Стокгольмский синдром принцессы

Aug 17, 2016 12:59



Стокго́льмский синдром (англ. Stockholm Syndrome) - термин популярной психологии, описывающий защитно-бессознательную травматическую связь, взаимную или одностороннюю симпатию, возникающую между жертвой и агрессором в процессе захвата, похищения и/или применения (или угрозы применения) насилия. […] Бытовой стокгольмский синдром, возникающий в доминантных семейно-бытовых отношениях, является второй наиболее известной разновидностью стокгольмского синдрома.
(Википедия)
В интернете (да что там в интернете - в каждой второй книге про драконов) очень часто встречается наверное уже всем известная модель, которая почему-то считается крайне оригинальной: принцесса сидит в заточении и ждет принца. Охраняет же принцессу заточивший ее в плен дракон. Лично. Принцесса ждет принца, но принца все нет, вот принцесса и влюбляется в дракона, благо тот образован, умен, интересный собеседник и вообще. И когда появляется принц, уже поздно - принцесса благополучно влюбилась в дракона и собирается жить с ним долго и счастливо. К примеру: http://vk.com/feed?w=wall-45091870_104857.

Популярнейший сюжет, обмусоленный в любой мало-мальски завязанной на драконах и принцессах книге. Восхитителен он тем, что является прекрасным примером подмены понятий и пресловутого стокгольмского синдрома. И если оставить в стороне невыносимую пошлость (в смысле "банальность", а не "сексуальность") этого сюжета, - ведь оригинальность этого сюжета умерла, не успев еще толком появиться, - то получается примерно следующее.

Имеется дракон, который отобрал у принцессы свободу. Имеется принц, который желает вернуть принцессе свободу. Из всех участников сюжета именно принц обычно оказывается самым неинтересным, - он ведь положительный персонаж, что в нем может быть интересного? То ли дело дракон! То ли дело инфантильная принцесса! Позиция принцессы здесь выглядит так: "я ждать или терпеть что-то не согласна. Если мне приходится ждать принца, если он не оказывается моментально у моих ног, то я выберу лучше дракона". То есть образ человека, совершающего подвиги ради принцессы, полностью нивелируется, а выбирает принцесса отрицательного персонажа, который лишает ее свободы, и принцесса находит в этом массу обаяния.

Дракон - это тот, кто держит принцессу в плену. Враг. Принц - тот, кто дает принцессе свободу. Друг. Принц - неинтересный персонаж, который никому не нужен, дракон - интересный персонаж, и он принцессе нужен. И принцесса своим поведением показывает, что свобода-то ей толком и не нужна. Ей нужен кто-то, кто будет управлять ее свободой, то есть - иметь над ней контроль. А это, как известно, позиция жертвы. Сам собой напрашивается вопрос - зачем тогда принца вообще ждала-то? Чтобы освободил или чтобы стал новым хозяином?

Я знаю, что сильные личности, способные на решительные поступки, и даже зачастую нарушающие личные границы, вызывают невольное восхищение. Тем не менее, это самое восхищение может быть причиной роковой ошибки, - принцесса забудет, что она в плену, и будет жить долго и счастливо. В плену обаятельной сильной рептилии, который распоряжается свободой принцессы. А когда кто-то распоряжается чьей-то свободой, то это уже не отношения, а самый настоящий, пардон, абьюз.

Дракон-то ведь владеет принцессой. Он может с ней вести умные беседы, может платья дарить, а может убить, покалечить или изнасиловать. И ему за это ничего не будет, потому что он - дракон, и принцесса принадлежит ему. Животное, пусть и сказочное. Агрессивное и злое, пусть и наделенное интеллектом (что, кстати, под большим вопросом). Хищник. Зверь. Монстр. И если бы в сказке хотели показать глубокий внутренний мир и переживания отрицательного героя, то это была бы сказка не про принцессу и "дракона", а про принцессу и "томного длинноволосого парня с грустными глазами непонятого гения и добрым сердцем". Но это сказка про дракона, и не зря в сказке именно дракон, а не кто-нибудь еще - потому что это страшный враг, и от этого, кстати, и происходит подвиг принца - победить страшного врага ради принцессы. И роковая ошибка принцессы дополняется тем, что дракону приписывается то, что ему несвойственно - любовь, понимание и забота, например.

И тем не менее, сколько поклонников у обаятельных драконов! И потенциальные принцессы даже не задумываются, насколько далеки от реальности доброжелательные обаятельные драконы. Дракон на то и дракон, чтобы брать принцесс в плен и держать взаперти. И ждать здоровенную ящерицу, которая предупредительно положит пленную принцессу в инкрустированную бриллиантами клетку, полную комфорта и интересных книг, и будет вести интеллектуальные беседы по вечерам, как минимум нелогично и глупо.

Но ведь так хочется же! И ведь проецируют это на реальную жизнь! И получаются у принцесс потом такие отношения, где она вдруг с удивлением и разочарованием замечает, что тот вроде бы добрый и заботливый дракон, на которого она спроецировала ожидание ласки и любви, оказался тем, чем являлся с самого начала - драконом, - и начинает распоряжаться ее свободой.

Дорогие принцессы! Будьте счастливы, любите кого вам нравится, и самое главное - никогда никому не отдавайте своей свободы.
Previous post Next post
Up