В Брюссельском королевском музее искусств (Musées royaux des Beaux-Arts de Belgique) с 1 февраля по 19 мая проходит интересная выставка, на которой представлены три портрета работы Франса Халса из разных коллекций.
Увеличивается по клику
Интрига в том, что когда-то эти портреты были одной картиной - семейным портретом в ландшафте, написанном вероятно в 1624 году - к 20-летию свадьбы гарлемского торговца тканями Гейсберта Класа ван Кампена и его жены Марии Йорис. Цельный холст, ширина которого была около трёх с половиной метров, с изображением всего семейства просуществовал приблизительно до 1666 года, когда умерла дочь главы семейства Агнес, которой портрет достался по наследству. Вероятно после этого, при передаче картины новому владельцу картина была разрезана на две части, поскольку не помещалась в новом помещении. Затем отделили ещё одну часть справа, от которой ещё один фрагмент был утрачен навсегда.
Новая история портрета из трёх частей началась в 2011 году с приобретением Художественным музеем в Толедо (Огайо, США) вот этого портрета.
Франс Халс. Портрет семьи ван Кампен в пейзаже, около 1620. Холст, масло, 151х163,6 см. Toledo Museum of Art (Ohio, USA)
Уже тогда появилась возможность исследовать эту картину и проверить давнюю версию знатоков портретной живописи Франса Халса, что приобретённый портрет составлял единую картину с портретом из музея в Брюсселе, который хранился в его коллекции с 1928 года.
Франс Халс. Трое детей торговца тканями Гейсберта Класа ван Кампена и его жены Марии Йорис с тележкой, запряжённой козой,около 1620. Холст, масло, 152 x 107,5. Musées royaux des Beaux-Arts de Belgique
Сравнение двух картин обнаружило совпадение некоторых деталей в портретах: двух коралловых колье и форм воротников.
К тому же, высота обеих картин почти совпадала, и композиционно картины явно составляли целое, исходя из направлений взглядов и жестов изображённых, легко объединяющих их в одну группу.
По версии одного из экспертов - Сеймура Слайва (Seymour Slive) - реконструкция картины могла бы выглядеть так:
Коричневое пятно в левом нижнем углу, изображающее холмик вместо маленькой девочки, эксперт ввёл в композицию неслучайно: девочка была дописана в 1628 году другим художником - Саломоном де Брэйем (Salomon de Bray), который честно поставил свою подпись на подошве её башмака.
Другой знаток - Клаус Гримм (Claus Grimm) - полагал, что дописанную девочку следует оставить и добавить ещё одну в утраченный фрагмент между двумя частями.
В 2013 году начали технологические исследования обеих картин, и выяснилось, что брюссельский портрет был позднее переписан поверх авторской живописи. После удаления старого лака и записей с этого портрета реставратором Катерин ван Херк (Catherine Van Herck), обнаружились детали одежды: у правой кромки картины внизу - юбка, а выше рукав с кружевной манжетой. А ещё выше - часть изображения девочки: фрагмент головы в чепце, шея и фрагмент кружевного воротника. Рисунок кружевной оторочки воротника этой девочки, которая обращена лицом к невидимому собеседнику, абсолютно точно совпал с рисунком на фрагменте у плеча мальчика на портрете справа.
Портрет считался неизвестного авторства, а благодаря проведённым исследованиям стал ещё одной подтверждённой работой Франса Халса. Его местонахождением указывают частную коллекцию в Европе, но поскольку следующим местом проведения этой замечательной выставки, после Брюссельского музея и музея в Толедо (прошла в октябре 2018-январе 2019), будет фонд коллекции Фрица Лугта в Париже (Fondation Custodia - Collection Frits Lugt), можно предположить, что портрет мальчика принадлежит им.
Использовав цифровые изображения всех изображённых с трёх портретов, реконструировали предположительный вид портрета со всеми детьми, которых оказалось 14 человек, что подтвердил архивный поиск, проведённый Питером Бисбором (Pieter Biesboer). Установили даже имена детей.
Реконструированный портрет (цифровое изображение) представлен на выставке в интерактивном виде.
Дополнительные подробности работы по реставрации и реконструкции можно посмотреть на видео ниже.
Click to view