В настоящее время, на волне предвыборной риторики, те или иные события или идеи с завидной частотой аппелируют или борются с такими понятиями, как либерализм и популизм. Хотелось бы уточнить и раскрыть смысл данных формулировок.
ЛИБЕРАЛИЗМ.
Пожалуй, лучше всего принципы либерализма, включая и отношение либерализма к свободе воли, изложены в постулатах философа-либерала Айн Рэнд: «Жизнь есть самоцель, а не средство для достижения каких-то целей или обеспечения благосостояния других…. Жить ради самого себя - значит считать высшей моральной целью достижение собственного счастья».
«Добродетель Независимости», заключается в «принятие человеком ответственности за формирование собственных суждений и за устройство жизни согласно собственным умозаключения»
«Добродетель Справедливости», означает «что никто не должен сам стремиться к получению и не должен допускать получения другими того, что не заработано и не заслужено, ни в материальной, ни в духовной сфере».
«Добродетель Верности Себе», означает «что никто не должен жертвовать своими убеждениями ради взглядов или желаний других людей».
«Добродетель Честности», означает, «что никто никогда не должен пытаться… фальсифицировать реальность».
Понимая опасность того, что постановка цели - «жить ради самого себя» - может привести к появлению ещё одной теории субъективистской этики, когда для человека «плохим и хорошим может быть всё, что он сам выберет,… и что вопрос лишь в том, как выйти сухим из воды», Айн Рэнд снова предлагала обратиться к помощи разума, поскольку, по её мнению, любой разумный человек никогда «не разрушает собственную жизнь, пытаясь добиться исполнения сиюминутных желаний, которые могут перечеркнуть все его ценности». Но самым важным принципом, определяющим для человека его взаимодействия с другими людьми, с точки зрения Айн Рэнд, является принцип справедливого обмена. Ибо он - «единственный разумный этический принцип для любых человеческих взаимоотношений, личных и общественных, частных и публичных, духовных и материальных», поскольку именно он формирует равенство людей между собой, ибо «человек, участвующий в таких отношениях... никогда не отдаёт и не берёт ничего задаром. Он относится к людям не как к хозяевам или рабам, а как к равным и независимым личностям... Он не перекладывает на других ответственность за свои неудачи и не расплачивается за неудачи других».
«Чтобы верно определить, стоит ли помогать другому человеку и в каких случаях, нужно опираться на собственную рациональную заинтересованность и собственную иерархию ценностей: время, деньги или усилия, которые надо потратить, риск, на который необходимо пойти, должны быть пропорциональны ценности, которую предоставляет для вас другой человек».
«Только в чрезвычайной ситуации человек должен добровольно оказывать помощь чужим людям, если это в его силах,… но при этом не ценой собственной жизни…. и эта помощь будет жестом великодушия, а не моральной обязанностью».
«Единственное достойное, моральное предназначение правительства - это защита прав человека, то есть защита его от физического насилия, защита его права на жизнь, на свободу, на владение имуществом и на достижение счастья». Именно при таком «общественном устройстве Частное лицо может делать всё, кроме того, что запрещено законом; государственный чиновник не может делать ничего, кроме того, что разрешено законом».
Понятно, что государство не должно руководствоваться достаточно абстрактными моральными ценностями, в основе его деятельности должны лежать чёткие правовые нормы. Поэтому «права - это… связь между моральным кодексом человека и законодательством в обществе, между этикой и политикой. Права личности - это способ подчинения общества моральному закону». Причём, основными нарушителями прав свободного человека являются не отдельные аморальные типы, а социально ориентированные государства, прикрывающие своекорыстные интересы требованиями общества. Критикуя обоснованность подобных требований Айн Рэнд заявляет: «Поскольку на самом деле нет такой единой сущности, как «общество», поскольку общество - это просто набор личностей, то на практике это означало, что правители общества… имели полную власть и требовали слепого подчинения, согласно подразумеваемому принципу: «хорошо то, что хорошо для общества (племени, расы, народа), а приказы правителя - выражение общественных нужд.
Так было при всех тоталитарных режимах, при всех вариантах альтруистско-коллективистской этики, мистических или общественных. В первом случае политическая теория сводилась к «правам королей данным им Богом», во втором - к девизу «Глас народа - глас Божий»… Политически все эти системы - варианты аморального общества».
ПОПУЛИЗМ (от латинского populus - народ), общественные течения и движения… апеллирующие к широким массам…
В политологии существует широкий спектр оценок популизма - от апологетики в качестве модели "непосредственной" демократии до резкой критики и отождествления с демагогией. (Современный энциклопедический словарь). Тем не менее, основным составляющим популизма является авторитетный лидер, предлагающий простейшее решение социальных проблем.