Взято из: Луповская Х.П. Неизвестная фотография поручика лейб-гвардии Н. Я. Кухаренко из альбома Щепкиных-Станкевичей // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences, Vienna, 2014, №7-8, pp.32-34.
Альбом, который принято называть «семейным» и о котором пойдёт речь, хранится в Москве, в семье Щепкиных-Станкевичей, в домашнем архиве доктора исторических наук, профессора Марфы Вячеславны Щепкиной (1894-1984). Имена многих представителей этого славного рода навсегда вписаны в театральную и историко-литературную жизнь России XIX-начала XX в.в. Так, владелицей и основной собирательницей фотографий родных, близких друзей и знакомых современников была Александра Владимировна Щепкина (1824-1917), урожд. Станкевич, младшая сестра русского философа 40-х г.г. XIX столетия Николая Владимировича Станкевича (1813-1840). Сохранились «Воспоминания А.В. Щепкиной» [1]. В этой книге предстаёт перед нами необычайно привлекательный образ высокообразованной русской женщины, молодые годы которой прошли в близком общении с М.С. Щепкиным, Т.Н. Грановским, И.С. Тургеневым, В.Г. Белинским, В.П. Боткиным. Известны и рассказы А.В. Щепкиной-Станкевич для детского чтения, исторический роман «Бояре Стародубские», ряд стихотворений. В ноябре 1848 г. Александра Владимировна выходит замуж за Николая Михайловича Щепкина, сына великого русского актёра М.С. Щепкина (1788-1863). Этот год можно справедливо назвать годом рождения семейного альбома.
Поручик лейб-гвардии 2-го Кубанского казачьего эскадрона Собственного Его Величества Конвоя Н.Я. Кухаренко (1850-1892). Фотография 5,5х8,0 см, сепия, вып.: «Светопись Левицкого», CПб, между 1873 и 1876 гг. Публикуется впервые.
Н.М. Щепкин (1820-1886) был видным московским общественным деятелем 1850-80-х г.г., основателем книжного издательства «Н.М. Щепкин и К.Т. Солдатенков», гласным Московской городской думы и Губернского земства, столичным мировым судьёй. Среди друзей Николая Михайловича и его отца, М.С. Щепкина, были известные писатели и общественные деятели, актёры и издатели, профессора Московского университета, генералы и атаманы казачьих войск, музыканты и студенческая молодёжь. В доме Щепкиных существовало неписаное правило: друзья дома приносили свои фотографии. И, помимо снимков многочисленной родни Щепкиных-Станкевичей, на толстых страницах альбома появились фотографии: юриста и этнографа Е.И. Якушкина, нотариуса К.П. Барсова, историка И.Е. Забелина, писателя-сказочника А.Н. Афанасьева, археолога кн. Н.С. Щербатова, кн. С.П. Трубецкого, писателя и общественного деятеля А.И. Герцена, поэта Н.П. Огарёва, переводчика В. Шекспира Н.Х. Кетчера, актёра С.В. Шумского и многих других. Благодаря А.В. Щепкиной-Станкевич мы становимся свидетелями истории жизни и быта московской семьи и её окружения, «истории в лицах».
Так появились в альбоме и фотографии наказного атамана Черноморского казачьего войска Я.Г. Кухаренко (1799-1862) и его третьего сына Коли (Н.Я. Кухаренко, 1850-1892). Давняя дружба связывала его отца, кубанского казака, Я.Г. Кухаренко и М.С. Щепкина. Будучи талантливым историком, бытописателем, драматургом, великолепным рассказчиком, он неоднократно бывал в гостях у М.С. Щепкина, в его хлебосольном доме в Каретном ряду, встречался со многими друзьями и домочадцами актера. Впервые отец привёз мальчика в Москву, в дом Щепкиных, в 1858 году. В возрасте 10 лет Николай был отдан в Первый Московский кадетский корпус. Он проводил у Щепкиных каникулы, а после гибели отца воспитывался в этой семье. Как пишет А.И.Федина, исследователь жизни и творчества Я.Г. Кухаренко, «...всё то, что юноша получил в доме М.С. Щепкина, оставило навсегда неизгладимый след в его душе...». [2]
В 1866 году из кадетского корпуса, переименованного к этому времени в военную гимназию, Николай Кухаренко был переведён юнкером в 3-е Военно-Александровское училище и 1868 году, выпущен хорунжим на службу в Кубанское казачье войско. В сентябре 1871 года его откомандировали в Кавказскую учебную роту и 14 января 1872 года перевели в Лейб-гвардии 2-й Кубанский эскадрон Собственного Его Величества конвоя. В октябре 1882 года он был утверждён командиром этого эскадрона.
На фотографии из альбома Николай одет в казачью форму. После сканирования и при увеличении на компьютере на погонах хорошо различимы один просвет и три маленькие звезды. Отсюда можно сделать вывод, что в это время он был в чине поручика. Известно также, что в 1877 году в составе 2-го Кубанского эскадрона Собственного Его Величества конвоя он участвовал в боевых действиях под Плевной. «За проявленную доблесть при взятии Горного Дубняка и Телиша поручику Н.Я. Кухаренко, а также корнетам Денежникову, Логвинову и Балатукову присвоены следующие чины» [3]. Следовательно, фотография была сделана не позднее 1877 года. 26 мая 1883 г. в присутствии Государя Императора и Государыни Императрицы был освящен Храм Христа Спасителя. «На церемонии освящения депутацию от Собственного Конвоя составляли: полковник Ивашкин-Потапов, ротмистр Кухаренко и два нижних чина. Депутаты стояли внутри храма, в правом его крыле» [4].
На фотографии, в нижнем правом углу, есть надпись «Светопись Левицкого». Так до 1877 года называлось фотоателье Сергея Львовича Левицкого на Невском проспекте в Петербурге. С 1877 года оно стало называться «Фотографы Их Императорских Величеств Левицкий и сын». Это еще раз подтверждает, что фотография сделана не позднее 1877 года. С.Л. Левицкий (1819-1898) был известнейшим фотографом своего времени. Среди его многочисленных снимков есть портреты императоров Николая I, Александра II, Александра III, Наполеона III и членов их семей, а также Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева, Д.И Менделеева и других выдающихся деятелей того времени.
В работе А.И. Фединой приводятся сведения, что Н.Я. Кухаренко получил чин поручика в 1873 году, и что в 1876 он был командирован в действующую Дунайскую армию. Это дает основание более точно датировать данную фотографию - 1873-1876 гг.
В связи с давней дружбой Щепкиных и Кухаренко стоит упомянуть особо об одно интересном событии Летом 1828 года Я.Г. Кухаренко с артиллерийской ротой участвовал во взятии Анапы. А 27 лет назад, в 1791 году (русско-турецкая война 1787-1791 гг.) после штурма Анапы на развалинах города русским солдатом была найдена двухлетняя девочка-турчанка, дочь турецкого паши, будущая жена М.С. Щепкина. Девочку крестил и воспитал русский генерал Д.З. Орбелиани (1763-1827). Он назвал её Еленой, дал ей отчество по своему имени и фамилию «Дмитриева». Возможно, казачий атаман и его славное воинское прошлое напоминали Елене Дмитриевне Щепкиной о других доблестных воинах-генералах, принимавших участие в её судьбе: Д.З. Орбелиани, С.И. Салагова и А.С. Чаликова.
Такова краткая история героя одной фотографии в семейном альбоме-реликвии, бережно хранимом потомками М.С. Щепкина. Стихотворение А.В. Щепкиной-Станкевич, которым открываются её «Воспоминания», можно считать эпиграфом и к этому альбому:
«Проходят мимо поколенья,
Внося добро иль заблужденья.
Но мы, отшедшим, дорогим,
Не помня зла за благо воздадим».
*) Примечание. Автор публикации Х.П. Луповская является пра-правнучкой Н.М. Щепкина.
Список литературы:
1. Воспоминания Александры Владимировны Щепкиной. Сергиев-Посад, 1915.
2. Федина А.И. Атаман Кухаренко в кругу современников. - Краснодар:КЭСИ, 2004, гл.7. История взаимоотношений Я.Г. Кухаренко и М.С. Щепкина, сс. 78-125.
3. Петин С. Собственный Его Императорского Величества конвой. Исторический очерк. - СПб.:Тип. А.С. Суворина, 1899. Cтр. 208.
4. Там же. Стр. 249.