Николо-Берлюковский монастырь стоит на берегу Вори в Ногинском районе Московской области. Его колокольня, высотой около 91 метров возвышается над окрестностями и видна издалека. При Советской власти в монастыре была организована психиатрическая больница для больных туберкулёзом. Большая часть территории и зданий монастыря до сих пор относится к этой больнице. Восстановление монастыря началось после прихода в него Евгения Лагутина, постригшегося в монахи под именем Евмения. Сейчас игумен Евмений - настоятель монастыря:
Первое, что видит каждый, кто попадает на территорию обители, - бюсты четырёх представителей Императорской фамилии. Как написано на памятниках:
- Великий Князь Михаил Николаевич, сын Императора Николая I
- Император Всероссийский Александр I Благословенный
- Император Всероссийский Александр II Освободитель
- Император Всероссийский Александр III
Сознаюсь, что ничего не знаю про Великого Князя Михаила Николаевича. А вот тот факт, что Александру II ставятся памятники, - приветствую обеими руками. Более того, я полностью поддерживаю тезис "Со своим Уставом в чужой монастырь не ходи!" Считают хозяева данной обители создавать "Романовскую Аллею Славы" - это, безусловно их право, никем не оспариваемое. Историю страны помнить обязательно надо. Но высказывать своё личное мнение об увиденном - это тоже моё право. Подчёркиваю, это не обобщения - это впечатление от одного визита. Итак, на следующем снимке "Романовская Аллея Славы", какой она была в середине марта 2013 года и прогуливающийся мимо бюстов Романовых с надписями (а вот о них чуть позже) с неизвестной мне дамой игумен Евмений:
Я не знаю, о чём беседуют игумен с дамой и обращают ли они внимание на надписи на бюстах. Но на каждом из них, как раз с той стороны, которая наиболее удобна для прочтения при такой прогулке, золотом (в разных падежах) вписано: "игумен Евмений (Лагутин)". Уточняю: каждый член Императорской фамилии упоминается по разу и только на одном из памятников, а "игумен Евмений (Лагутин)" - на всех четырех. Вот пример:
А вот сам памятник Александру III. Весь бронзовый, значит дорогой. Вес около 1250 кг. Может быть, конечно, он только покрыт бронзой сверху - но всё равно это не дёшево. Визуально он тоже тяжеловесный, помпезный. Типичный представитель того стиля, который недавно называли "лужковским", когда главное - это не художественное решение, а выполняемая памятником "идеологическая задача". Такой своеобразный "чиновничий гламур". Корона придавливает голову Императора и по его нахмуренному взгляду видно, как она ему неудобна. При том, что Александр III в жизни своей короной (в переносном смысле) не тяготился. По крайней мере, пока был здоров. Александр III был физически и психологически очень и очень крепким мужчиной. И поговорка "не по Сеньке шапка" - к Александру III неприменима на все 100, если не на 200 %.
Кстати, ни на одном из четырёх памятников не нашёл фамилий скульпторов и архитекторов. На каждом есть упоминание Евмения (Лагутина), указаны юбилеи событий в связи с которыми установлены памятники, на некоторых отмечены спонсоры, на одном даже спонсоры, обеспечившие доставку памятника. А скульпторов-архитекторов нет? Или памятники делались без скульпторов (по виду памятников таковое не исключено), или их имена "снегом засыпало"? А может быть скульпторам стало стыдно за то, что они натворили?
Идём дальше. Сразу за Романовской Аллеей Славы - стена, на которой имеются очень крупные фотографии из жизни семьи Николая II. Жалко только, что они наполовину засыпаны снегом, да и надписей соответствующих нет. Такое впечатление - что это какой-то отработанный после выставки материал и он подготовлен к выбросу на помойку. Можно по-разному относиться к Николаю II (например, современный ему Священный Синод в феврале 1917 года отказался поддержать многочисленные прошения "в защиту Государя Николая II"), но всё-таки это наш Император. Историю ИМХО надо уважать и, даже если ни на одной из этих фотографий не упомянут Евмений (Лагутин), наверное или их надо бы или быстро уничтожить, или как-то подобающе Романовской Аллее Славы оформить.
За стеной - Храм Христа Спасителя, возрождаемый игуменом и братией. Недавно он начал функционировать как Храм - что отрадно. Раньше служба велась в подклете. И в этом действительно заслуга Евмения (Лагутина). Перед входом в Храм, слева на фотографии - вновь отлитые колокола.
Еще не установленные на своё место они уже выполняют свою функцию - симпатичная девушка в чёрном монашеском одеянии очень профессионально звонит на них. Приглядимся и мы к колоколам:
Ну да, отлит при "игумене Евмении". Смотрим на следующий:
Этот отлит при "игумене Евмение" - последние буквы разные. Читаем на третьем:
Этот колокол отлит на несколько лет раньше первых двух. Когда игумен ещё был иеромонахом. Соответственно надпись: "...иеромонаха Евмения". На маленьких колоколах вообще никаких надписей нет. А на всех средних и больших Евмений упомянут обязательно. Ни один колокол не пропущен. Не исключаю, что иногда на колоколах отливают: "при Патриархе таком-то и настоятеле монастыря таком-то". Но, чтобы историю мерить только по себе, - для меня это что-то новенькое и ИМХО РПЦ не свойственное. Хотя, как видно из фотографий, и такое бывает.
При входе в Храм лежит газета Берлюковское слово № 3(49)/2013 март. Сразу под названием газеты: "Издается... по благословлению настоятеля Евмения (Лагутина)". В самом конце газеты: "Главный редактор - игумен Евмений (Лагутин)". На 4-х страницах номера 3(49) игумен Евмений (Лагутин) присутствует на 13 фотографиях.
На сайте Московской епархии Русской Православной Церкви про Евмения сказано:
А вот на сайте монастыря, где Евмений настоятель, главный редактор газеты и где все делается только по его благословлению, его биография в части наград изложена совсем иначе. Здесь про медаль РПЦ "В память 200-летия..." ни слова (мелковато?), но зато упомянуты два ордена:
К сожалению, liveinternet поставил своё клеймо в самом интересном месте (справа-внизу), там где написано, что он... "возведен в дворянское сословие" (см. нижнюю строку). Знающие люди мне сказали, что раньше в дворянское сословие возводили за воинскую и ратную службу, но никак не за монашеские подвиги. Что ни Серафим Саровский, ни Иоанн Кронштадский, в отличие от игумена Евмения, в дворянское звание возведены не были. В их служении Господу это им и не нужно было.
Напоследок фотография через забор: бывший Троицкий собор Николо-Берлюковского монастыря, который находится на территории психиатрической больницы. Утверждают, что в соборе располагается столовая психбольницы, а в алтаре - кабинет главврача. Но я прошу обратить внимание на деревце под куполом. Оно совсем не символически говорит о том, что современным хозяевам просто-напросто наплевать на этот собор. Деревья ведь своими корнями очень быстро разрушают строения.
Бывая в монастыре, я оставляю малую денежку на его восстановление. Хотя то, как начали ремонтировать Собор Христа Спасителя, мне совсем не нравится: тот же "чиновничий гламур", тот же тяжеловесный "лужковский стиль", но уже в граните и мраморе.
В любом случае, Евмений (Лагутин) делает благое дело. И очень жаль, что никто ему доходчиво не объяснил, что кроме него существуют братия, благочинный, архиерей, Патриарх и, вообще, "общество". Они что, все непричастны к возрождению обители? Везде только один Евмений (Лагутин) и его спонсоры?
Также очень жаль, что никто не объяснил Евмению (Лагутину), что у него, а также его спонсоров, напрочь отсутствует художественный вкус.
Верхняя фотография: Настоятель Николо-Берлюковского монастыря игумен Евмений. Кадр из фильма "Эксклюзив. Игумен Евмений" НТВ-МИР 2009 г. Фильм на CD продаётся в Храме за 100 руб. (или, может быть дарится после пожертвования 100 рублей??? Я плохо в этом разбираюсь. Кассовый чек мне не дали - там вообще кассы нет. Или, может быть, этот CD про Евмения тоже относится к предметам религиозного культа, которые по закону освобождены от налогообложения?).