Краткий конспект книги Ричарда Фридмана «Исход» (Часть 3)

Apr 05, 2019 19:33

1. Кем был Моисей? Гипотезы

1.1. Самое раннее известное упоминание Яхве

Среди племен Западной Азии, живших в Египте, было одно, по имени «шасу». В Египте найдены две надписи, в которых упоминаются «Шасу, принадлежащие Яхве» («Shasu of yhwh»). Это - старейшие из известных небиблейские упоминания Яхве.

Шасу жили поблизости от Мидиан, к юго-востоку от Израиля, рядом с Эдомом. Известный египтолог, Дональд Редфорд (Donald Redford), относит одну из этих надписей к концу пятнадцатого века до н.э. и считает шасу тем источником, от которого поклонение Яхве было позаимствовано израильтянами.[1] Автор книги соглашается с Редфордом и уточняет, что позаимствовали культ Яхве не все израильтяне, а левиты.

1.2. Гипотеза первая. Моисей - мидианитянин

1.2.1. Что говорит о Моисее древнейший левитский источник E

В источнике E Мидиан и мидианитяне играют важную роль.



1. В книге Бытие рассказывается о патриархе Аврааме, его жене Саре и наложнице Агари. От Сары родился сын Исаак, от Агари - Измаил. Но E добавляет к этой истории нечто отсутствующее в других источниках. Согласно E, Авраам взял еще одну жену по имени Кетура. От нее он имел шесть сыновей. Четвертый из них Мидиан (Бытие 25:1-2). Таким образом, согласно источнику E, мидианиты ведут свою родословную от патриарха Авраама. Далее источник E повествует историю правнука Авраама, Иосифа, которого братья бросают в яму на съедение диким зверям. Проезжавшие мимо мидианитские купцы спасают его и продают в рабство в Египет. С этого события начинает раскручиваться цепочка, приводящая к Исходу.

2. В источнике E Моисей впервые появляется в Мидиане, а не в Египте. Книга Исход в этом источнике начинается с того, что в Египте к власти пришел новый царь, он угнетал израилитов, он пытался сократить демографический рост израилитов и поручил повитухам убивать израильских младенцев мужского пола, но повитухи не стали этого делать. И тут вдруг впервые появляется Моисей: «А Моисей пас овец Йитро, своего тестя, мидйанского жреца…» (Исход 3:1). Если бы не было других источников, мы бы считали Моисея мидианитянином, а не израилитом. Он никогда не был рабом и вообще никогда не бывал в Египте.

3. Бог говорит Моисею: «Я увидел все то угнетение, которым египтяне угнетают их. А теперь: иди, и Я пошлю тебя к фараону, и выведи Мой народ, Сынов Израиля, из Египта». (Исход 3:9-10). И Моисей отвечает: «Кто я, что я пойду к фараону и что я выведу Сынов Израиля из Египта?!» (Исход 3:11). Справедливый вопрос мидианитянина. Зная всю Библию, мы обычно думаем, что Моисей скромничает или просто боится возвращаться в Египет, откуда он бежал, но, согласно E, он там никогда не был. Своим вопросом он как бы говорит: «Египет? Кто я такой, чтобы туда идти? Почему я?! Я - мидианит!» И ответ бога также имеет смысл: «потому что ты приведешь людей из Египта служить мне здесь, на этой горе, в этой земле». Иначе говоря, если план состоит в том, чтобы привести людей на гору в Мидиан, посылай мидианита. И дальше бог поясняет, что он не только бог Авраама и Мидиан, он также бог Исаака и Иакова, так что люди в Египте - родня Моисея. И тогда совершенно логично Моисей говорит своему тестю: «Пойду-ка я и вернусь к моим братьям, которые в Египте, и посмотрю, живы ли они еще» (Исход 4:18). Т.е. не в Египет вернусь, а к братьям.

4. Моисей говорит богу: «О Господь мой, не красноречив я и со вчерашнего, и с третьего дня, и с того момента, как Ты говорил Своему рабу, ибо заика и косноязычен я!» (Исход 4:10). Дефекты речи, о которых говорит Моисей, выражены в оригинале идиомой, дословно звучащей «тяжел на язык» («heavy of tongue»). Однако, та же самая идиома в Книге Иезекиила (3:5-7) переводится, как незнание чужого языка. В источнике E, взятом отдельно от других, такое значение этого выражения абсолютно уместно. Причем, речь идет не о египетском языке, а о том, на котором говорят старейшины Израиля (Исход 3:16). Естественно, мидианитянин Моисей не знает иврит.

1.2.2. Что говорит о Моисее нелевитский источник J

Именно J содержит традиционную историю убиения иудейских младенцев, ребенка, пущенного по реке в корзине, египетской принцессы, которая спасла этого ребенка, назвала Моисеем и воспитала его. Но далее в J Моисей убивает египтянина-надсмотрщика, скрывается в Мидиане, женится там на мидиантитянке, и его тесть - мидианитский священник. Источники E и J во многом различны, но в одном они согласны - Моисей был связан с мидианитянами и его тестем был мидианитский священник.

1.2.3. Что говорит о Моисее поздний левитский священнический источник P

В источнике P нет ничего о Моисее-мидианите, жене мидианитянке, тесте мидианитском священнике, нет истории с египетской принцессой, нет куста, из которого бог говрит с Моисеем. В P Моисей в первый раз встречает бога в Египте: «И говорил Бог Моисею, и сказал ему: «Я - Яхве! И Я являлся Аврааму, Исааку и Иакову, как Бог Могучий , а Свое имя, Яхве, не сообщал им». (Исход 6:2-3).

Отношения Моисея с мидианитянами в источнике P принципиально отличны от тех, что описаны в E и J. В главе 25 книги Чисел повествуется о том, как мидианитка вступает в связь с израильтянином в соборном шатре, священном для израильтян. Левит Пинхас убивает обоих, но этим месть не ограничивается. Яхве приказывает Моисею покарать мидианитян. Израилиты убивают всех мидианитских мужчин, но Моисей недоволен и требует, чтобы и все женщины, кроме девственниц, были умерщвлены. В результате убивают около двадцати четырех тысяч человек.

Таким образом, автор P хоронит все связи Моисея с мидианитянами, и понятно, почему. Автор P ведет свою линию от первосвященника Аарона - брата Моисея. Потомки Аарона - левиты, но не те левиты, которые писали источник E. Последний, как считают многие библеисты, написан потомками Моисея. Эти две ветви, арониды и муситы, враждовали за лидерство и постоянно полемизировали. Муситский источник E берет на себя смелость связывать Моисея с мидианитами и мидианитов с Авраамом. Последнее можно понять. Автор E пытался таким образом оправдать связь Моисея с мидианитами. Также понятно, почему арониды в источнике P отрицают всякую связь с мидианитами. Такая связь бросает тень на всех левитов.

1.2.4. В чем сходятся все источники

После Исхода из Египта Моисей и его люди не направляются сразу в землю обетованную, а идут к горе Хорев или Синай, находящейся близко от Мидиан. Источник D, который не упоминает Мидиан, также говорит, что люди пошли к горе Хорев, расположенной близко от Эдома. Таким образом, не только Моисей, но все участники Исхода приходят в местность, находящуюся поблизости от Мидиан. Как говорится в песне Деворы: «Когда вышел Ты, Яхве, из Сеира, когда выступил ты из земли Эдома…» (Книга Судей 4:4). А вот начало благословения Моисея из Второзакония: «Яхве с Синая пришел, и сиял с Сеира ему, светил с горы Паран  и шел со святыми мириадами, и справа от Него огонь веры в Него» (Второзаконие 33:1).

1.2.5. Вопросы без ответов

И все же мидианитская гипотеза не дает ответа на два важных вопроса. (1) Почему Моисей носит египетское имя? (2) Если Моисей - мидианит, как он оказался в Египте и возглавил Исход? Можно, конечно, пытаться придумать какие-то сценарии, но все это будут спекуляции. Обоснованных ответов на эти вопросы нет.

1.3. Гипотеза вторая (гипотеза Зигмунда Фрейда). Моисей - египтянин

Тот факт, что имя Моисей египетское, был известен библеистам и египтологам давно, но именно Зигмунд Фрейд в своей книге «Моисей и монотеизм» попытался сделать выводы из этого факта.

Фрейд предположил, что Моисей был египтянином из дома фараона. История с ребенком в корзине нужна была для того, чтобы рабы, которых он выведет, чувствовали себя с ним свободно. Герой Исхода носит египетское имя, и его история придумана, чтобы скрыть факт его египетского происхождения.

Если предположить, что основатель религии израильтян был египтянином, как объяснить тот факт, что религии Египта и Израиля так различны? Израильская религия была монотеистической, она не интересовалась жизнью после смерти, она проклинала магию и идолопоклонство. Однако, обнаруженный в 1887-1892 годах амарнский архив[2] укрепил гипотезу Фрейда.

Сейчас Амарна это область в 190 милях к югу от Каира. 34 столетия назад она называлась Ахетатон и служила столицей Египта. Город был построен фараоном Эхнатоном. Оба имени происходят от Атон - имя бога, символизирующего солнца. Фараон сменил свое имя, Аменофис IV, на Эхнатон для того, чтобы закрепить имя своего бога в новой религии. Это - первая известная монотеистическая религия. К настоящему времени имеются горы литературы об Эхнатоне и монотеизме.

Монотеизм Эхнатона закончился с его смертью. Память о нем стерлась и только архив глиняных клинописных табличек, найденных в Амарне, сообщил историкам о религии Атона. Фрейд предположил, что Моисей был последователем эхнатонского монотеизма. Он рекрутировал верующих из рабов и повел их к новой жизни в новой вере. Таким образом, египтянин Моисей связал две монотеистические религии.

Эхнатон жил в середине четырнадцатого века д.н.э., а первое упоминание Израиля на стеле Мернептаха относится к 1205 году д.н.э.. Если Израиль создали люди Исхода, возникает вопрос, где они были в течение почти двух веков. Гипотеза Исхода левитов и существования Израиля до их прибытия туда дает хорошее объяснение. Память об Эхнатоне и его религии сохранялась в древнем Египте. Исход произошел много позже Эхнатона с целью религиозного освобождения, или освобождения от рабства, или с какими-то другими политическими или социальными целями. Их путь пролегал через Мидиан-Эдом-Сеир, где они могли провести совсем недолгое время или десятилетия. В любом случае, как бы они ни называли своего бога, выходя из Египта, в Израиль они пришли с именем Яхве, вынесенным из региона, в котором они останавливались.

И египетская, и мидианитская гипотезы происхождения Моисея возможны. Вполне вероятно и то, что Моисей и его люди позаимствовали монотеизм у Эхнатона, а имя своего бога и религиозные принципы - у мидианитов.

Важно отметить, что единый бог Израиля отличается от всех предыдущих богов, включая Атона, ассоциируемого с солнцем. Яхве - над природой и вне ее. Яхве известен своими словами и делами в истории. Был ли такой монотеизм заимствован у мидианитов, придуман Моисеем или кем-то еще, мы не знаем, но из доступных нам источников он был впервые представлен в Библии.

[1] Redford, Egypt, Canaan, and Israel in Ancient Times, p. 273.

[2] См., например, https://eleven.co.il/jewish-history/ancient-period/15076/

Previous post Next post
Up