Есть в старой Самаре интересное местечко на углу улиц Куйбышева и Некрасовской, именуемое местными жителями "сквер Три вяза". Где уже во времена "новой России" была установлена скульптурная композиция, так-то посвященная известному чешскому писателю Ярославу Гашеку, и изображающая его знаменитого литературного персонажа бравого солдата Швейка. Что стало, стоит признать, местом притяжения для фланирующих горожан и гостей города, о чем явно говорят характерные потертости на бронзе "бравого солдата".
Только вот зимой, когда облетает листва с деревьев сквера, становится хорошо видна еще "куйбышевская" мозаика на стене соседнего дома, посвященная советской авиационной отрасли, и с определенного ракурса сочетание этих двух творческих композиций метафизически наводит на весьма плачевные мысли...
Надсмехающегося "бравого солдата Швейк", надменно курящего трубку и восседающего на бочке (кою многие проходящие считают наполненной пенным чешским пивом) - можно смело назвать символом нонешнего постмодерного времени приоритета всеобщего потребительства.
Настенная же советских времен мозаика прямо-таки наглядно показывает значимый вес авиации в Советском Союзе, где выпускалась половина мирового авиационного парка, а внутренние авиаперевозки густой сетью обеспечивали социальную мобильность населения огромной страны и были доступны всему народу. И город Куйбышев (ноне - г.Самара) играл в этом огромную роль, ибо здесь функционировали предприятия всей технологической цепочки авиапромышленности от производства алюминия до постройки самолетов различных типов и их дальнейшего обслуживания.
Но, увы, та славная "куйбышевская" эпоха ушла в прошлое, успешно распиленная новыми "купчиками" снова ставшей "купеческой" Самары. Остались лишь отдельные, пока существующие фрагменты из середины функциональной цепочки авиапромышленности. Остальное - либо стало торговыми центрами, либо стоит в руинированном в разной степени состоянии, при этом тысячи квалифицированных работников остались не у дел. И так по всей современной, ставшей потребительской России...
И где, спрашивается, наличие у российских авиакомпаний парка надежных российских самолетов линеек знаменитых на весь мир КБ "Ту", "Ил", "Як"?! Вместо них - зарегистрированные в зарубежных офшорах лизинговые "Boeing-и" и "Airbus-ы", "Embraer-ы", что по финансовым правилам не может считаться российской собственностью, по авиаправилам - имеет изначально иностранный летный сертификат, а технологически - полностью зависит от иноземного тех.обслуживания.
Вместо этого постмодерновая управляющая элита России, коей как нельзя лучше подходит образ бравого солдата Швейка, восседающего на бочке (не важно - с пивом или порохом), "накурившись" глобалистким "табачком потребительства", - неустанно карусельно вещает о каких-то, далеких от здравого смысла и реалий авиапрожектах типа "Суперджета" или "МС-21", выделяя на это многомиллиардные бюджеты. При том, что даже малая толика этих средств могла давно уже поставить в серию авиалайнеры линеек "Ту", "Ил", "Як", возродив тем самым бывшую когда-то успешной авиапромышленность нашей страны со всеми позитивными от этого последствиями.
Но нет же! Элита сидит на бочке, курит, наслаждается собой, а российская авиаотрасль - где-то в остатках советской памяти...
Вот такой вот метафизический ракурс на сочетание бравого солдата Швейка и советской авиационной мозаики...