Заинтересовался открывшейся в самарском музее Алабина (истинное название коего - областной музей имени В.И.Ленина -!) выставкой "Церковные реформы Петра I и Русский Север", кою в профильном социологическом интересе намеренно не преминул посетить 2 августа сего года.
Впечатления, скажу вам и о чем прямо высказал музейным сотрудникам, - весьма противоречивые.
Выставка была подготовлена музеем-заповедником «Кижи» и Кирилло-Белозерским музеем-заповедником, в рамках мероприятий к 350-летию со дня рождения Петра I.
Состоит из информационных стендов (на содержании которых остановлюсь ниже) и витрин с предметами, иллюстрирующими описываемую эпоху.
Посетители выставки смогут узнать о последствиях принятых решений на примере Кирилло-Белозерского монастыря, считавшегося к концу XVII века одним из крупнейших и богатейших в стране.
Заявлено, что выставка эта посвящёна одной из самых сложных, противоречивых и интересных сторон деятельности Петра Великого, а именно - о церковных реформах, проводимых императором.
Красной нитью содержания экспозиций проходит посыл, что в стремлении укрепить самодержавную власть в Российской империи, Пётр Первый сильно ограничил влияние Церкви, сделав её частью своего государственного аппарата.
С одной стороны - замена патриарха Святейшим Синодом с обер-прокурором во главе, закрытие монастырей, запрет на строительство деревянных часовен.
С другой стороны - легализация старообрядческих общин, которая дала толчок, помимо прочего, мощному развитию промышленности, в том числе - на Урале.
Но, по-моему мнению от просмотра выставки, и к сожалению, предтеча и глубинные причины таких действий Петра I - не только не были раскрыты, но и не упомянуты. Так что, и поездка Петра в Европу, где ему представители "северной/нордической" управляющей мировой элиты разъяснили историческое "ху из ху" правителей "Русского мiра", и геополитическая сущность церковного Раскола и непримиримого конфликта Руськой Церкви и внедренной Никоном "византийской" версии православия - не нашли отражения в в экспозиционном материале выставки.
С одной стороны, отрадно, то российскому обществу дается возможность более глубоко ознакомиться с историей традиционных конфессий "Русского мiра" (в данном случае - с Руськой Церковью), что неразрывно связано с реальной историей нашей страны, так изощренно и мифологизированно интерпретированной "романовской"/постРаскольной версией отечественной историографии.
Но, с другой стороны и видимо метафизически сказалось соответствующее негативное влияние имени Петьки Алабина, жизненный путь коего не единожды опирался на ложь и выгодной для его как правило барыжных интересов переиначиванием фактов, но в этой, посвященной по сути старообрядчеству, ставшим постРаскольной ипостасью Руськой Церкви, выставке - содержались серьезные тестовые ляпы, кои несут концептуальный характер.
Как например, один из экспозиционных блоков называется "Иисусова молитва", что категорически не может быть в старообрядческой среде, где возможен лишь единственный вариант - "Исусова молитва"! По всей видимости, составители выставки плохо осведомлены об истории Раскола и концептуальных положениях Руськой Церкви.
Пришлось пригласить представителей организатора выставки, довести выявленные косяки и серьезные ошибки, а также прочитать сотрудникам музея краткую лекцию по истории Русской Церкви.