Поделюсь своими впечатлениями от давно мною планированного посещения Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, расположенного в пос.Болгары Республики Татарстан Российской Федерации, где 23.08.2022г. прошел
"нулевой" день форума "Сообщество" [2022, Казань], организованного Общественной палатой РФ.
Не могу не заметить, что нонешнее название поселок "Болгары" - как-то, ИМХО, умаляет славную историческую канву этого поселения. Потому как именно лексическая форма "Булгар" применялась и было употребима во времена Волжской Булгарии и Булгарского улуса Золотой Орды современниками тогдашнего цивилизованного мира. Даже, несмотря на обоснование лексикой татарского языка, немного попахивает эдаким угодливым коленопреклонением перед Европой/Западом с их ["дунайской"] Болгарией... Чего уж говорить, прежние названия поселения - г.Спасск и г.Куйбышев, - кажутся более весомыми.
Кстати, видится некая метафизика присвоения в советское время названия "г.Куйбышев" этому исторически "столичному" месту, поскольку большой г.Куйбышев (нонешняя Самара) был в СССР "запасной столицей".
Конечно, следует окунуться в историческую ретроспективу Булгара (уж простите, буду использовать такое наименование).
Булгар стал и был первой столицей известного и признанного всем тогдашним миром серьезного государственного образования Волжская Булгария.
Учитывая его расположение на одном из великих речных путей Средневековья-крупной судоходной реке Идель/Итиль (ноне несущая название "Волга") недалеко от гидрологического впадения р.Волгу в р.Каму и вмещающий лесо-степной ландшафт, - логично предположить, что основное население этих мест имело "финно-угорский" жизненный уклад (на что прямо указывают подавляющее число очевидных "финно-угорских" гидронимов этих мест), а исполнение "столичных" функций "речным" градом Булгар намекает на преобладание "финно-угорской" части в управляющей элите Волжской Булгарии.
Последующий же перенос столицы в "степной" град Биляр - по всей видимости, связан с увеличением "тюркской" составляющей в управляющей элите и переходом к ней господствующей роли.
На значимый государственно-политический вес Волжской Булгарии прямо указывает состав и уровень посольства Багдадского халифата под фактическим началом Ахмада ибн Фадлан ибн аль-Аббас ибн Рашид аль-Багдади, прибывшего в 922г.Р.Х. в Булгар для церемонии принятия ислама правителем Волжской Булгарии Алмушем (что по тогдашним понятиям обозначало официальное признание конкретного вероисповедания в его государстве).
Что не сильно, по свидетельствам современников, сказалось на поликонфессиональном социуме волжской Булгарии, где в целом бесконфликтно и органично сосуществовали последователи дохристианских/"природных" верований, иудаизма, христианства и ислама. Последний же - [так же как и Руськая Церковь/Русь] в силу тесного и мирного взаимодействия с другими верованиями, - приобрел определенно специфическую, "булгарскую" форму традиционного ханафитского мазхаба, что не раз отмечалось современниками из средневековой мусульманскй Уммы и послужило поводом для того же похода Великого эмира Тимура на Великого хана Тохтамыша, результатом чего стали тектонические изменения мировой истории.
По своему социально-экономическому и культурному уровню развития Волжская Булгария была одним из передовых государств средневековой евразийской цивилизации того времени.
По мнению исследователей, воинство Волжской Булгарии было одним из самых сильных для своего времени, включая в себя хорошо обученные и экипированные "тюркскую" конницу, "финно-угорские" и руськие дружины. Что и объясняет результат сражения [конец 620г.хиджры/1223-24г.Р.Х.] между войском Волжской Булгарии и монголами под командованием Субэдэя и Джэбэ, в котором монголы потерпели сокрушительно поражение. А т.к. сия битва была названа современниками "бараньей" (выкупная цена одного монгольского воина, общим числом 4-40 тысяч чел.[сведения разнятся]), это было ментально позорное поражение для ставшего уже "Великим Потрясателем Вселенной" Каана Чингисхана и его монгольской военной знати, что и послужило одним из стратегических обоснований [в нашем случае во многом социопсих.свойства - "наказание за поражение"] решения о "походе на Запад" огромной мощью монгольских войск.
В связи с чем, несмотря на упорное многолетнее сопротивление последовало падение Волжской Булгарии, случившееся уже в 1236-37г.г.Р.Х., и включение ее земель в Улус Джучи Великой империи Чингисхана.
Примечательно, что монгольские войска Бату/Батыя, разрушив и разорив при взятии столичный Великий град Биляр, не сделали подобного с множеством других городов Волжской Булгарии [в реале прекратившим свое существование лишь после победы Тимура над Тохтамышем в эпической битве на Кондурче в 1391г.Р.Х.]. Что по вполне понятным причинам концептуального характера никак не желают признавать приверженцы "романовской"/постРаскольной версии отечественной историографии, несмотря на очевидные свидетельства очевидцев последующей эпохи Золотой Орды об успешном функционировании многих "булгарских" поселений и неоспоримый факт назначения [сразу после завоевания Волжской Булгарии] града Булгар столицей Улуса Джучи, а затем - не только административным центром Булгарского улуса Золотой Орды, но и ее постоянной "летней столицей"-ежегодным местом расположения Ставки Великого хана в теплое, летне-осеннее время года.
Возвращаясь собственно к теме моего посещения Булгара стоит отметить прекрасные экспозиции Музея Болгарской Цивилизации, где представлены артефакты, говорящие о высоком уровне профессиональных компетенций булгарских мастеров - ювелиров, каменщиков, кожевенников, кузнецов.
Булгарские ювелирные изделия, булгарские кожи, меха, мёд, булгарская кольчуга были известны во многих странах и пользовались там большим спросом.
Булгарские купцы вели обширную торговлю со многими странами Европы и Азии.
В свою очередь, торговцы из Китая, Багдада, Дамаска, Испании, Скандинавии приезжали на ежегодную всемирную ярмарку в Булгар.
Многие иностранные торговые концессии имели в городе свои слободы и улицы.
Весьма показательно касаемо цивилизационного уровня Булгара - наличие и обустройство общественных бань с их теплыми, обогревающимися теплым воздухом по патернам полами и обустроенной канализацией с применением специальных глиняных труб (что так-то было характерно для всех "столичных градов" Золотой Орды, коих было за всё ее время не менее восьми).
А какой высокий уровень филигранных "булгарских" ювелирных изделий!
А уровень металлообработки, о чем свидетельствуют различного размера навесные замки в виде "собачек", откуда, собственно, в русском языке пошла загадка "не лает, не кусает, но в дом не пускает"...
И прочая, прочая, прочая, что стоит посмотреть своими глазами.
Как уже упомянул в
предыдущем посте, в ходе любезно устроенной хозяевами форума "Сообщество"[2022, Казань] познавательной экскурсии по Музею Болгарской Цивилизации и по территории Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника - не смог отказать себе в помощи экскурсоводу Александру, поделился, так сказать, знаниями с гостями Форума.
В числе прочего, довел до слушателей значение
"евразийской" цветовой геосимволики для правильного понимания этимологии и семантического анализа названий объектов Средневековья - на примерах названий строений Булгара, где явно присутствует соответствующая цветовая идентификация сторон Света. И где, например, средневековое указание "Черная" следует понимать как "Северная", "Красная/Чермная" - как "Южная", "Белая" - как "Западная", "Кок/Синяя" - как "Восточная", что весьма просто и логично объясняет конкретные названия объектов в конкретной локации.
Также, при внимательном осмотре артефактов, относимых к "мученику Авраамию Булгарскому" (причисленного к лику святых уже в XVIIв., по всей видимости в ходе или после "никоновской" реформации Русской Церкви), "профильного" обсуждения с представителями клира и анализа источников о его житии - видится иная версия, отличная от "традиционной".
Поскольку его крест явно мальтийской католической/"латинянской" формы, его выходящее за рамки допустимого в "евразийской" локации агрессивное проповедование христианства, характерное для придерживающихся активного прозелитизма католических миссионеров и сопровождаемое намеренным оскорблением иных конфессий, свидетельств его "неруського" происхождения, метод его казни, применяемый к хулителям Веры и "провокаторам межконфессиональной розни", что не приветствовалось в поликонфессиональной Волжской Булгарии (где весьма мирно сосуществовали последователи ислама, дохристианских/"природных" верований, иудаизма, христианства в традициях "степного несторианства" и близкой к нему Руськой Церкви) - позволяет логично и просто представить следующий ход событий, связанных с "мучеником Авраамием Булгарским".
Который, являясь католическим миссионером из Мальтийского ордена и прибывшим в Волжскую Булгарию откуда-то с канонической территории Ватикана, - во время ярмарки (ага-базара) в Булгаре "вместо того, чтобы заниматься торговлею и приобретать блага временные, земные, начинает [агрессивно] благовествовать народу о благах вечных, нетленных, и предлагает проповедь о Христе" [в "латинянской" версии], сопровождая это оскорблением иных верований. Это хуление иной Веры очевидно не прошло незамеченным, католический миссионер был схвачен и показательно казнен. Причем его до этого долго увещевали, но, видя фанатичную непреклонность, предали соответствующему наказанию - в полном соответствии с существовавшими тогда понятиями и порядками.
Отметил для себя, и впоследствии за прощальным столом с чаем и чак-чаком публично довел до гостей и организаторов Форума, что сопроводительный контекст экскурсий по Музею Булгарской Цивилизации явно отдает некоей смысловой кастрацией, намеренной ограниченностью и даже принижением в части освещения высокого уровня социально-экономического и культурного развития Волжской Булгарии и последующего периода Булгарского улуса в составе Золотой Орды.
Высказал мнение, что эта историческая интерпретация прямо связана с т.н.
"Киевской Русью"-деструктивным мэмом отечественной историографии, ставшим повально "традиционным" в ее "романовской"/постРаскольной версии.
Резюмируя, не могу не посоветовать желающим познать реальную историю нашей страны посетить Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник.
Что, со своей стороны, намереваюсь проделать еще не раз.