Первый официальный визит Президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова состоялся 25 лет назад. Два январских дня 1994 года продолжалось его пребывание в Астраханской области, инициатором приезда выступил А.П. Гужвин. Калмыцкая делегация посетила посёлок Буруны, встретилась с предпринимателями и представителями национальных обществ, были поездки на Астраханский газовый комплекс, на фирму «Русский мех», беседы с руководителями области и обсуждение важных проблем представляющих взаимный интерес. Этому визиту предшествовала двухлетняя работа экспертной группы обеих сторон, согласование позиций и подходов в решении вопросов сотрудничества в экономике и социальной сфере, культуре, она завершилась 25 января 1994 года подписанием соглашения о принципах и сферах сотрудничества Астраханской области Калмыкии, от Республики Калмыкия соглашение подписал Кирсан Илюмжинов, от Астраханской области - Анатолий Петрович Гужвин. Большое место в соглашении отводилось вопросам возрождения языка, культуры, традиций и нравственных ценностей народов, проживающих в Калмыкии Астраханской области. Астраханская область и Калмыкия имели давно наработанные хозяйственные связи, поэтому, даже несмотря на территориальные претензии, реализация положений соглашения позволила в 1994 году начать подготовку к совместному обоснованию строительства железной дороги по направлению Элиста - Зензели - морской порт Оля. Соглашение предписывало сторонам оказывать содействие в заключении прямых хозяйственных договоров между производителями и потребителями на взаимные поставки продуктов сельского хозяйства, товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения.
Серьезные проблемы, которые волновали и астраханцев, и жителей Калмыкии связаны с состоянием природы Прикаспийской степи также нашли отражение в соглашении - в нем подтверждалась необходимость проведения работ по повышению продуктивности кормовых угодий и восстановлении экологического равновесия на черных землях, учитывалась также возможность введения в практику согласования правил и норм использования диких миграционных животных и рыб, а также мероприятий по их охране. По общему мнению сторон, реализация соглашения была способна на тот период времени усилить контроль за сбором неочищенных вод, наладить обмен информацией о состоянии природы, о чрезвычайных экологических ситуациях и выполнять совместные программы и научные исследования по использованию и охране природных ресурсов. «Астрахань и Калмыкия - клеточки большого организма», - сказал Илюмжинов после подписания соглашения, «страдаем мы - страдает и Россия, и, если центральные власти не дают нам концепции развития, мы стараемся определить ее сами, регионы будут идти своим путём, соглашение, подписанное в Астрахани, говорит о том, что мы осознали главное - в одиночку нам не выплыть. Совсем в недалеком прошлом обстановка в Калмыкии была критической, мог произойти социальный взрыв, этого, к счастью, удалось избежать, во многом благодаря принятым самостоятельно решениям. Главный вопрос для меня - процветание калмыкского народа, однако не все задуманное удается реализовать не потому, что на местах плохая власть, а из-за недоработок кремлевских чиновников ». 27 января А.П. Гужвин поделился с журналистами мнением об итогах визита калмыкской делегации, работу двух сторон, встречи и консультации он охарактеризовал как успешные, отметив, что стороны по всем вопросам достигли полного понимания, за исключением одного - территориальных претензий, в статье 11 соглашения было указано, что президент республики Калмыкия К.Н. Илюмжинов и глава администрации Астраханской области А.П. Гужвин, будучи заинтересованными в укреплении добрососедских от-ношений, заявляют о готовности принять все необходимые меры, для правового урегулирования земельных отношений на основе соответствующего законодательства Российской Федерации, а также с учетом пожеланий граждан, проживающих на этих территориях .
Вопрос о принадлежности спорных земельных участков являлся предметом рассмотрения в Высшем Арбитражном суде РФ. Постановлением Президиума ВАС РФ от 10.01.2003 № 7056/01 по делу № А06-1-14к/2001 было установлено, что спор не является экономическим, подведомственным арбитражному суду. Вопрос об изменении границ между субъектами Российской Федерации решается в соответствии с частью 3 статьи 67, подпунктом «а» части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации. 10 января 2007 года президиум Высшего Арбитражного суда РФ вынес решение в пользу астраханской стороны, однако калмыцкое руководство с этим решением не согласилось, поэтому территориальные претензии существуют и сегодня.