Ян Веникс и зайцы

Jul 08, 2018 11:23

Голландский художник Ян Веникс известен своими большими натюрмортами с охотничьими трофеями. Зайцы в большинстве его работ присутствуют, но только в виде битой дичи. Поэтому сегодняшний рассказ о зайцах в искусстве мы снова начнём с картины доброго Яна ван Кесселя, изобразившего мирно жующего кролика и морских свинок посреди цветов в вазах, горшках, корзине, стакане и даже медном котелке. А убиенных зайцев на картинах Яна Веникса упрячем под кат...))

Порхание над цветочным изобилием бабочек и птиц настолько оживляет картину, что срезанные увядающие цветы, разбросанные живописными группами, совсем не вызывают мысли о бренности, хотя по замыслу призваны намекать именно на этот печальный факт.))


Ян ван Кессель. Цветочный натюрморт, между 1633 и 1666. Медь, масло, 32х42 см. Музей Прадо, Мадрид

Самый близкий мне и давно изученный мной натюрморт Яна Веникса находится в Национальном музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко в Киеве.


Ян Веникс. Натюрморт с битым зайцем, 1704. Холст, масло, 120х98 см.

Заказчиками подобных натюрмортов выступали обычно разбогатевшие голландские бюргеры, которые ко второй половине 17 века обзавелись загородными угодьями и аристократической привычкой проводить досуг за охотой в своих владениях. Их трофеи, зачастую вместе с крупной дичью включавшие и маленьких птичек, художник писал на фоне парков с модной в то время в Голландии регулярной французской планировкой. Возможно, именно в этих парках изображённая дичь и была добыта. Таким образом, явное желание заказчиков охотничьих натюрмортов похвалиться нажитым богатством получало наиболее полное выражение. Размещали эти рекламные ролики свидетельства своих суетных устремлений голландские нувориши обычно на стенах охотничьих домиков, где переодевались приглашённые на охоту гости. Груду битой дичи с зайцем в центре можно (и нужно!) прочесть и в духе назидания о бренности всего живого из кальвинистских проповедей, тем более, что она подкреплена в этом натюрморте христианским символом бескровной жертвы и традиционной эмблемой таинства Евхаристии - виноградной лозой с гроздьями. Композиционное и душевное равновесие, таким образом, восстановлено, хотя рядом с виноградом в корзине на видном месте находится и символ искушения - персики. Да, всё, как всегда, неоднозначно в бренном мире: очень искусительно также выглядят и плоды смоковницы, которой, к счастью, не коснулось проклятие Иисуса. Одна фига даже треснула, обнажив под фиолетовой кожурой сочную кроваво-красную мякоть. Нож с костяной ручкой (тоже символ принесённой жертвы) развёрнут лезвием к винограду, как бы указывая путь ко спасению души. Такой нож мы увидим ещё не раз в натюрмортах Яна Веникса.

Очень похожие композиции с битым зайцем были использованы Яном Вениксом во многих других натюрмортах. Две из, ниже, схожи даже в отборе деталей - картинки кликабельны, можно рассмотреть поближе...




Натюрморт с зайцем и другой дичью, 1697, холст, масло, 114,5х96см. Рейксмузеум, Амстердам.
Натюрморт с дичью, 1706. Холст, масло, 123х100 см. Частная коллекция

Две следующие композиции с зайцами тоже близки к натюрморту из музея Ханенко, но в них усилен акцент на суетности: христианской символики нет, зато видны приклады ружей, пустая пороховница и прочая амуниция охотника. Декоративность подчёркивают и изысканные цветы.




Натюрморт с дичью, 1703. Холст,масло, 112х95см. Частная коллекция
Натюрморт с битым зайцем и птицами, 1681. Холст, масло, 123,5×110,4 cм. Städelsches Kunstinstitut und Städtische Galerie, Франкфурт

Две картины с зайцами-жертвами охотников на фото ниже изображают их в красивых нишах, вместе с амуницией охотника и силками для птиц.




Натюрморт с битым зайцем, куропатками и другими птицами в нише,около 1675. Холст, масло, 10,55х8,85 см. Museum of Fine Arts, Хьюстон.
Натюрмот с зайцем. Холст, масло, 99х76 см. Nationalmuseum, Стокгольм

Павлины, разноцветные "жар-птицы" и экзотические белые красавцы, часто разделяли судьбу зайцев и кроликов в развлечении охотой. В двух картинах Яна Веникса мёртвые павлины помещены вместе с зайцами в центре композиции. На первой из них изображены и живые звери: собака - символ верности (а не только помощник охотника), а также белка, в христианской традиции - зверь сатанинский (из-за "огненной" шкурки, невероятной проворности и жадной запасливости). Белка у Веникса и вправду получилась адской! А в натюрморте с белым павлином на переднем плане - уже знакомый ножик с костяной ручкой. Только здесь он указывает на учинённый беспредел мёртвых пташек, а не на путь ко спасению души "в виде винограда"...



Охотничий натюрморт с павлином, 1708. Холст, масло, 151,8х179 см. Кurfürstliche Galerie, Мюнхен



Белый павлин, 1692. Холст, масло, 191х166 см. Akademie der bildenden Künste, Вена

Жертвами охотничьего азарта у голландских нуворишей часто становились белые лебеди. В двух картинах Яна Веникса на фото ниже белый лебедь - центр композиции. На первой картине в качестве охотничьих трофеев рядом с лебедем помещены два зайца. Павлину в этой композиции повезло - он живой и вполне готов осуществлять возложенную на него миссию: быть символом бессмертия рядом с погибшими. Одно из объяснений подобного толкования изображений павлина - птицы крикливой, горделиво распускающей хвост и слишком эффектной для благочестивого настроя - их не тлеющая плоть. Правда, чтобы попробовать мясо проверить павлина на стойкость к разложению, его сначала нужно всё-таки убить, но это уже детали познания теории практикой, а мы тут только о высоких идеалах и духовности говорим.))) На второй картине павлина-таки убили, но не для проведения эксперимента, а для составления композиции в паре с белым лебедем. Зайцев тут нет, зато присутствует на переднем плане знакомый ножичек... Есть также корзина с фруктами, но эмблема Евхаристии - виноград - задвинута вглубь, а перед гроздьями бесстыдно красуются искусительные персики. И только лесные орехи в скромных зелёных "одёжках" - символ стойкости души перед мирскими соблазнами - пытаются противостоять здесь "разгулу низменных страстей".)))



Павлин и охотничьи трофеи, 1708. Холст, масло, 200х195 см. Тhe Gulbenkian Museum, Лиссабон
Мёртвый лебедь, 1716. Холст, масло, 173х154 см. Museum Boijmans Van Beuningen, Роттердам

Есть у Яна Веникса натюрморты, в композиции которых он, по своей воле или по желанию заказчиков, добавил изображение чёрно-белого голубя в стремительном полёте. Можно истолковать это как намёк на неотвратимое возмездие "свыше" за пагубную страсть к уничтожению божьих тварей... На первой из двух картин с летящим голубем (на фото ниже) центр композиции занимает мёртвый гусь. Рядом с его головой виден знакомый ножичек. Дополнительным символом бесстыдства здесь служит крадущая фрукты обезьянка с довольно мерзким оскалом на морде. На второй картине обезьяны нет, зато присутствует адская белка, а центр композиции занимает заяц.



Обезьяна и собака рядом с мёртвой дичью и фруктами на фоне усадьбы в Рейксдорфе близ Вассенара, 1714. Холст, масло, 172 × 160 см. Rijksmuseum, Амстердам



Натюрморт с битыми зайцем, тетеревом и куропаткой, со спаниелем и летящим голубем, около 1680. Холст, масло, 15,72х18,22 см. Museum of Fine Arts, Хьюстон

Настигло ли божественное возмездие кровожадных охотников неизвестно, но вы свой праведный гнев можете адресовать одному из них прямо здесь: Веникс изобразил его на портрете (в пару к портрету супруги) вместе с трофеями и собакой на фоне своей роскошной усадьбы.



Парные портреты Марии ван Корнелис и её супруга Сильвестра ван Тонгерена, между 1680 и 1719. Холст, масло, 126,5 х 109,5 см. Rijksmuseum, Амстердам.

интерпретация живописи, натюрморт, Ян Веникс, Живопись, музей Ханенко

Previous post Next post
Up