Оригинал взят у
shaolena в
Межгалактический звездный десантПо понятным причинам походы в кинотеатр мне сейчас недоступны. Но вот и я добралась до "Интерстеллара". Что сказать? Шедеврально. Несмотря на то, что в Голливуде опять проворонили матушку-Землю (а это уже порядком надоело), там наконец-то смогли снять эмоциональное кино, про живые чувства. До сих пор перед глазами стоит несчастный негр, проведший 23 года в космическом одиночестве. Всю сцену, когда Мэтт Деймон убивал главного героя на ледяной планете, держалась за сердце. Красиво, жизненно, будоражит чувства и мысли. А музыка - это просто отдельный полноценный персонаж фильма. Ничего не скажешь, молодцы!
Наверняка этот фильм уже все обсудили, когда он вышел. Но мне все-таки захотелось поделиться своими мыслями о, скажем так, концептуальной начинке этой грандиозной кинематографической конфеты.
Дело в том, что чуть больше года назад, в январе 2014 года, преспокойно посиживая на веранде уютного домика в Индии, я читала дилогию И. Ефремова "Туманность Андромеды" и "Час Быка" (1957). Так вот, при просмотре фильма никак не могла отделаться от мысли, что примерно в то же время эти книги читала не только я.... Вообще, я давно уже слышала, что многое, в тех же "Звездных Войнах" (1977), было взято из русской (советской) фантастики. Аналогий очень много, но интереснее поговорить о различиях.
В "Туманности Андромеды": построено гармоничное общество, живущее в ладу с биосферой Земли. При этом уровень развития науки и, в частности, медицины, очень высок. Научный прогресс - результат всеобщего совместного труда. За важные проекты голосует все население Земли. Из этого вытекает, что каждый ее житель обязан получить широкоприфильное образование, чтобы быть компетентным в различных вопросах, в том числе целях очередной звездной экспедиции. Добровольцы, которые участвуют в научных экспериментах, знают, что, возможно, погибнут, но воспитаны так, что действительно думают о всеобщем благе. (В "Часе Быка" уровень человечности таков, что убить диких, животноподобных туземцев, даже защищая собственную жизнь, для землянина невозможно). Каждый чувствует свою ответственность перед грядущими поколениями. В конце книги звездную экспедицию, участники которой из-за дальности расстояния точно никогда не вернутся на Землю (и они об этом, конечно, знают), торжественно провожает вся планета.
В фильме: Земля гибнет. Образование и качественная медицина доступны очень немногим. Научный центр - это самый засекреченный объект, все исследования ведутся тайно. Добровольцы, которые тоже улетели тайно и безвестно, думают о спасении своей жизни больше, чем о целях экспедиции, а главного героя так вообще "взяли на понт" и в результате обманули. Ученые опираются больше не на свою ответственность и знания, а на неизвестного "волшебника из голубого вертолета", который внезапно "прилетел" и сулит спасение.
Короче, "паситесь, мирные народы", вас, возможно, спасут, но вы даже и не узнаете, как близки были к гибели. А если что, у "них" есть план "Бэ". При этом ученые даже не задаются вопросом, что за сущности взялись им помогать и какой у них в отношении самих землян дальнейший план А, B или C (а судя по тому, что в основном плане были предусмотрены 23-летние страдания бедного Вертера негра, бессмысленная смерть бородача, предательство Мэтта Деймона, погибшая любовь Энн Хэтэуэй... остальные варианты были... не очень).
Ну и, как водится в Голливуде, спасти мир должен один, тот самый Нео герой. Засада в том, что он о человечестве особо не думает, он просто хочет вернуться к своей семье.
Вот такое интересное кино и мировоззрение. У них элиты и толпа, у нас всеобщий доступ к знаниям и решениям. У них катастрофа, у нас счастливая жизнь на Земле. У них безысходное "произойдет то, что должно произойти", у нас "будущее многовариантно". У них Дарт Вейдер, а у нас Дар Ветер. Они строят свою мифологию, ну а мы свою )).