Ислам и Коран как идеальная методика манипуляции сознанием. П.А. Сарапульцев

Feb 21, 2012 21:24



Полная версия на http://samlib.ru/s/sarapulxcew_p_a/

В современном мире ислам является наиболее быстро растущей религией.   Общее количество мусульман в мире составляет, по разным оценкам, от 1,2 млрд. (1) до 1,57 млрд. (2).

Конечно, с  30-х годов VII века и до  XVII века распространение ислама в основном осуществлялось  за счёт захватнических походов потомков и последователей Мухаммеда. Однако не следует думать, что мусульмане очень жёстко навязывали свою религию. Как пишет историк А.Б. Широкорад: «Вопреки мнению большинства отечественных и западных историков турецкие завоевания XV-XVI веков объясняются в первую очередь поддержкой народных масс, точнее большинства населения соответствующего региона или по крайней мере существенной его части.  … Да, турки разрушили часть православных церквей, но в целом в империи имела место веротерпимость, как к христианам, так и к евреям. … к примеру, одно из главных обвинений, предъявляемых туркам: «налог кровью», то есть отбор мальчиков-христиан в школы, готовившие янычар и чиновников. Так вот руководили этим процессом не султанские чиновники, а греческие попы. Самое забавное, что они иной раз брали взятки от мусульман, чтобы их детей, записав в христиане, отправили учиться» (3).

В настоящее время увеличение численности мусульман происходит, как за счет иммиграции мусульманского населения (Западная Европа), так и за счёт прямой пропаганды в   странах с отсутствием моно конфессиональных этносов (Африка). Оценить насколько часто обращаются в ислам представители традиционно немусульманских этносов достаточно сложно.  Тем не менее, по данным Американского мусульманского альянса, ежегодно в ислам обращается 135 тыс. человек, причём от 20 до 30% мусульман - новообращенные.  Английский Исламский центр говорит о 14 тыс. обращений в Великобритании в год, а французские статистические органы склонны считать, что в Европе каждый год обращается в ислам не меньше 50 тыс. человек (4).

Естественно, что принципиальное изменение взглядов и представлений о жизни большого количества людей под влиянием устных или письменных проповедей не может быть ни чем иным кроме как следствием манипуляции их сознанием.  Конечно, объекты манипуляции никогда не согласятся с подобным выводом, поскольку с одной стороны «манипуляция - это скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции», а с другой стороны «один из надежных признаков того, что в какой-то момент осуществляется большая программа манипуляции сознанием состоит в том, что люди вдруг перестают внимать разумным доводам - они как будто желают быть одураченными» (5).


Для того, чтобы доказать выдвинутое положение о том, что ислам  действительно использует  технику и  приемы манипуляции сознанием, имеет смысл проанализировать текст  Корана, являющегося  принципиальной основой всего учения ислама, используя классификацию и признаки отдельных приёмов манипуляции сознанием, собранных  в монографии С.Г. Кара-Мурзы (5).  В дальнейшем все цитаты из этой монографии будут выделяться  курсивом. А для анализа текста Корана в целях удобства читателей, не занимавшихся прежде специальным изучением ислама, предлагается использовать его перевод, сделанный Абу Аделем, поскольку в нём приводятся ссылки и разъяснения не совсем понятных фраз и положений (6).

Начать анализ имеет смысл с языка слов, поскольку «внушаемость посредством слова - глубинное свойство психики, возникшее гораздо раньше, нежели способность к аналитическому мышлению», причём сила его воздействия заключается «не в информационном содержании, а в суггесторном воздействии». Эффективность воздействия слова зависит, как от личности человека, занимающегося манипуляцией (он должен быть «харизматическим лидером»), так и от языка, на котором осуществляется манипуляция.

Блестящий манипулятор должен быть «харизматическим лидером».  Как пишет С. Московичи: «Могущество…  происходит не из того, что говорится, а из  „магии“ …  человека, который говорит» (7). То, что Мухаммед был именно таким харизматическим лидером не вызывает сомнения: начав свои проповеди в сорокалетнем возрасте в 610 году, он, не имевший никакого философского или религиозного образования, добился того, что к его смерти в 632 году в ислам был обращён весь Аравийский полуостров.

При манипуляции сознанием оптимальным считается использование разговорного, а не официального языка, поскольку разговорный  «рождается из личного общения людей, которые излагают свои мысли - в гуще повседневной жизни. Поэтому он напрямую связан со здравым смыслом (можно сказать, что голос здравого смысла «говорит на родном языке»)».

Хотя среди сторонников ислама принято считать, что Коран был ниспослан не только арабам, но и всему человечеству:

Коран: 21:107. И Мы послали тебя (о, Мухаммад) только как милость для миров [кто уверует в тебя, как в Посланника, тот будет счастлив и преуспеет как в этом мире, так и в Вечной жизни].

Тем не менее, Коран был записан со слов Мухаммеда на  арабском языке, и большинство богословов считает, что содержание Слова Всевышнего не может быть передано ни на каком другом языке (8). А поэтому, например,  перевод не может служить заменой Корану во время намазов (9).

И всё же основной причиной того, что Коран был написан не на языках народов прародителей Единобожия (древнееврейском, латинском и древнегреческом), а на арабском, являлась необходимость понимания смысла новой религии соотечественниками Пророка. О чём прямо говориться в Коране:

Коран: 41:44. А если бы Мы сделали его [Книгу, которую ниспослали тебе, о Мухаммад] Кораном иноязычным [на другом языке], то они [многобожники], однозначно, сказали бы: «О если бы его аяты были разъяснены (на арабском языке) (чтобы мы могли понять их смысл)!» Разве (может быть так, что Книга ниспосылается) на ином языке, а (Посланник говорит) на арабском?..

Однако для неарабского населения завоёванных стран, принявших ислам, арабский язык не был родным, и, следовательно, эффект манипуляции их сознанием осуществлял уже сам текст Корана, пусть и усвоенный из  вольных пересказов «пятничных» мулл.

В определённой степени  манипуляторный эффект текста Корана подтверждается наличием феномена широкого распространения исламского фундаментализма среди традиционно неисламских этносов (10). Ибо для того, чтобы требовать точного  соблюдения канонов Корана (а в этом и заключается исламский фундаментализм),  их надо точно знать, а это  невозможно без серьёзного изучения текста Корана, в свою очередь требующего наличия определённого образовательного уровня. Это кстати может объяснить и то, что «американские мусульмане в целом и по образованию, и по уровню жизни стоят выше среднего американца, 58% из них имеют высшее образование» (4).

Таким образом, использование арабского языка при создании Корана могло способствовать распространению ислама только среди арабского населения, но основную роль в распространении ислама играли и играют те механизмы воздействия на психику человека, которые заложены в самом тексте Корана.

Одним из хорошо доказанных механизмов манипуляции сознанием является язык образов. Впервые в литературе обратил внимание на значимость специально создаваемых образов в манипуляции сознанием Ле Бон: «Толпа…  восприимчива только к образам. Только образы могут увлечь ее или породить в ней ужас и сделаться двигателями ее поступков».  При этом «могущество слов находится в тесной связи с вызываемыми ими образами и совершенно не зависит от их реального смысла» (11). Эффект подобного воздействия  с точки зрения психологии объясняется тем, что вовлечение в толпу и подчинение ей приводит к утрате личностного сознания и нивелированию его до  уровня  подросткового, а то и детского сознания,  которое как раз и «отличает эмоциональная отзывчивость на обращенную к ним образную речь» (12).

И хотя внушение истин ислама осуществлялось и осуществляется не только и даже не столько в толпе, однако именно образность принципиальных идей Корана способствовала  и способствует внедрению этих идей в психику прозелитов. Дело в том, что, создавая Коран, Мухаммед ориентировался, прежде всего, на психологию большинства своих сограждан, у которых в силу этнических (почитание старших) и культурных установок племенного уклада жизни в основном преобладало детское сознание, основанное на использовании сознанием образов, а не логических построений. Не случайно и в наше время ненасильственное распространение ислама происходит или в наиболее отсталых странах, или среди наименее окультуренного населения развитых стран.

Естественно, что основной идей Корана, требующей внедрения в сознание будущих прозелитов, было доказательство всесилия и величия единого Бога - Аллаха. И здесь Мухаммеда подстерегала, казалось бы, непреодолимая  дилемма. С одной стороны оптимальным способом внушения было бы живописное описание великого и всемогущего божества (вспомним только какое мощное воздействие на психику оказывали и оказывают гениальные скульптуры и картины античного и христианского периодов истории), но с другой стороны Мухаммед не мог использовать визуальное описание Аллаха, поскольку при противопоставлении вновь создаваемой религии  многобожию и христианству, представлявших богов подобными человеку или животным, подобное копирование низводило Аллаха до уровня остальных богов.  И поэтому ему пришлось отказаться от визуального описания Бога и постулировать, что человек вообще не способен охватить Бога взором:

Коран: 6:103 «Не постигают Его взоры…»

Конечно,  человек способен откликаться на речевые сообщения других людей созданием чисто языковых «образных представлений», обеспечивающих как «постоянное движение языковой мысли», так и  «всевозможные перетекания одних представлений в другие» (13), но интеллектуальный уровень новообращаемых не позволял Мухаммеду надеяться на усвоение ими сложных логических построений типа Святой троицы.

Казалось бы, непреодолимый тупик, но Мухаммед нашёл блестящий выход из данной ситуации, начав с первой суры описывать не внешность, а деяния Аллаха и его отношение к своим приверженцам. Постепенно, но последовательно Мухаммед создавал в сознании своих приверженцев доступный и понятный им образ отца: пусть всемогущего, грозного и всезнающего, но заботливого и внимательного даже в мелочах, всегда готового прийти на помощь. Таким образом, пусть и неосознанно Мухаммед  использовал  метод манипуляции сознанием с помощью образов, который, по мнению С. Г. Кара-Мурзы, «состоит в наличии двойного воздействия - наряду с посылаемым открыто сообщением манипулятор посылает адресату «закодированный» сигнал, надеясь на то, что этот сигнал разбудит в сознании адресата те образы, которые нужны манипулятору. Это скрытое воздействие опирается на «неявное знание», которым обладает адресат, на его способность создавать в своем сознании образы, влияющие на его чувства, мнения и поведение».

Для подтверждения формирования в Коране образа Бога - отца достаточно привести только несколько аятов, подтверждающих наличие вышеуказанных отцовских качеств:

Всемогущество и все властность:

Коран: 42:49. Аллаху (принадлежит) (вся) власть [полное владение и управление] над небесами и землей; Он создает то, что пожелает, (и) Он дарует, кому пожелает, (только) женское потомство [дочерей] и дарует, кому пожелает, (только) мужское потомство [сыновей].

42:50. Или Он сочетает их [потомство], как мужского пола и женского [дарует обоих полов], а кого пожелает, делает бесплодным [у которого не будет детей]: (ведь) поистине, Он - знающий [знает, что творит], могущий (создать то, что пожелает)!

Всеведение:

Коран: 9:78. Разве они [лицемеры] не знали, что Аллах знает их тайное [то, что они таят в своих душах] и их скрытые разговоры и что Аллах - Знающий (всё) Сокровенное.

11:5. … (Ведь даже) в то время, когда они (ночью) закрываются своими одеждами (ложась спать), знает Он, что они скрывают (в своих душах) и (Он знает) что они (днём) совершают открыто! Поистине, Он [Аллах] знает про то, что в грудях [душах] (Его творений)!

Всезнание:

Коран: 6:59. И у Него - ключи сокровенного [знание о начале Дня Суда, где и когда будет идти дождь, что произойдёт в будущем, где умрёт человек,…]. Не знает это никто, кроме Него. И Он знает (всё), что на суше и на море. И (какой-бы) лист (растения) ни упал, Он знает об этом [Он знает когда и куда упадёт этот лист]. И нет (ни одного) зерна во мраке земли, и нет (ничего) свежего или сухого, чего не было бы в (некой) ясной книге [в Хранимой Скрижали].

Справедливость:

Коран:16:90. Поистине, Аллах повелевает (Своим рабам) (придерживаться) справедливости (как по отношению к Нему Самому) (и также по отношению к Его рабам), (проявлять) искреннее благодеяние (как по отношению к Нему Самому) (и также по отношению к Его рабам) и (давать) дары родственнику [родственникам] (что является благочестием к ним и поддержкой родственных отношений); и Он удерживает от мерзости [плохих слов и дел], неодобряемого [всего того, чем Он не доволен] и злодеяния (по отношению к людям). Он увещевает вас, чтобы вы помнили (повеления Аллаха) (и исполняли их)!

Заботливость:

Коран: 6:95. Поистине, Аллах раскрывает зерно (чтобы оно дало побег) и косточку (чтобы из него выросло дерево); выводит Он живое из неживого [человека из семени, птицу из яйца] и выводит неживое из живого [семя из человека, яйцо из птицы]! Вот таков Он вам Аллах! Но до чего же вы отвращены (от Истины) (поклоняясь кому-то ещё, кроме Него)!

6:96. Выводит Он рассвет [светом рассеивает темноту] и ночь делает покоем [временем, когда отдыхают люди], и (сделал) солнце и луну (двигающимися) по (точному) расчёту. Таково установление (Аллаха) Величественного (в Своём владычестве), Знающего (Который знает всё)!

6:97. И (только) Он [Аллах] - Тот, Кто устроил для вас (о, люди) звёзды, чтобы вы находили по ним путь (во время дальних поездок) в темноте суши и моря. (И вот) уже Мы разъяснили знамения [ясные доказательства] для людей, которые знают (о величии Аллаха)!

21:80. И научили Мы его [Дауда] делать кольчугу [одежду воина, представляющую собой переплетённые между собой маленькие кольца] для вас, чтобы она [кольчуга] уберегала вас (о, люди) от вашей ярости [от ударов оружием]. Разве же вы являетесь благодарными?

23:18. И низвели Мы с неба воду по мере (потребности творений в ней) и поместили её на Земле, и Мы в состоянии её [низведённую воду] удалить.

23:19. И Мы вырастили ею [этой водой] для вас сады из пальм и винограда; для вас в них [в садах] многие плоды, и их [плоды] вы едите, -

23:20. и (также Мы вырастили для вас этой водой) (оливковое) дерево, которое исходит из (горы) Тур (в местности) Синай; оно выращивает масло и приправу для едящих.

23:21. И, поистине, для вас в (домашнем) скоте, однозначно, (есть) назидание: Мы поим вас тем, что у них в животах [молоком], и для вас в них [в скоте] много (другой) пользы (как шерсть, шкуры,…), и ими вы питаетесь,

23:22. и на них [на верховых животных], и на суднах вы переноситесь

Готовность прийти на помощь:
Коран: 23:17. …Мы не небрежны к творениям [Мы не забываем тех, кого Мы сотворили, и только поэтому существует этот мир и жизнь в нём].

8:10. Ведь победа (даётся) только от Аллаха (а не по причине численного и силового преимущества); поистине, Аллах - величественный (в Своём владычестве), мудрый (в Своих решениях и повелениях)!

33:9. О вы, которые уверовали! Помните о благодеянии Аллаха вам, когда пришли к вам войска. И Мы послали на них ветер и войска [ангелов], которых вы не виделиИ Аллах видит то, что вы делаете!

Определённое значение в манипуляции сознанием играют и другие знаковые системы. В частности значение  языка  чисел в манипуляции сознанием обусловлено как тем, что «в числе, как и в слове, заложены множественные смыслы», часто с «глубоким мистическим и религиозным содержанием», так и  тем, что языка  чисел «кажется максимально беспристрастным, он не может лгать».

В тоже время в Коране Мухаммед крайне редко использует числа для манипуляции сознанием, и это при том, что ещё в древней Греции существовала, разработанная Пифагором достаточно сложная нумерологическая система, которую он считал самым важным открытием в своей жизни.

Дело в том, что Мухаммед прекрасно понимал, кто будет усваивать его религию. Вряд ли большинство жителей Аравийского полуострова живущих, а вернее выживающих в зонах пустынь и редких оазисов имели время на обучение тонкостям математической философии. Но одно священное число они не могли не знать. Это число семь.

Ибо ещё в глубокой древности люди подметили, что человек воспринимает окружающий мир (свет, запахи, вкус, звуки) через семь “отверстий” в голове (два глаза, два уха, две ноздри, рот), что на небе видимы невооружённым глазом только семь светил, одинаково удалённые   друг от друга  (Солнце, Луна, Венера, Марс, Меркурий, Юпитер, Сатурн), а увеличение и уменьшение  размеров Луны укладывается в две семёрки.

Поэтому практически не было ни одной религии древнего мира, в которой бы не признавалась священной цифра 7: В Египте цифра 7 являлась  символом вечной жизни и принадлежала богу Осирису, в храме богини Нинту в шемерском царстве было 7 дверей и 7 ворот, в Древней Греции цифра 7 считалась символом Аполлона.

Наконец в той части Библии, которая признаётся иудеями, сам Бог дал предписание Моисею на горе Синай об изготовлении священного семисвечника  -  Меноры: «И сделай светильник из золота чистого…  Смотри же, и сделай их по образцу, какой тебе показан на горе» (Исх.25:31-40).  Причём по преданию изготовление этого священного символа оказалось сложным даже для пророка, и Всевышнему пришлось самому сотворить светильник  (Мидраш Бамидбар Раба 15:4). Не случайно еврейский философ Филон Александрийский считал, что мир имеет семь небес, состоящих из семи планет и семи сфер, а потому золото меноры и её свет символизируют Божественный свет.  (Иудейские Древности III, 7:7)

Естественно, что жители Аравии, постоянно обслуживающие торговые караваны и сами занимающиеся торговлей, просто не могли не знать тех или иных объяснений святости числа семь. Вот почему Мухаммед использовал число семь для исчисления созданных Аллахом небес, ибо это число не могло вызвать возражений и больше того дополнительно подтверждало  истинность его  проповедей:

Коран: 67:3. Который создал семь небес рядами (один над другим). Ты (о, человек) не увидишь в творении Милостивого никакой несоразмерности. Обрати же свой взор (ещё раз, если сомневаешься): видишь ли ты какие-либо трещины [недоделки]?

71:15. Разве вы не видите, как сотворил Аллах семь небес рядами [одно над другим]?

71:16. И сделал луну в них [внутри этих небес] светом, и сделал солнце светильником.

Не случайно и во время паломничества в священную Мекку паломники совершают 7 кругов вокруг священного камня Кааба.

Конечно, любой человек может, используя присущую ему логику воспротивиться манипуляторному воздействию, и потому манипулятор должен уметь  «вторгнуться» в мыслительный процесс  «и лишить человека возможности делать правильные умозаключения. Уже внеся хаос в логическую цепочку, манипулятор достигает очень многого: человек чувствует свою беспомощность и сам ищет поводыря. А если удается так исказить логическую программу, что человек «сам» приходит к нужному умозаключению, тем лучше. С помощью этих приемов у значительной части населения удается отключить способность к структурному анализу сообщений и явлений - анализ сразу заменяется идеологической  оценкой».

Очень важным способом достижения успешного проведения манипуляции сознанием является правильное использование ассоциативного мышления и метафор. «В фундаментальной «Истории идеологии» сказано, что создание  метафор  - главная задача идеологии. Поэтически выраженная мысль всегда играла огромную роль в соединении людей и программировании их поведения, становилась поистине материальной силой. Метафоры, включая  ассоциативное мышление, дают огромную экономию интеллектуальных усилий. Именно здесь-то и скрыта ловушка, которую ставят манипуляторы сознанием»

Но с первого взгляда поиск метафор в Коране представляется почти бессмысленным.  Дело в том, что «Ислам - религия закончившегося Откровения, результатом которого стал Текст - Корана, поэтому «традиционалисты (например, ханбалиты) вообще отрицали саму возможность какой бы то ни было интерпретации Текста, более того такой традиционалист, как Ибн-Таймийя пытался даже доказать отсутствие метафор  не только в Коране, но даже и в самом арабском языке.  По мнению традиционалистских улемов, иносказания это качество присущее людям, а Аллах вел в своей Книге прямую речь и для Него не было необходимости применять их» (14).

Тем не менее, уже в IX-X веках, возможно под влиянием античного наследия, в частности - риторических и теоретико-поэтических произведений Аристотеля,  начался поиск новых методов экспликации Текста. В частности появилось понятие метафоры  (маджаза) (15), под которым понималось иносказание, оборот речи, имеющий переносный смысл и основанный на  какой-нибудь аналогии, сходстве, сравнении с чем-либо.

«Известно, что человек, чтобы действовать в своих интересах (а не в интересах манипулятора), должен реалистично определить три вещи: нынешнее состояние, желательное для него будущее состояние, путь перехода от нынешнего состояния к будущему. Соблазн сэкономить интеллектуальные усилия заставляет человека вместо изучения и осмысления всех этих трех вещей прибегать к ассоциациям и аналогиям», которые  «отсылает его к иным, уже изученным состояниям».

Оптимальным для манипулятора является «переход взятого за эталон образа из рационального мышления в воображение», для чего он отбрасывает существующую  культурную норму,  «которая запрещает предлагать как желаемую или приемлемую вещь то, что ты не испытал на собственном опыте».

Судя по всему Мухаммед прекрасно понимал желания и чаяния своих соотечественников, и потому описание Рая у него не просто гораздо полнее и конкретнее, чем у создателей предшествующих святых книг (Библии, Торы и Евангелия), но и полностью соответствует представлениям о прекрасном арабских воителей.

Мусульмане, удостоившиеся Рая, избавлены даже от скучной обязанности непрерывно восхвалять Аллаха, поскольку эта работа остаётся за ангелами:

Коран: 21:20. Они [ангелы] восхваляют (Аллаха) ночью и днём, (никогда) не ослабевая (от восхваления).

41:38. …и они не испытывают скуки (от этого).

В принципе истинно верующие согласно  Корану должны получить именно то, что они хотели бы иметь, но не получили при жизни:

Коран: 35:33. …украсятся браслетами из золота и жемчугом; и одеяния их там шелковые.

76:21. На них (будет) одеяния зеленые из атласа [тонкого шёлка] и парчи [плотного шёлка]. И (будут) украшены они браслетами из серебра…

52:54. (Возлежат они) облокотившись на ложа, подкладка которых из (толстой) парчи, а сорвать плоды в (этих) обоих (райских) садах - близко [не нужно ходить и искать их].

76:13. (Возлежа) облокотившись там на (разукрашенных) ложах, не увидят они там ни солнца [жары], ни стужи.

76:14. И (будет) близка к ним тень их [райских деревьев]…

43:71. Их (в Раю) будут обносить блюдами из золота и чашами. И в нём [в Раю] (будет) то, что пожелают души и чем услаждаются очи…

52:19. Кушайте и пейте, блаженствуя, за то (благое и праведное), что вы совершали (в своей земной жизни),

56:20. и (обходят их слуги также с) плодами из тех, что они выберут,

56:21. и мясом птиц из тех, что пожелают.

Особое внимание Мухаммед уделяет описанию идеальной выпивки:

Коран: 76:15. И будут обходить их (юные слуги) с сосудами из (чистого) серебра и кубками хрусталя -

76:16. хрусталя (сделанного) из серебра, которые измерены (точной) мерой [в них содержится ровно столько напитка, сколько желает обитатель Рая].

ислам, религия, мораль, исламский мир, Коран, заповеди

Previous post Next post
Up