцию свою завещал родному городу, где создали потом музей.
Но вернёмся к первой выставке датских свободных художников. Большим инициатором создания этой группы был Йохан Роде, которого на групповом портрете нет. Приведу здесь его автопортрет, написанный за год до альтернативной выставки, и небольшую картину, где он запечатлел учеников художественной школы Туксена, которая возникла как замена Академии художеств для "молодых новаторов".



Йохан Роде. Автопортрет, 1890. Холст, масло. Den Hirschsprungske Samling, Копенгаген



Йохан Роде. Tuxen's art school, 1883. Холст, масло, 55х74 см. Частная коллекция

Обратите внимание, что сторонники "альтернативного" обучения пишут натурную постановку не просто при искусственном освещении, а в помещении вообще без окон. То есть искусственное освещение и его эффекты интересовали сторонников такого обучения тогда больше, чем светопись на открытом воздухе?! Это можно было бы считать просто незначительной деталью новой ситемы обучения, если бы в картине другого художника ученики другой художественной "альтернативной" школы - Сартманна - не были изображены точно так же!



Пауль Саймон Кристиансен. Художественная школа Сартманна, около 1899. Холст, масло, 96,4х125,8 см. ARoS Aarhus Kunstmuseum, Орхус, Дания

Йохан Роде, покинувший Академию художеств в Копенгагене, чтобы доучиваться в школе Туксена, запечатлел на портрете Кристиана Сартманна, признанного официальным искусством датского художника, который тоже стремился к обновлению живописи и открыл свою школу.



Йохан Роде. Кристиан Сартманн, датский живописец, 1896. Холст, масло, 73х58 см. Национальный музей Швеции, Стокгольм

А это одна из работ Кристиана Сартманна, близкая к тому, что он выставлял на первой выставке датских свободных художников в 1891 году. Итальянские носильщицы извести написаны уже вполне под впечатлением от европейской пленэрной живописи.



Педер Хенрик Кристиан Сартманн. Молодые носильщицы извести. Civita d’Antino, 1883.Холст, масло, 53,1х61,5 см. Den Hirschsprungske Samling, Копенгаген, Дания

Одним из учителей Йохана Роде в школе Туксена был Педер Северин Кройер, получивший классическое образование в Королевской Датской Академии художеств, но затем попавший под прямое влияние импрессионистов после личного знакомства с ними.)) Поэтому не удивительно, что он преподавал в "альтернативной" художественной школе и решил выставляться вместе со свободными датскими художниками. Нужно отметить сразу же, что Кройер предпочитал всё же писать родные ландшафты и был большим патриотом курортной деревушки Скаген в Ютландии, где проводил почти каждое лето, и где есть теперь музей с картинами датских новых живописцев.
Кройер был невероятно жизнелюбив, сюжеты всех его полотен - прямое свидетельство тому. А ниже - написанная им очаровательная сценка детских игр на пляже Скагена.



Педер Северин Кройер. Летний вечер на Южном пляже Скагена, 1884. Холст, масло, 154,4х212,5 см. Den Hirschsprungske Samling, Копенгаген, Дания

Ну вот, преамбула к самостоятельной выставочной деятельности датских свободных художников окончена, можно обратиться к тому, как повлияла на их творчество фотография. Начнём с Виллумсена. Ниже приведены фотографии, сделанные им на пляже в Амальфи (Италия) новеньким "Кодаком", и картина с резвящимися детьми на пляже в Скагене, где он одну из фотографий использовал самым "непосредственным образом".)))





Йенс Фердинанд Виллумсен. Купание детей на пляже Скаген. Willumsens Museum, Фредериксунд, Дания

Виллумсен, пожалуй, был самым радикальным новатором в живописи из всех "датских свободных" - быстро ушёл в экспрессивную манеру, набиравшую силу в европейской живописи того времени. После путешествия в Норвегию, им была написана картина "Альпинистка", где он изобразил одну из своих жён (то ли первую, то ли вторую - не запомнила!).



Йенс Фердинанд Виллумсен. Альпинистка, 1912. Холст, масло, 210х170,5 см. Statens Museum for Kunst, Копенгаген

А следующая картина была написана по заказу ректора Политехнического педагогического института Г.А. Хагеманна, теперь она находится в Колледже Г. А. Хагеманна в Копенгагене. Утверждают, что физик на картине создан под впечатлением от знакомства с картинами Эль Греко (что очень похоже) и занят он исследованием рентгеновских лучей в разрядной трубке (насколько похоже - решать физикам!).



Йенс Фердинанд Виллумсен. Физик, 1913. Холст, масло. Колледж Г.А. Хагеманна, Копенгаген

Следующие две картины - работы Йохана Роде 1893 года, очень лиричные и созерцательные.))



Йохан Роде. Летняя ночь в Тённинге, 1893. Холст, масло, 86х11 см. Национальный музей Швеции, Стокгольм



Йохан Роде. Тихий вечер в гавани в Хорне, 1893. Холст, масло, 53х63 см. Den Hirschsprungske Samling, Копенгаген, Дания

Жизнелюбивый Кройер не только писал пляжи в Скагене, он ещё там и охотился вместе другими художниками, писателями и прочими "культурными отдыхающими". На групповом портрете он изобразил себя и других участников таких охот - на привале (байки травят небось!).



Педер Северин Кройер. Скагенские охотники, 1898. Холст, масло, 145,5х255,5 см. ARoS Aarhus Kunstmuseum, Орхус, Дания

С женой Мари, тоже художницей - на пляже Скагена при лунном свете.



Педер Северин Кройер. Летний вечер на пляже в Скагене. Художник с женой, 1899. Холст, масло, 135х187 см. Den Hirschsprungske Samling, Копенгаген, Дания

Ещё одна пляжная сцена с прогулкой двух дам, которая известна во многих вариантах, написана, как и все картины Кройера, не на пленэре, но по впечатлениям и фотографиям "на память".



Педер Северин Кройер. Летний вечер на южном пляже, 1893. Холст, масло, 100х150 см. Skagens Museum, Скаген, Дания

С женой Мари и писателем Отто Бенсоном за завтраком.



Педер Северин Кройер. Завтрак. Художник с женой и писателем Отто Бенсоном, 1893. Дерево, масло, 39,2х50 см. Den Hirschsprungske Samling, Копенгаген, Дания

И совершенно импрессионистическая сцена в саду!



Педер Северин Кройер. Розы. Мари Кройер в шезлонге в саду дома фру Бендсен,1893. Холст, масло, 67,5 x76,5 см. Skagens Museum, Скаген, Дания

Самый созерцательный и по-датски меланхоличный даже - Карл Холсё остался верен себе и в более поздних картинах, хотя палитра его обогатилась "светом и воздухом" и значительно посветлела.



Карл Холсё. Женщина с миской для фруктов, около 1900-1910. Холст, масло, 48 x 51 cм. Museo Nacional Thyssen-Bornemisza, Мадрид

Многочисленные изображения фигур в интерьере, написанных Карлом Холсё с жены (как на картине выше) или с дочери, других домочадцев, сейчас очень популярны на антикварном рынке. Как следствие - его часто подделывают. Поэтому без "знакомства" с оригиналами из частных коллекций не рискнула бы утверждать, что это точно работы Холсё. Но две такие работы всё же приведу - очень уж хороши по настроению, сюжету и живописному воплощению.



Карл Холсё. У окна, около 1900. Холст, масло, 82x90,1 см



Карл Холсё. Ожидание у окна, Инге

Следующие две картины Холсё - его "классика" из музейных коллекций.



Карл Холсё. Интерьер с читающей девочкой, 1903. Холст, масло, 53х46 см. Statens Museum for Kunst, Копенгаген



Карл Холсё. Интерьер с женой художника Эмили Хайсе, около 1904. Холст, масло, 65,5 × 71,5 cм. Statens Museum for Kunst, Копенгаген

Мотив с открытым/закрытым окном и фигурой, изображённой со спины, кроме Карла Холсё постоянно использовал Вильгельм Хаммерсхёй (они вообще очень близки). Всё это очень напоминает Каспара Давида Фридриха, но его ли творчество стало источником таких мотивов - не возьмусь утверждать без изучения архивов художников.

Картина Хаммерсхёя со свечой - ещё один сюжет с искусственным освещением.



Вильгельм Хаммерсхёй. Интерьер. Искусственное освещение, 1909. Холст, масло, 60x82,8 см. Den Kongelige Malerisamling, Копенгаген

Большая часть его наследия - это наблюдения за игрой солнечного света в интерьере. Эти работы очень похожи на художественные фотографии.



Вильгельм Хаммерсхёй. Пылинки, танцующие в лучах солнца, 1900. Холст, масло, 70х59 см. Ordrupgaard, Йегерсборг, Дания



Вильгельм Хаммерсхёй. Интерьер дома на Strandgade с солнечным светом на полу, 1901. Холст, масло, 46,5x52 см. Den Kongelige Malerisamling, Копенгаген



Вильгельм Хаммерсхёй. Солнечный салон, 1901-1902. Холст, масло, 49,7х40 см. Alte Nationalgalerie, Берлин



Вильгельм Хаммерсхёй. Солнечный луч в гостиной, 1903. Холст, масло, 54x66 см. Nationalmuseum, Стокгольм

Ещё одна фигура спиной к зрителю - жена художника.



Вильгельм Хаммерсхёй. Отдых, 1905. Холст, масло, 49,5 х 46,5 см. Musée d’Orsay, Париж

Последняя работа, которую я приведу - настоящий живописный шедевр!



Вильгельм Хаммерсхёй. Интерьер с цветочным горшком, 1910-1911. Холст, масло, 78,5х71 см. Malmö Konstmuseum, Швеция

Заканчивая рассказ о датских свободных художниках, отмечу, что они обошлись без особых "революционных" выступлений, деклараций и эпатажа публики. Просто выстроили со временем павильон, где и выставлялись сами и давали возможность выставляться молодым и неизвестным ещё художникам. Этот павильон цел и действует в таком качестве до сих пор - вот это постоянство!



Живопись, Искусство

Previous post Next post
Up