Тёрнер и гады

Dec 15, 2018 18:19



Выразительный крокодил на скале на фрагменте вверху - это мифический змей Ладон, поставленный Герой охранять золотые яблоки в саду Гесперид от поползновений этих легкомысленных девиц. Сад принадлежал их отцу Гесперу (Вечерней Звезде), а рвать золотые яблоки, тем не менее, было нельзя - они были собственностью богини Геры, которая получила их в подарок от Геи на свою свадьбу. Зачем нужно было хранить свои три яблока в чужом саду вместо того, чтобы их съесть, нанимая для их охраны стоглавого дракона, понять сложно, потому что древнегреческие мифы всегда имеют множество вариантов развития сюжета и кучу героев с нереальными мотивациями. Поэтому оставим в покое варианты мифа и сосредоточимся на изображении главного гада. Художники имели полное право изображать его, как им хочется, поскольку никто драконов не видел, а миф, как уже было сказано, имеет несколько противоречивых интерпретаций у древних авторов, как это всегда принято в древнегреческой мифологии. Этот вот крокодил с крыльями на скале - фрагмент картины Тёрнера. На переднем плане в ней происходит важное событие: Эрида, богиня распрей выбирает золотое яблоко из двух, протянутых ей сестрицей Гесперид. Этому яблоку предстоит в дальнейшем стать причиной Троянской войны: подброшенное Эридой на свадебный стол Пелея и Фетиды с надписью "Прекраснейшей", оно станет яблоком раздора между Афродитой, Афиной и Герой, каждая из которых подуськивала Париса отдать яблоко ей, обещая ему разные бонусы. Афродита, как известно, пообещала ему в жёны Прекрасную Елену - супругу Менелая, после чего и был реализован военный сценарий. Но вернёмся к яблокам и Эриде. По одной из версий она мстила за то, что её не пригласили на свадьбу. Знала бы Гера, чьё яблоко ей подкинули, могла бы сразу заявить свои права!))) Да, выбор сада Гесперид для хранения яблок был её большой ошибкой, причём однажды ей уже пришлось в этом убедиться, когда Геракл в 11-й серии своих подвигов убил дракона и умыкнул яблоки. В тот раз она сумела вернуть яблоки, но выводов не сделала - снова поместила их в саду Гесперид (!) Галерея Тейт в Лондоне, где хранится эта картина, сообщает на сайте, что Тёрнер выбрал такой сюжет как намёк на недавние закулисные интриги в Академии художеств, где ему пришлось отстаивать своё право выбирать тему для картины на своё усмотрение. Подробностей я не нашла, но это и не важно - вечная история противостояния свободного гордого творца официальной "отборочной комиссии" имеет, как видим, глубокие и разветвлённые корни.)))



Уильям Тёрнер. Богиня распрей выбирает яблоко раздора в саду Гесперид, около 1806. Холст, масло, 155,3 x 218,4 см. Галерея Тейт, Лондон

Тёрнер изобразил Ладона непохожим ни на описания из древнегреческих источников, ни на изображения в картинах его предшественников. Каким же представляли себе дракона художники разных времён и народов.

В средневековой энциклопедии дракон - одноглавый, забавный и, в целом, нестрашный:



Дракон на странице энциклопедии "Liber Floridus of Lambert of St Omer", около 1460 года.

Немецкий издатель, писатель, редактор и переводчик середины 18 - первой половины 19 века Фридрих Йоганн Юстин Бертух (Friedrich Johann Justin Bertuch) в "Иллюстрированной книге для детей" (Bilderbuch für Kinder) представил дракона таким...



Фридрих Юстин Бертух. Мифическое существо дракон, в книге "Bilderbuch für Kinder", 1806.

На офорте итальянца Антонио Темпеста (Antonio Tempesta) и фламандца Николауса ван Альста (Nicolaus Van Aelst) представлена сцена расстрела дракона Ладона под яблоней, то есть 11-й подвиг Геракла.



Антонио Темпеста, Николаус ван Альст. Геркулес и змей Ладон, 1608. Офорт. Лос-Анжелес, County Fund (65.37.16)

Разомлевшие и томные Геспериды в картине английского живописца барона Фредерика Лейтона, изображены с очень искусительным змеем - такой себе эротический вариант Ладона в виде красивого питона, который вместо того, чтобы охранять золотые яблоки, строит глазки девицам, спускаясь кольцами с толстого ствола огромного дерева. Плоды на дереве - отнюдь не яблоки, его листья и плоды явно срисованы с лимона, что соответствует одному из вариантов мифа: заморские золотистые плоды - золотые яблоки, растущие где-то на краю света (в Португалии). Интересно, что свой баронский титул и дворянство художник получил за официальную академическую живопись, которую покупала сама королева Виктория и наследник престола принц Уэльский, а такие вот эротические композиции, похожие на картины прерафаэлитов, были, очевидно, "прорывом к свету истины" в "душном и ханжеском" викторианском обществе.)))



Фредерик Лейтон. В саду Гесперид, около 1892. Холст, масло, диаметр 169. Lady Lever Art Gallery.

Один из художников-прерафаэлитов Эдвард Бёрн-Джонс изобразил Ладона с Гесперидами в двух вариантах: в виде бирюзового дракона и в виде сапфирового змея. Яблоки у него выглядят как яблоки и висят на яблоне: совсем золотые (позолота на первой картине) и нормальные жёлтые.



Эдвард Бёрн-Джонс. Сад Гесперид, около 1880-81. Дерево, темпера и золочение, 157 × 237,4 см. Музей Виктории и Альберта, Лондон



Эдвард Бёрн-Джонс. Сад Гесперид, между 1869 и 1873. Холст на картоне, темпера, гуашь, масло, 119 х 98 см. Кунстхалле, Гамбург

Один из редких вариантов Ладона в виде многоголового чудища представлен на фреске Алессандро Аллори (Alessandro Allori) в люнете зала Льва Х виллы Медичи в Поджо-а-Кайано (Poggio a Caiano).


Фреска Алессандро Аллори в зале Льва Х. Вилла Медичи, Поджо-а-Кайано, Италия, 1578-1582.

Геракл восседает на туше убитого Ладона, сестрички веселятся, срывая "золотые яблоки" - здесь это лимоны, причём огромные.



Конечно, сцены с искусительным змеем под яблоней у художников 19 века были отчасти аллюзией на библейскую историю искушения змеем прародительницы Евы с помощью яблока. Но в картинах на эту тему змей всегда змей и на дракона Ладона не похож. А вот известные христианские змееборцы - святой Георгий Победоносец и святой Михаил Архангел - сражаются в иконах и картинах именно с драконами. И пусть у этих драконов другая "биография" в христианской литературе, но мы-то понимаем, откуда на самом деле появился дракон.)) Святой Георгий был кавалеристом в картинах сражается как земной рыцарь - верхом. А предводитель небесного воинства архангел Михаил, как существо из высших сфер, слетает на крыльях с копьём и поражает вселенское зло, вернее его источник. Сатана выглядит обычно драконом в этих сценах. В уже упоминавшейся средневековой энциклопедии, откуда была картинка с первым драконом, есть изображение битвы Михаила Архангела и ангелов с драконом.



"Liber Floridus of Lambert of St Omer, около 1460 года.

Но самый великолепный рыцарь в сверкающих позолоченных латах, с мечом и невиданным щитом с разящей светом хрустальной сферой на нём - это Михаил Архангел в картине испанца Бартоломе Бермехо (Bartolomé Bermejo). Картина хранится в Лондонской национальной галерее, но сейчас "гостит" в музее Прадо на выставке этого художника.


Увеличивается по клику
Бартоломе Бермехо. Святой Михаил побеждает дьявола, 1468. Дерево, масло, позолота, 179,7 x 81,9 cм. Национальная галерея, Лондон

На фрагментах виден замечательный щит, сверкающие сапоги и небольшой забавный демон. Обе картинки - кликабельны.



интерпретация живописи, Живопись, графика, Тернер

Previous post Next post
Up