Boy Erased (2018) - не столько даже о фильме...

Mar 08, 2019 15:06

Подобное со мной случается не часто, но в этот раз случилось. С момента просмотра этого фильма меня не покидала мысль, что я должна о нем написать, и параллельно с этим не покидала другая: мне не хочется этого делать. Не потому, что фильм плохой - вовсе даже нет, - а по многим причинам, обусловленным личным восприятием, багажом всевозможной информации в башке и прочим. Так вот, обе эти мысли не дают мне покоя уже не первый месяц. И почему-то имеется непреходящее чувство, что я обязана разродиться каким-то текстом. Как работу сдать. Если кто не в курсе, для меня это пунктик и триггер, из-за которого я могу впасть в панику. Поэтому первая мысль в конечном итоге взяла верх, и когда нашлось время, я решила ее воплотить.





Без лишних предисловий: фильм "Boy Erased" (в русской адаптации чаще "Стертая личность", реже - "Исчезнувший мальчик") повествует о так называемой конверсионной терапии и снят по мемуарам Джеррарда Конли, описавшего свой опыт пребывания в конверсионном лагере. Предупреждая возможные вопросы: мемуары не читала, но видела несколько интервью автора.



Джеррард Конли

Конверсионная терапия - один из жупелов для ЛГБТК-сообщества, явление, широко распространенное во многих странах мира, в том числе и в Америке, где происходит действие картины. Конверсия означает переделку, а конверсионная, она же репаративная терапия - процесс "переделки" гомо-, би-, транс и любого другого квира в "нормального". Под "нормальными" подразумеваются цисгендерные гетеросексуальные люди, что возводится в некий единственно верный абсолют, которому должен соответствовать любой.

Сейчас я рискую увлечься изложением некоторых фактов, но, боюсь, именно ради них я и взялась за эту писанину, так что потерпите, они важны.

В настоящее время в нескольких американских штатах конверсионная терапия для несовершеннолетних запрещена на законодательном уровне. И слава Дарвину, потому что там родители больше не имеют права сдавать детей, которым не исполнился 21 год, "специалистам", готовым их "излечить". Считается, что взрослый человек сам волен распоряжаться собой, и если он считает, что подобная, простихосспади, "терапия" в состоянии его изменить, - это его собственный выбор. В то время как подростки - а именно подросток является главным героем картины - зависимы от родителей, которые отдают своих детей на "перевоспитание", часто сами не ведая, что творят (но об этом чуть позже).



Конверсионная терапия признана вредной и опасной всеми ведущими медицинскими, психологическими и психиатрическими ассоциациями США, о чем они неоднократно сообщали в официальных заявлениях и пресс-релизах. Увы, эти заявления не имеют законодательной силы, поэтому к ним можно лишь прислушиваться и использовать при написании соответствующих законопроектов (что и было проделано в вышеупомянутых штатах). Но сами по себе они не могут запретить работу организаций, занимающихся конверсионной деятельностью. Что же касается специалистов, то в своих заявлениях они не первый год утверждают: ориентацию и гендерную идентичность изменить нельзя, а стремление к этому является следствием внешних факторов (религия, неприятие социумом и т.д.). В итоге человеку могут сломать психику, что в некоторых случаях заканчивается суицидом.

Зачастую организации, занимающиеся конверсионной терапией и обязующиеся "излечить неправильных", оправдывают свои методы религией, существуют при религиозных структурах и ими же спонсируются. Отсюда и пошло весьма распространенное в английском выражение "pray the gay away". Самый близкий по смыслу русский перевод - "вымолить из себя гея". Но если бы речь шла только о молитвах, бесконечных религиозных сессиях в обстановке, напоминающей любые тоталитарные антиутопии, начиная "1984" и не заканчивая "Рассказом служанки"! Во времена, когда я занималась публицистикой, мне неоднократно приходилось переводить совершенно ужасные новости о том, как людей, чаще всего именно подростков, проходящих "лечение от гомосексуальности", в буквальном смысле пытали: они часами стояли в углу без еды и воды с рюкзаками, набитыми булыжниками, на плечах. Их били, запугивали, запирали в карцере, а на этой фотографии, которую я специально не вывешиваю в пост, давая на нее лишь ссылку, можно увидеть, до какого состояния довели подростка в одном из таких исправительных учреждений. Спасти его не удалось - он умер. В прежние времена "лечили" электрошоком, доводили до рвоты при просмотре гей-порно, чтобы выработать рефлекс, и делали лоботомию, но сейчас подобные методы противозаконны.

В один из таких лагерей и попадает главный герой фильма, Джаред, прототипом которого является Конли, после признания родителям в том, что его привлекают парни.



Теперь пара моментов, которые кажутся мне важными в контексте.

Первое: незадолго до случившегося Джареда насилует его соученик по колледжу. Именно это в конечном итоге и приводит его к признанию, поскольку, как любая жертва изнасилования, парень испытывает душевные метания и борется с моральной травмой. Но не она является тем, что якобы "сделало его геем", потому что геем он был и раньше. Это опровергает расхожий стереотип о том, что "геями становятся в результате изнасилования", абсолютно нелепым. Особенно в связи с другим расхожим стереотипом о том, что в лесбиянок "превращаются" девушки - жертвы изнасилования, поскольку это якобы отвращает их от любых контактов с мужчинами. То есть, девушек отвращает, а парни, наоборот, "подсаживаются" на однополый секс как на иглу? Л - Логика.

Второе: родители Джареда, баптистский проповедник из Арканзаса и его жена, отправляя сына в лагерь конверсионной терапии "Любовь в действии", желают ему только добра. Многие полагают, что родители запихивают детей в подобные программы потому, что ненавидят их "такими" и готовы принять только после того, как дети "перевоспитаются". Во многих случаях это так, но зачастую родители делают это исключительно из любви к ребенку, полагая, что тем самым спасают его. Таких невозможно обвинять в черствости, жестокости или отсутствии отцовско-материнских чувств к чаду. А то, что они сами не понимают, что творят - это уже другой вопрос: социальные нормы и установки, все та же религия (как здесь), узость взглядов, недостаток осведомленности и черт знает что еще - список продолжите сами. Тот факт, что родители любят Джареда, в фильме ни разу не ставится под сомнение.



Руководитель лагеря "Любовь в действии", куда попадает Джаред, Виктор Сайкс, имеет конкретного прототипа, о котором я тоже замолвлю пару слов. Зовут этого человека Джон Смид. Долгое время он оставался одним из столпов так называемых "экс-геев" - людей, утверждающих, что им помогла конверсионная терапия, и они стали "нормальными". В США вообще было и до сих пор остается несколько фигур, отличившихся на этой почве. К примеру, Алан Чемберс, руководитель международной организации "Великий исход", который тоже обещал желающим "преобразование и излечение", рассказывая о том, как ему самому удалось преодолеть "порочное влечение". Естественно, и Смид, и Чемберс, и еще с десяток не менее одиозных личностей громко проповедовали с трибун и докладывали о невероятных успехах на поприще гетеросексуализации.



Джон Смид и Виктор Сайкс в фильме, прототипом которого он является

Лет около шести тому назад Чемберс закрыл "Великий исход", шокировав массу консерваторов заявлением о том, что его деятельность абсолютно неэффективна. Смид пошел еще дальше: он не только прекратил работу своей конверсионной программы, но и заявил, что сама по себе репаративная терапия - чушь собачья, калечащая психику, и что ему надоело убеждать себя в том, что он - совершенно не тот, кем является. Смид развелся с супругой, на которой некогда насильно себя женил, и вот уже несколько лет благополучно состоит в браке с мужчиной. В тот период вообще случилось массовое выпадение из шкафов кучи экс-геев и экс-лесбиянок, которые каялись, рвали на груди рубаху и рассказывали, что на самом деле никакие они не "экс", а просто сами себя уговорили. Тогда же они во искупление написали немало открытых писем - вместе и по отдельности, - умоляя людей ни за что и никогда не верить тем, кто обещает "исцеление", и не отдавать себя на растерзание руководителям конверсионных программ.



Джон Смид с мужем

Роль Виктора Сайкса играет Джоэл Эдгертон, он же - автор сценария. Стопроцентный стрейт, который, по его собственным словам, в юности был тем еще буллером и геев своим драгоценным вниманием по этой части не обходил. Но Эдгертон - отличный пример того, что со временем, с возрастом и под влиянием других факторов взгляды человека могут измениться. У него самого была проблема иного рода - злоупотребление веществами, - из которой он выкарабкался, после чего переосмыслил некоторые механизмы, движущие окружающим его миром.

Эдгертон прочел мемуары Конли и увидел в них много общего с собственной историей. Что на первый взгляд может показаться странным. Однако сам он объясняет, о чем речь: его родители были очень похожи на родителей Конли. Его поразило сходство между маленьким городком в Арканзасе, где рос главный герой мемуаров, со его родным Блэктауном в Австралии. А еще он был впечатлен тем, как Конли сумел выжить, переборов травмы и боль, и сейчас демонстрирует "прекрасный пример жизненной силы" (это была цитата), превратив негативный опыт в то, что в состоянии помочь многим людям.

Несколько слов об актерах. В главной роли Джареда - Лукас Хеджес, и он очень хорош. Конечно, мне странно, что всевозможные профессиональные активисты не устроили истерику на тему того, что роль досталась ему, а не актеру-гею, но этот вопрос мы сейчас оставим в стороне. Родителей Джареда играют Рассел Кроу и Николь Кидман. К обоим я всегда относилась "параллельно", но мое отношение к актерам с учетом специфики личного восприятия кинематографа можно не принимать во внимание, тем более что я признаю все их таланты и заслуги, и в этом фильме они оба на своем месте.

Хотелось бы отметить второстепенные роли Ксавье Долана (да-да, того самого канадца, который больше известен как режиссер), и Троя Сивана, которого знают в основном как певца, хотя его карьера начиналась с исполнения роли молодого Хью Джекмана Росомахи в "Людях Икс: Начало". Трой мне вообще очень симпатичен, если говорить о молодых звездах из числа ЛГБТК, и еще он записал главную музыкальную тему к фильму в духе чуть ли не Radiohead, что ему не очень свойственно.



Ксавье Долан и Лукас Хеджес в фильме. Ксавье играет роль участника программы "Любовь в действии", который страстно хочет "излечиться"



Трой Сиван - еще один участник программы, который прекрасно понимает всю ее бесполезность, но при этом старается "подстраиваться" под обстановку во избежание проблем

image Click to view


Главная песня к фильму от Троя Сивана

Великолепно вписался в общую картину и Фли - угу, тот самый, из Red Hot Chili Peppers. Для которого это далеко не первая роль в кино, но здесь он настолько в кассу, что снимаю шляпу. Фли сыграл Брэндона, местного физрука и надзирателя, который вьет из подростков, оказавшихся в программе, веревки, учит их быть "настоящими мужиками", а заодно выполняет роль этакого тюремного надсмотрщика. С учетом его внешности выглядит более чем убедительно в сочетании с игрой. Кроме того, его персонаж является своего рода олицетворением "ужасов этого места", потому что все остальные наставники конверсионного лагеря изображаются этакими добрыми и праведными людьми, искренне стремящимися помочь и ни разу не склонными к насилию, хотя именно насилием - психологическим - всю дорогу и занимаются. В то время как герой Фли, так и сочащийся презрением, едва сдерживается, чтобы не накостылять кому-нибудь хорошенько и не сделать из него котлету.



Скажу еще вот о чем. Не так давно в беседе со still_raining я жаловалась на то, что "Boy Erased" подействовал на меня не так сильно, как я ожидала. И при воспоминании о неоднократном стебе над конверсионной терапией, который можно было видеть и в ситкоме "Will and Grace" (дважды), и в "Queer as Folk" (история с Эмметом), и в фильме "But I'm a Cheerleader", мне казалось, что в виде комедии, а не драмы, посыл о вреде и несостоятельности таковой будет куда более понятен "широким массам". Но она убедила меня в том, что я не права, потому что оцениваю происходящее со своей колокольни. И именно потому, что я хорошо знакома с темой и давно приняла ее как нечто ужасное, но привычное, меня происходящее на экране не шокирует. А вот комедия, которая доводит все это до абсурда, в каком-то смысле освобождает от психологического груза. В то время как человека, который вообще никогда не задумывался о том, что такое конверсионка, нужно валить с ног именно драмой и наотмашь. И я с ней согласилась.



Трейлер (здесь - русскоязычный дублированный трейлер, если кому-то так удобнее)

image Click to view



В завершение спича скажу, что в прошлом году, помимо "Boy Erased" , в прокат вышел еще один серьезный фильм о конверсионной терапии, "Неправильное воспитание Кэмерон Пост", главную роль в котором сыграла Хлоя Грейс Морец. И по структуре, и по содержанию, и по посылу он очень похож на "Стертую личность" - с той лишь разницей, что центральным персонажем фильма является не парень, а девушка-подросток. Героиня Хлои, Кэмерон, тоже оказывается в лагере конверсионной терапии исключительно благими намерениями своих боголюбивых родственников, искренне пытающихся ей помочь, и переживает сходный опыт. Сходный потому, что другого в подобных лагерях, наверное, и быть не может.

Трейлер

image Click to view



В фильме с Морец мне запомнилась одна сцена, которая, что называется, "срезонировала". Руководство лагеря проводит с ней воспитательную беседу на тему "чтобы избавиться от порока, ты должна перестать думать о себе как о лесбиянке". На что героиня отвечает: "Но я не думаю о себе как о лесбиянке. Я вообще не думаю о себе как о ком-то конкретном". В этот момент я чуть не взвизгнула, потому что лет этак до 27-ми тоже не думала о себе как лесбиянке, несмотря на то, что была безумно влюблена в свою тогдашнюю партнершу и не мыслила себе жизни без нее. Но при этом меня по множеству причин совершенно не волновал тот факт, что она женщина, а не мужчина, и даже в голову не приходило, как сейчас принято говорить, "вешать на себя ярлыки". Позже мне пришлось это сделать - повесить ярлык - потому что постгеевское общество еще не наступило и, скорее всего, при моей жизни не наступит. Поэтому причислять себя к определенной демографической группе в соответствии с личными особенностями важно и нужно, и это касается отнюдь не только ориентации. Хотя в душе я по-прежнему остаюсь постгеем, то есть человеком, который оценивает окружающих его людей по каким угодно признакам, кроме ориентации.

lgbt-movies

Previous post Next post
Up