Я уже когда-то писала, что фильмы, которые мне нравятся, делятся на несколько категорий:
- люблю и все, не волнует, что о них думают другие; «мои» фильмы;
- шедевры мирового кино, которые произвели колоссальное впечатление;
- шедевры мирового кино, ценность которых я признаю, но которые в меня не «попали»;
- отличные фильмы, которые понравились очень, но не дотянули до первой категории;
- просто фильмы, которые я люблю пересматривать, обычно определенных жанров, с какими-то любимыми актерами и т.д.;
- обычное и привычное кино, которым можно убить 2 часа, не напрягая мозги, в чем и заключается его ценность;
В данном посте речь пойдет о фильмах, которые получили от меня оценку в 10 баллов по 10-балльной шкале. Их всего 28, как выяснилось на КиноПоиске. Каждая оценка тщательно обдумана и проверена временем; часто бывает, что я снижаю оценку, очень редко наоборот. Фильмы здесь только из 1й и 2й категорий.
Все очень субъективно. Решающее слово всегда за эмоциями.
Собственно, список:
2001 год: Космическая одиссея | 2001: A Space Odyssey (реж. Стэнли Кубрик) - США, Великобритания, 1968 г.;
Кино невероятное, умопомрачительное, вечное, медлительное, похожее на танец галактик во Вселенной. Неописуемое. Последние минуты - пожалуй, одно из самых грандиозных моих кино-впечатлений.
Антихрист | Antichrist (реж. Ларс фон Триер) - Германия, Дания, Швеция, Франция, Италия, Польша, 2009 г.;
Этот фильм нужно просто принять таким, какой он есть. Просто сидеть и впитывать, что называется. Он очень тяжелый, сложный и многогранный. Наверное, я его никогда не пойму. И не забуду.
Бесславные ублюдки | Inglourious Basterds (реж. Квентин Тарантино) - США, Германия, 2009 г.;
Феерия безумия, слов, характеров. Больше всего я люблю в нем тарантиновскую наглость и гениальную, на мой взгляд, и почти издвательскую сатиру.
Вечное сияние чистого разума | Eternal Sunshine of the Spotless Mind (реж. Мишель Гондри) - США, 2004 г.;
The only person you can’t be with is the only person you can’t be without. Каждый раз после просмотра у меня комок в горле.
Властелин колец: Братство кольца |The Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring
Властелин колец: Две крепости | The Lord of the Rings: The Two Towers
Властелин колец: Возвращение Короля | The Lord of the Rings: The Return of the King
(реж. Питер Джексон) - Новая Зеландия, США, 2001-2003 гг.;
Мне было 9, когда я увидела «Братство Кольца». Это был мой первый поход в кинотеатр. С тех пор прошло 10 лет, а эта трилогия до сих пор имеет в моей жизни огромное значение. Каждый фильм я смотрела много десятков раз: на русском, на английском, в режиссерской версии и т.д. Для меня это эталон экранизации, бережного отношения к первоисточнику и одновременно смелости в урезании всего лишнего. Именно с этих фильмов я полюбила кино.
Девчата (реж. Юрий Чулюкин) - СССР, 1961 г.; ч/б;
Моя самая любимая романтическая комедия. Я видела ее бесчисленное множество раз, но всегда смеялась в голос, искренне следила за развитием отношений главных героев и переживала с ними все ключевые моменты. Почти все фразы - это цитаты, многие я помню наизусть.
Догвилль | Dogville (реж. Ларс фон Триер) - Германия, Дания, Швеция, Финляндия, Франция, Великобритания, Нидерланды, Норвегия, 2003 г.;
Вся мощь этого фильма дошла до меня только на третий просмотр. Каждый раз я с трудом погружаюсь в непривычную атмосферу, но всегда 3 часа пролетают незаметно. Я бесконечно восхищаюсь гением Ларса фон Триера, его умением ломать все стереотипы кино. Эта его история универсальна, правдива и резка, даже жестока. В конце кажется, что даны ответы на все вопросы, а ты все продолжаешь терзаться. И это отличный пример полной гармонии формы и содержания.
Дом. История путешествия | Home (реж. Ян Артус Бертранд) - Франция, 2009 г.; док.;
Еще одно сильнейшее кино-впечатление, хотя, казалось бы, нам просто показывают набор красивых видов на Землю с воздушного шара, сопровождаемых закадровыми комментариями. Но вместе с тем в этом документальном фильме есть суровая и беспощадная правда. И когда я смотрела на кадры африканских трущоб, сменяющихся ошеломительными видами Новозеландский гор и равнин, я не могла сдержать слез.
Огни большого города | City Lights (реж. Чарли Чаплин) - США, 1931 г.; немой, ч/б;
Мне еще предстоит оценить всю величину гения Чарли Чаплина, но этот фильм не может не тронуть. Смешная и невероятная, грустная и жизнеутверждающая история о жертвенности любви бродяги к слепой цветочнице.
Одинокий мужчина | A Single Man (реж. Том Форд) - США, 2009 г.;
Это очень стильное кино, не зря же его создал прославленный модельер. Я могу бесконечно рассматривать детали, переслушивать монологи, наслаждаться цветовыми акцентами. И филигранной игрой Колина Ферта.
Последнее танго в Париже | Ultimo tango a Parigi (реж. Бернардо Бертолуччи) - Франция, Италия, 1972 г.;
Большая полупустая квартира и два совершенно разных человека с болезненной привязанностью друг к другу. Богический Марлон Брандо с тяжелым грузом за плечами и Мария Шнайдер, кажущаяся странной и немного несерьезной. Мне кажется, это фильм о том, чем нужно пожертвовать ради другого человека и тяжелых последствиях любви.
Рассекая волны | Breaking the Waves (реж. Ларс фон Триер) - Дания, Швеция, Франция, Нидерланды, Испания, Норвегия, Исландия, 1996 г.;
Ошеломление. Гамма разнообразных эмоций и моральное опустошение. Еще один фильм о самопожертвовании и его границах, о вере и помешательстве от любви.
Седьмая печать | Det sjunde inseglet (реж. Ингмар Бергман) - Швеция, 1957 г.; ч/б;
Еще один шедевр, который потряс меня до глубины души. Гимн жизни, игра в шахматы со Смертью. Фильм, который держит мозги в напряжении всю свою протяженность и многие часы после.
Семь самураев | Shichinin no samurai (реж. Акира Куросава) - Япония, 1954 г.; ч/б;
Ода героизму и стремлению к справедливости. Трехчасовое эпическое полотно, которое мне было довольно тяжело с непривычки смотреть. Потребовалось некоторое время, чтобы полностью оценить весь размах мысли режиссера и прочувствовать его посыл. Я боюсь его кому-нибудь советовать, мне кажется, до подобных фильмов нужно доходить самому.
Сталкер (реж. Андрей Тарковский) - СССР, 1979 г.;
Мне было около 15 лет, «Сталкер» был для меня словом, связанным с компьютерной игрой и радиацией. На деле после просмотра я полчаса таращилась в экран монитора, силясь переварить увиденное. Не знаю, когда решусь на повторение, но фильм засел крепко и надежно.
Стена | Pink Floyd The Wall (реж. Алан Паркер, Джералд Скарф) - Великобритания, 1982; музыка;
Этот фильм описать, наверное, труднее всего, потому что он просто не поддается описанию. Его тоже нужно просто впитывать, наслаждаясь великим альбомом Pink Floyd.
Страсти Жанны д`Арк | La passion de Jeanne d'Arc (реж. Карл Теодор Дрейер) - Франция, 1928 г.; немой, ч/б;
Какое счастье, что «Страсти» я посмотрела на большом экране и под живой аккомпанемент. Во время просмотра я испытала злость, отчаяние, боль, неверие, просветление, восхищение. На данный момент, игра Рене Фальконетти является для меня самой сильной из всех, что я видела.
Тайная жизнь слов | The Secret Life of Words (реж. Изабель Койшет) - Испания, 2005 г.;
Тонкая, пронзительная, наполненная болью и грузом прошлого история любви. Каждый раз она меня ошеломляет и вдохновляет. Очень тяжелый фильм, который я прочувствовала каждой клеточкой своего тела.
Титаник | Titanic (реж. Джеймс Кэмерон) - США, 1997 г.;
Во-первых, этот фильм я люблю уже на протяжении почти 15 лет. Он никогда не надоест, никогда не сможет разонравиться. Самая красивая и самая грандиозная история любви.
Хейма | Heima (реж. Дин ДеБлуа) - Исландия, 2007 г.; док., музыка;
Для меня это не просто набор концертных выступлений одной из самых любимых групп. Это полуторачасовая ода любви родной стране. Во время просмотра кажется, что ты сам сейчас находишься в этом невероятном, инопланетном месте под названием Исландия. Музыка и картинка сплетены воедино, они поглощают тебя целиком. И оставляют навязчивое, зудящее желание прямо сейчас купить билет в один конец.
Хранители | Watchmen (реж. Зак Снайдер) - США, 2009 г.;
На первый взгляд это обычный фильм о супергероях. Неправда. Как раз таки необычный. Здесь и суперспособностей-то нет, не то, что привычных героев. Я в этом фильме люблю натурализм и правдивость происходящего, какой бы абсурдной эта мысль ни казалась. И темную, гнетущую атмосферу.
Безумцы | Mad Men (автор идеи Мэтью Вайнер) - США, 2007-2015 гг.; сериал;
На самом деле, я не знаю, как в паре строчек выразить мое бесконечное восхищение этим творением гения Вайнера. Я категорически отказываюсь понимать, как сериал умудряется с каждым сезоном становиться все лучше и лучше. Я не представляю, как так вышло, но сейчас герои в нем как будто стали жить собственной жизнью, независимо от воли сценариста. Мир Вайнера чрезвычайно глубок и насыщен деталями, характеры филигранно прописаны, а атмосфера полностью отгораживает зрителя от реальности. Этот сериал - нечто, выходящее не только за грани телевидения, но и кинематографа в широком смысле в целом.
Человек с киноаппаратом (реж. Д. Вертов) - СССР, 1929 г.
Новый Свет | The New World (реж. Т. Малик) - США, Великобритания, 2005 г.
Головокружение | Vertigo (реж. А. Хичкок) - США, 1958 г.
Исчезнувшая | Gone Girl (реж. Д. Финчер) - США, 2014 г.
Социальная сеть | The Social Network (реж. Д. Финчер) - США, 2010 г.
Бёрдмэн | Birdman or (The Unexpected Virtue of Ignorance) (реж. А.Г. Иньярриту) - США, 2014 г.
Безумный Макс: Дорога ярости | Mad Max: Fury Road (реж. Дж. Миллер) - Австралия, США, 2015 г.
Персона | Persona (реж. И. Бергман) - Швеция, 1966 г.
Сансет бульвар | Sunset Blvd. (реж. Б. Уайлдер) - США, 1950 г.
Виридиана | Viridiana (реж. Л. Бунюэль) - Испания, Мексика, 1961 г.
Резюмируя,
3 фильма Ларса фон Триера
3 - документальных (хотя тут все условно)
2 - Ингмара Бергмана, Дэвида Финчера
2 - музыкальных
1 - сериал
9 - черно-белых
3 - немых
15 - вышли после 2000 года
16.04.16. Обновлено. Убрана нумерация, некоторые фильмы, добавлены 10 названий, к которым будут дописаны пояснения (когда-нибудь), отредактирована статистика