Ландшафты Яна Брейгеля Старшего, прозванного Бархатным, достаточно разнообразны. Среди излюбленных им видов - самый распространенный, конечно, это лесной пейзаж. Как правило, это вымышленный красивый уголок: опушка, лесная полянка со сценой охоты, лесная дорога, лесной ручей...
Прекрасный образец "райского" ландшафта с попугаями и оленями предстаёт на картине Брейгеля Бархатного из Прадо:
Брейгель Бархатный. Земной рай, в.п. 16 в. Дерево, масло, 59х41 см. Прадо, Мадрид.
Как уже отмечалось в предыдущих постах, если было нужно, Брейгель Бархатный мог быть топографически точен и педантичен в передаче архитектурных объектов [Замок Марии Испанской...]http://alexspet.livejournal.com/130128.html Другая резиденция эрцгерцогов Изабеллы и Альберто - замок Тервюрен близ Брюсселя и они сами на прогулке перед замком - предстают на картине из Прадо:
Брейгель Бархатный. Эрцгерцогиня Изабель Клара Евгения и эрцгерцог Альберто у замка Тервюрен возле Брюсселя, около 1621. Холст, масло, 126х153 см. Прадо, Мадрид (экспонируется в Víctor Balaguer Museum & Library.
Лесные сцены часто включают в качестве стаффажа (небольшой сценки с маленькими фигурками людей) библейские или евангельские сцены:
Брейгель Бархатный. На краю леса (Бегство в Египет), 1610. Медь, масло, 26х36 см. Государственный Эрмитаж.
Дорога с повозками, всадниками и путниками - горная, лесная, равнинная - самый популярный мотив, иногда какая-нибудь кибитка с людьми кажется кочующей из картины в картину.))
Брейгель Бархатный. Цыганский табор в лесу, в.п. 16 в. Дерево, масло, 35х43 см. Прадо, Мадрид.
Брейгель Бархатный. Горная дорога, начало 17 в. Медь, масло, 16х27 см. Прадо, Мадрид.
Брейгель Бархатный. Лесной пейзаж с повозкой, пересекающей ручей, и всадниками, около 1607. Дерево, масло, 47х80 см. Прадо, Мадрид.
Брейгель Бархатный. Пейзаж с кибитками, 1603. Дерево, масло, 33х43 см. Прадо, Мадрид.
Брейгель Бархатный. Дорога в окрестностях города, около 1611. Медь, масло, 25,5х38 см. Государственный Эрмитаж.
Речной пейзаж со строениями на берегу, где торгуют рыбой и устраивают ярмарки - ещё один вариант любимого им ландшафта. Рыбный рынок также может служить декорацией для небольшой евангельской сцены:
Брейгель Бархатный. Рыбный рынок (Призвание апостолов Петра и Андрея), около 1608. Дерево, масло, 49х66 см. Государственный Эрмитаж.
Деревенский ландшафт - ещё одна любимая им разновидность пейзажа:
Брейгель Бархатный. Ландшафт с деревней, первая четверть 17 в. Дерево, масло, 40х62 см. Прадо, Мадрид.
Брейгель Бархатный. Вид деревни Схелле (Деревенская улица), 17 в. Медь, масло, 22х32 см. Государственный Эрмитаж.
В деревне Схелле на ярмарке Ян Брейгель Старший изобразил и самого себя (вероятно - в черном одеянии с белым воротником-фрезой слева на переднем плане):
Брейгель Бархатный. Вид деревенской ярмарки в Схелле с автопортретом, 1614. Дубовая доска, масло, 52х90,5 см. Музей истории искусств, Вена.
Ещё два небольших сельских ландшафта, написанных маслом на медных пластинах - улица и вид у реки:
Брейгель Бархатный. Деревенская улица, 1603. Медь, масло, 18,4х25,8 см. Музей истории искусств, Вена.
Брейгель Бархатный. Вид деревни у реки, 1604. Медь, масло, 14,5х20,5 см. Рейксмузеум, Амстердам.
Последним в сегодняшнем обзоре будет написанный на деревянной основе пейзаж из Амстердама. Настоящие лесные дебри с речкой в центре композиции служат декорацией для Латоны (Лето) с Артемидой и Аполлоном на берегу: сцена превращения ею ликийских крестьян в лягушек за то, что они помешали ей напиться, замутив воду:
Брейгель Бархатный. Латона и ликийские крестьяне, 1595-1610. Дерево, масло, 37х56 см. Рейксмузеум, Амстердам.