В Донском монастыре

May 23, 2021 23:52

Намедни, аккурат в день памяти одного из самых строгих подвижников благочестия Руськой Церкви-преподобного Нила Сорского, идейного вдохновителя течения «нестяжателей», православного святого - целенаправленно побывал в Донском ставропигиальном мужском монастыре, настоятель которого владыка Феогност был в прошлое воскресенье возведен в высокий сан митрополита.


Немного о преподобном Ниле Сорском. На­ча­ло иноческой жиз­ни преподобный по­ло­жил в Ки­рил­о-Бе­ло­зер­ской обители, где поль­зо­вал­ся руководством муд­ро­го и стро­го­го стар­ца Па­и­сия Яро­сла­во­ва, впо­след­ствии игу­ме­на Тороице-Сергиева мо­на­сты­ря. После чего он вме­сте с уче­ни­ком сво­им мо­на­хом Ин­но­кен­ти­ем от­пра­вил­ся в длительное па­лом­ни­че­ство по свя­тым ме­стам восточного(ортодоксального) христианства - в Палестину, Константинополь и на Афон. Долгое время Нил Сорский пробыл на Афоне, где основательно изучал все ви­ды монашеского подвижничества, в осо­бен­но­сти - скитский образ жизни, который до той поры не практиковался в Руськой Церкви/Руси.




После своего возвращения на Родину - в Вологодских землях на реке Соре, в небольшом удалении от Кириллова монастыря, Нил основал скит (впоследствии Нило-Сорская пустынь) с но­вым, по об­ра­зу во­сточ­ных по­движ­ни­ков, уставном порядком. В основу устройства скита были положены традиции скитского жительства древних скитов Египта, Афона и Палестины. До него в Руськой Церкви практиковались два ви­да ино­че­ства: об­ще­жи­тель­ный и от­шель­ни­че­ский. Нил по­ло­жил на­ча­ло тре­тье­му - сред­нему пу­ти по­движ­ни­че­ства: ино­ки селились один от другого на та­ком рас­сто­я­нии, чтобы мож­но бы­ло толь­ко слы­шать го­лос друг дру­га, а подвизались каж­дый осо­бо, в уединении...




Нил Сорский учил, что монашеский подвиг состоит в «отсечении помыслов» и «отступлении мира». Своим послушникам Нил Сорский напоминал необходимость физической работы, «ибо жительство и нужды наши от наших собственных трудов должны устраиваться». Он напоминал слова апостола Павла о необходимости труда. Он призывал не злоупотреблять милостыней. «Стяжание» признавал за «яд смертоносный»...
Ве­ли­кий ста­рец ото­шел ко Гос­по­ду 7 мая 7016л.от сотв.мира (16 лето "русского" летоисчисления/1508.Р.Х.), в тре­тью неде­лю по Па­схе - свя­тых жен-ми­ро­но­сиц, бу­дучи 75 лет от рож­де­ния.


Теперь собственно о Донском ставропигиальном мужском монастыре.


Обитель была основана в 7101л.от сотв.мира (101 лето "русского" летоисчисления/1593г.Р.Х.) и посвящена Донской иконе Божией Матери, чудесным образом избавившей Москву от разорения крымским ханом Казы-Гиреем.




Монастырь построен на том самом месте, где русское войско ожидало боя с неприятелем. Здесь, на выделяющемся холме стояла малая походная церковка, в которой последний царь из прямой непрерывно царствовавшей ветви Рюриковичей-царь Руссiи Феодор Иоаннович молился перед образом Донской Богоматери о благом исходе предстоящего сражения.


Для ободрения защитников Москвы царь Федор Иоаннович повелел вынести к ним чудотворную Донскую икону Божией Матери, которая, по преданию, находилась в русском войске еще во время Куликовской битвы. По желанию Федора Ивановича был устроен крестный ход с этой иконой по всем стенам Москвы, а затем ее торжественно принесли в обоз и поставили в походной церкви.


В ходе прошедших боестолкновений хан Казы-Гирей, убедившись, что Москва надежно защищена, не стал больше рисковать. И нее дожидаясь рассвета, войско крымского хана поспешно, в паническом бегстве (как отмечали современники) отступил.


В память победы в Москве над Казы-Гиреем, на месте, где находилась среди защищавших столицу войск Донская икона Божией Матери, был основан Донской монастырь.


Вместе с Новодевичьим, Симоновым, Андрониковым, Донской монастырь составляет полукольцо московских крепостей, охранявших столицу Руссiи. Собор ("Малый") Донской иконы Божией Матери Донского монастыря возводили в 1591-1593г.г., перестроили в 1670-х г.г. Тогда были уничтожены фрески с изображениями, прославляющими Бориса Годунова. Особенно обширное строительство велось при царевне Софье в связи с Крымским походом князя В.В.Голицына в 1687г.


Новый ("Большой") собор Донской иконы Божией Матери Донского монастыря был достроен в 1698 г. Восьмиярусный иконостас с деревянной золоченой резьбой создан мастерами Оружейной палаты в 1695-1699г.г. Двенадцать башен монастыря служили тюрьмой мятежным стрельцам.




На территории Донского монастыря образовалось главное кладбище богатого купечества и элиты русского дворянства. Там погребены выдающиеся писатели и поэты, архитекторы и ученые.






В таком вот знаковом для истории нашего государства и несомненно обладающим значимой духовной силой месте - провел всё утро. Кое выдалось соответствующим - спокойным, с несущими прохладу кратковременными дождями и периодически выглядывающим из-за облаков согревающим майским солнцем.




Совершив необходимые официальные дела, не преминул зайти в Большой и Малый Соборы. В последнем попал на службу.




После чего, осмотрев не затронутую идущими строительными работами территорию монастыря, посетил трапезную, где внимательно, в ходе вкушения вкусной монастырской пищи прослушал в он-лайн-формате проповедь о почтении памяти святых жен-мироносиц - женщин, которые в то время, когда ближайшие ученики Спасителя от страха и отчаяния не знали, что дальше делать, женщины не оставили Сына Божьего после того, как его схватили в Иерусалиме. Хрупкие и беззащитные, они мужественно стояли у креста, разделив с Ним его боль и страдания. Они поддерживали Богородицу. Сопровождали тело Господа до гробницы. Женщины затемно первыми пришли к гробу Господнему, чтобы сотворить ритуальное умащение Его Тела миром (ароматическим маслом) и ароматами, по обычаю иудеев. Они первыми стали свидетельницами чудесного Воскрешения. За это их назвали мироносицами. Позже ортодоксальная Церковь причислила женщин к лику равноапостольных.


Как уже отметил выше, посмотреть весь Донской монастырь мне не удалось. Но, надеюсь, что после активно ведущихся реставрационно-строительных работ внутри и снаружи монастыря (что несомненно позитивное действо) - обязательно найду время основательно ознакомится с этим благостным местом.

конфликтология, социология, "Русский мир", эзотерика, образование, геополитика, казачество, Нац.безопасность, стратегия, Российская империя, клерикализм, проекты, история, Ближний Восток, Москва, Каскад, личное, Африка, природа, позитив, Россия

Previous post Next post
Up