В Булгаре - столичном граде Золотой Орды

Aug 26, 2022 20:34

Поделюсь своими впечатлениями от давно мною планированного посещения Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, расположенного в пос.Болгары Республики Татарстан Российской Федерации, где 23.08.2022г. прошел "нулевой" день форума "Сообщество" [2022, Казань], организованного Общественной палатой РФ.


Не могу не заметить, что нонешнее название поселок "Болгары" - как-то, ИМХО, умаляет славную историческую канву этого поселения. Потому как именно лексическая форма "Булгар" применялась и было употребима во времена Волжской Булгарии и Булгарского улуса Золотой Орды современниками тогдашнего цивилизованного мира. Даже, несмотря на обоснование лексикой татарского языка, немного попахивает эдаким угодливым коленопреклонением перед Европой/Западом с их ["дунайской"] Болгарией... Чего уж говорить, прежние названия поселения - г.Спасск и г.Куйбышев, - кажутся более весомыми.
Кстати, видится некая метафизика присвоения в советское время названия "г.Куйбышев" этому исторически "столичному" месту, поскольку большой г.Куйбышев (нонешняя Самара) был в СССР "запасной столицей".


Конечно, следует окунуться в историческую ретроспективу Булгара (уж простите, буду использовать такое наименование).




Булгар стал и был первой столицей известного и признанного всем тогдашним миром серьезного государственного образования Волжская Булгария.




Учитывая его расположение на одном из великих речных путей Средневековья-крупной судоходной реке Идель/Итиль (ноне несущая название "Волга") недалеко от гидрологического впадения р.Волгу в р.Каму и вмещающий лесо-степной ландшафт, - логично предположить, что основное население этих мест имело "финно-угорский" жизненный уклад (на что прямо указывают подавляющее число очевидных "финно-угорских" гидронимов этих мест), а исполнение "столичных" функций "речным" градом Булгар намекает на преобладание "финно-угорской" части в управляющей элите Волжской Булгарии.


Последующий же перенос столицы в "степной" град Биляр - по всей видимости, связан с увеличением "тюркской" составляющей в управляющей элите и переходом к ней господствующей роли.




На значимый государственно-политический вес Волжской Булгарии прямо указывает состав и уровень посольства Багдадского халифата под фактическим началом Ахмада ибн Фадлан ибн аль-Аббас ибн Рашид аль-Багдади, прибывшего в 922г.Р.Х. в Булгар для церемонии принятия ислама правителем Волжской Булгарии Алмушем (что по тогдашним понятиям обозначало официальное признание конкретного вероисповедания в его государстве).




Что не сильно, по свидетельствам современников, сказалось на поликонфессиональном социуме волжской Булгарии, где в целом бесконфликтно и органично сосуществовали последователи дохристианских/"природных" верований, иудаизма, христианства и ислама. Последний же - [так же как и Руськая Церковь/Русь] в силу тесного и мирного взаимодействия с другими верованиями, - приобрел определенно специфическую, "булгарскую" форму традиционного ханафитского мазхаба, что не раз отмечалось современниками из средневековой мусульманскй Уммы и послужило поводом для того же похода Великого эмира Тимура на Великого хана Тохтамыша, результатом чего стали тектонические изменения мировой истории.




По своему социально-экономическому и культурному уровню развития Волжская Булгария была одним из передовых государств средневековой евразийской цивилизации того времени.


По мнению исследователей, воинство Волжской Булгарии было одним из самых сильных для своего времени, включая в себя хорошо обученные и экипированные "тюркскую" конницу, "финно-угорские" и руськие дружины. Что и объясняет результат сражения [конец 620г.хиджры/1223-24г.Р.Х.] между войском Волжской Булгарии и монголами под командованием Субэдэя и Джэбэ, в котором монголы потерпели сокрушительно поражение. А т.к. сия битва была названа современниками "бараньей" (выкупная цена одного монгольского воина, общим числом 4-40 тысяч чел.[сведения разнятся]), это было ментально позорное поражение для ставшего уже "Великим Потрясателем Вселенной" Каана Чингисхана и его монгольской военной знати, что и послужило одним из стратегических обоснований [в нашем случае во многом социопсих.свойства - "наказание за поражение"] решения о "походе на Запад" огромной мощью монгольских войск.




В связи с чем, несмотря на упорное многолетнее сопротивление последовало падение Волжской Булгарии, случившееся уже в 1236-37г.г.Р.Х., и включение ее земель в Улус Джучи Великой империи Чингисхана.
Примечательно, что монгольские войска Бату/Батыя, разрушив и разорив при взятии столичный Великий град Биляр, не сделали подобного с множеством других городов Волжской Булгарии [в реале прекратившим свое существование лишь после победы Тимура над Тохтамышем в эпической битве на Кондурче в 1391г.Р.Х.]. Что по вполне понятным причинам концептуального характера никак не желают признавать приверженцы "романовской"/постРаскольной версии отечественной историографии, несмотря на очевидные свидетельства очевидцев последующей эпохи Золотой Орды об успешном функционировании многих "булгарских" поселений и неоспоримый факт назначения [сразу после завоевания Волжской Булгарии] града Булгар столицей Улуса Джучи, а затем - не только административным центром Булгарского улуса Золотой Орды, но и ее постоянной "летней столицей"-ежегодным местом расположения Ставки Великого хана в теплое, летне-осеннее время года.








Возвращаясь собственно к теме моего посещения Булгара стоит отметить прекрасные экспозиции Музея Болгарской Цивилизации, где представлены артефакты, говорящие о высоком уровне профессиональных компетенций булгарских мастеров - ювелиров, каменщиков, кожевенников, кузнецов.


Булгарские ювелирные изделия, булгарские кожи, меха, мёд, булгарская кольчуга были известны во многих странах и пользовались там большим спросом.


Булгарские купцы вели обширную торговлю со многими странами Европы и Азии.


В свою очередь, торговцы из Китая, Багдада, Дамаска, Испании, Скандинавии приезжали на ежегодную всемирную ярмарку в Булгар.


Многие иностранные торговые концессии имели в городе свои слободы и улицы.


Весьма показательно касаемо цивилизационного уровня Булгара - наличие и обустройство общественных бань с их теплыми, обогревающимися теплым воздухом по патернам полами и обустроенной канализацией с применением специальных глиняных труб (что так-то было характерно для всех "столичных градов" Золотой Орды, коих было за всё ее время не менее восьми).




А какой высокий уровень филигранных "булгарских" ювелирных изделий!




А уровень металлообработки, о чем свидетельствуют различного размера навесные замки в виде "собачек", откуда, собственно, в русском языке пошла загадка "не лает, не кусает, но в дом не пускает"...




И прочая, прочая, прочая, что стоит посмотреть своими глазами.




Как уже упомянул в предыдущем посте, в ходе любезно устроенной хозяевами форума "Сообщество"[2022, Казань] познавательной экскурсии по Музею Болгарской Цивилизации и по территории Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника - не смог отказать себе в помощи экскурсоводу Александру, поделился, так сказать, знаниями с гостями Форума.












В числе прочего, довел до слушателей значение "евразийской" цветовой геосимволики для правильного понимания этимологии и семантического анализа названий объектов Средневековья - на примерах названий строений Булгара, где явно присутствует соответствующая цветовая идентификация сторон Света. И где, например, средневековое указание "Черная" следует понимать как "Северная", "Красная/Чермная" - как "Южная", "Белая" - как "Западная", "Кок/Синяя" - как "Восточная", что весьма просто и логично объясняет конкретные названия объектов в конкретной локации.












Также, при внимательном осмотре артефактов, относимых к "мученику Авраамию Булгарскому" (причисленного к лику святых уже в XVIIв., по всей видимости в ходе или после "никоновской" реформации Русской Церкви), "профильного" обсуждения с представителями клира и анализа источников о его житии - видится иная версия, отличная от "традиционной".




Поскольку его крест явно мальтийской католической/"латинянской" формы, его выходящее за рамки допустимого в "евразийской" локации агрессивное проповедование христианства, характерное для придерживающихся активного прозелитизма католических миссионеров и сопровождаемое намеренным оскорблением иных конфессий, свидетельств его "неруського" происхождения, метод его казни, применяемый к хулителям Веры и "провокаторам межконфессиональной розни", что не приветствовалось в поликонфессиональной Волжской Булгарии (где весьма мирно сосуществовали последователи ислама, дохристианских/"природных" верований, иудаизма, христианства в традициях "степного несторианства" и близкой к нему Руськой Церкви) - позволяет логично и просто представить следующий ход событий, связанных с "мучеником Авраамием Булгарским".






Который, являясь католическим миссионером из Мальтийского ордена и прибывшим в Волжскую Булгарию откуда-то с канонической территории Ватикана, - во время ярмарки (ага-базара) в Булгаре "вместо того, чтобы заниматься торговлею и приобретать блага временные, земные, начинает [агрессивно] благовествовать народу о благах вечных, нетленных, и предлагает проповедь о Христе" [в "латинянской" версии], сопровождая это оскорблением иных верований. Это хуление иной Веры очевидно не прошло незамеченным, католический миссионер был схвачен и показательно казнен. Причем его до этого долго увещевали, но, видя фанатичную непреклонность, предали соответствующему наказанию - в полном соответствии с существовавшими тогда понятиями и порядками.




Отметил для себя, и впоследствии за прощальным столом с чаем и чак-чаком публично довел до гостей и организаторов Форума, что сопроводительный контекст экскурсий по Музею Булгарской Цивилизации явно отдает некоей смысловой кастрацией, намеренной ограниченностью и даже принижением в части освещения высокого уровня социально-экономического и культурного развития Волжской Булгарии и последующего периода Булгарского улуса в составе Золотой Орды.






Высказал мнение, что эта историческая интерпретация прямо связана с т.н. "Киевской Русью"-деструктивным мэмом отечественной историографии, ставшим повально "традиционным" в ее "романовской"/постРаскольной версии.








Резюмируя, не могу не посоветовать желающим познать реальную историю нашей страны посетить Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник.












Что, со своей стороны, намереваюсь проделать еще не раз.









конфликтология, нац.вопрос, социология, "Русский мир", эзотерика, образование, деструктив, геополитика, Нац.безопасность, стратегия, клерикализм, Запад, проекты, Куйбышев, история, Ближний Восток, "мудрые законодатели", Москва, Каскад, личное, позитив, природа, СССР, актуализация, Россия

Previous post Next post
Up