В Москве в Инженерном корпусе Третьяковской галереи - аншлаг. Открылась выставка произведений Архипа Куинджи. Настолько полных выставок этого замечательнейшего живописца ещё не было. Безусловно, эта выставка - чрезвычайное событие в художественной жизни столицы. Всем её организаторам - низкий поклон!
Но в этом посте я буду писать не о творчестве выдающегося мастера и об организации выставки. Хочу фиксировать своё внимание на посетителях. Без них тоже выставка - не выставка.
Прошло три года, как ломали двери в Новой Третьяковке рвущиеся на выставку Валентина Серова посетители. Стали забываться огромный ажиотаж вокруг выставки Айвазовского, длиннющие очереди на
Зинаиду Серебрякову, ужасная толчея в небольших залах Инженерного на "Шедеврах Пинакотеки Ватикана".
В этом же году, например, на Верещагина или на
Лейденскую коллекцию, если не в первые недели, можно было попасть вообще без очереди, подойдя к скучающему кассиру и купив билет или даже получив бесплатный (по средам) на Верещагина. Я уже подумал, что московский "музейный бум" в прошлом. Однако же, идя на Куинджи, я обнаружил немаленькую очередь. Конечно, не как на Серебрякову, но всё же:
Взгрустнув, так как я не люблю смотреть живопись в толпе, я поднялся на второй этаж Инженерного корпуса.
Меня очень напрягало, что служба маркетинга галереи объявила конкурс на лучшее селфи на этой выставке... Как представишь себе, что у каждого полотна десятки посетительниц только и делают, что фотографируют себя родимых... Но, к счастью, то ли срок конкурса уже закончился, то ли сказалась екатеринбургская история, про которую писали, что девушки испортили картину Сальвадора Дали пытаясь сделать с ней селфи, но снимающих селфи при мне был самый минимум.
На 2-м этаже, где начиналась выставка, посетителей было очень много (хотя и меньше, чем на "Шедеврах Ватикана"). Любоваться Куинжди было непросто. Также много было в зале "Тайна ночи" на 3-м этаже:
Слышалось: "цок-цок". Это стучали о паркет острые концы шведских палок, с которыми по залам вышагивали некоторые посетительницы:
Между плотно стоящими зрителями маневрировали дамы с детским колясками и детьми на руках. Надо быть справедливым: я не видел, чтобы они задели кого-либо своими колясками или чтобы их дети плакали или капризничали, или чтобы детей поили-кормили прямо в залах. Хотя в голову приходила мысль: неужели совсем ни с кем нельзя было оставить малышей? Няни сейчас недороги. Или хотя бы по очереди: одна смотрит выставку, а другая выгуливает обоих детишек, потом наоборот.
Радовало большое количество детей старше младеческого возраста. Зачем, правда, мама нарушает музейные правила и держит инструмент за спиной: или сдай в гардероб, или носи спереди? Также замечательна фигура с большим зонтом слева, около шедевра Куинджи "Березовая роща":
Очередная посетительница с рюкзаком за спиной. При входе в каждый зал есть предупреждающий знак: рюкзаки запрещены, так как висящие за спиной вещи часто повреждают произведения искусства (ИМХО: или сдай рюкзак в гардероб, или перевесь его на живот на время выставки, или носи в руках перед собой). Но то что с ребёнком - это отлично. Мальчик вёл себя на выставке идеально - я немного понаблюдал за ним.
Также обращаю внимание на склонившуюся над этикеткой пожилую женщину. Я не знаю, какой величины должен быть шрифт на этикетках, но то что было на этой выставке, было явно недостаточно. Даже для человека с нормальным зрением прочитать на расстоянии метра было сложно. А у кого не очень хорошее зрение - тому, чтобы разобрать что написано, приходилось быть нарушителем: пересекать "синюю линию", нарисованую на паркете.
Кстати, справа, в зелёной кофте, одна из смотрителей. Явно не из тех, что дремлют на стульчиках. Эта девушка всё время вскакивала со своего "рабочего места". Всё время кого-то из опасно приблизившихся к полотнам вежливо выводила из-за "синей линии". Работы у неё было много и она с ней справлялась.
А вот пример грамотного и деликатного зрителя. Стоит за "синей линией", рюкзачок держит впереди себя.
В последних двух залах 3-го этаже людей было мало, можно было спокойно ходить и внимательно рассматривать шедевры:
Я опросил трёх смотрителей: "Почему такая разница в числе посетителей в разных залах?" Все трое ответили: "Не доходят. Не знают, что есть ещё залы. Хотя мы везде ставим дополнительные указатели." Указатели действительно есть. Но посетителей в этих двух залах всё равно значительно меньше.
Очень много дам фотографировали друг друга на фоне картин Куинжди. И молодые:
и постарше:
Особенно с удовольствием они позировали на фона этого портрета художника-красавца работы И.Н. Крамского. Когда рядом не было подруг - делали селфи:
Что мне понравилось (не считая самой выставки).
Детские экскурсии. Я встретил две такие. На детей было любо-дорого посмотреть. Внимательно слушали экскурсовода. Очень умные глаза у детей. Чувствовались отменное воспитание и внутренняя культура.
"Взрослая" экскурсия. Я стоял вдалеке и буквально заслушался эксурсовода. Судя по всему, это был штатный экскурсовод галереи. Она никого из "чужих" не прогоняла. Только однажды очень корректно попросила, чтобы "её" экскурсанты сгрупировались в переднем ряду.
В заключение ещё немного поворчу. Ниже - просмотр фильма о Куинджи. Здесь и шведские палки, и мужчина в головном уборе. Я понимаю, если бы он ходил так, "не разувшись", на выставке в "Гараже". Там бы на него внимание не обратили. А в Третьяковке на Лаврушинском посетителям, в большинстве своём, за 60. Уверен, чтобы им было не очень приятно видеть такого "неразутого". ИМХО надо немножко думать, в какой одежде в какое общество ходишь. Это ведь совсем не сложно: снять кепку - и, например, оставить в гардеробе.
Мне показалось, что следствием то ли уже прошедшего, то ли нет "Музейного бума" стало некоторое омоложение посетителей. Если раньше, лет 5 назад, на выставке живописи художников докоммунистической эпохи, а также наших современников (например,
Бориса Мессерера) в Третьяковке ИМХО 80-90 % зрителей было в возрасте "за 60", то сейчас этот процент спустился до 60-70. Стали заметны 30-40-летние. И что радует, с детьми (младенцев не считаем). PS. Я обсудил этот момент с моими друзьями - не все с ним согласны.