Намедни, аккурат в день памяти одного из самых строгих подвижников благочестия Руськой Церкви-преподобного Нила Сорского, идейного вдохновителя течения «нестяжателей», православного святого - целенаправленно побывал в Донском ставропигиальном мужском монастыре, настоятель которого владыка Феогност был в прошлое воскресенье возведен в высокий сан митрополита.
Немного о преподобном Ниле Сорском. Начало иноческой жизни преподобный положил в Кирило-Белозерской обители, где пользовался руководством мудрого и строгого старца Паисия Ярославова, впоследствии игумена Тороице-Сергиева монастыря. После чего он вместе с учеником своим монахом Иннокентием отправился в длительное паломничество по святым местам восточного(ортодоксального) христианства - в Палестину, Константинополь и на Афон. Долгое время Нил Сорский пробыл на Афоне, где основательно изучал все виды монашеского подвижничества, в особенности - скитский образ жизни, который до той поры не практиковался в Руськой Церкви/Руси.
После своего возвращения на Родину - в Вологодских землях на реке Соре, в небольшом удалении от Кириллова монастыря, Нил основал скит (впоследствии Нило-Сорская пустынь) с новым, по образу восточных подвижников, уставном порядком. В основу устройства скита были положены традиции скитского жительства древних скитов Египта, Афона и Палестины. До него в Руськой Церкви практиковались два вида иночества: общежительный и отшельнический. Нил положил начало третьему - среднему пути подвижничества: иноки селились один от другого на таком расстоянии, чтобы можно было только слышать голос друг друга, а подвизались каждый особо, в уединении...
Нил Сорский учил, что монашеский подвиг состоит в «отсечении помыслов» и «отступлении мира». Своим послушникам Нил Сорский напоминал необходимость физической работы, «ибо жительство и нужды наши от наших собственных трудов должны устраиваться». Он напоминал слова апостола Павла о необходимости труда. Он призывал не злоупотреблять милостыней. «Стяжание» признавал за «яд смертоносный»...
Великий старец отошел ко Господу 7 мая 7016л.от сотв.мира (16 лето "русского" летоисчисления/1508.Р.Х.), в третью неделю по Пасхе - святых жен-мироносиц, будучи 75 лет от рождения.
Теперь собственно о Донском ставропигиальном мужском монастыре.
Обитель была основана в 7101л.от сотв.мира (101 лето "русского" летоисчисления/1593г.Р.Х.) и посвящена Донской иконе Божией Матери, чудесным образом избавившей Москву от разорения крымским ханом Казы-Гиреем.
Монастырь построен на том самом месте, где русское войско ожидало боя с неприятелем. Здесь, на выделяющемся холме стояла малая походная церковка, в которой последний царь из прямой непрерывно царствовавшей ветви Рюриковичей-царь Руссiи Феодор Иоаннович молился перед образом Донской Богоматери о благом исходе предстоящего сражения.
Для ободрения защитников Москвы царь Федор Иоаннович повелел вынести к ним чудотворную Донскую икону Божией Матери, которая, по преданию, находилась в русском войске еще во время Куликовской битвы. По желанию Федора Ивановича был устроен крестный ход с этой иконой по всем стенам Москвы, а затем ее торжественно принесли в обоз и поставили в походной церкви.
В ходе прошедших боестолкновений хан Казы-Гирей, убедившись, что Москва надежно защищена, не стал больше рисковать. И нее дожидаясь рассвета, войско крымского хана поспешно, в паническом бегстве (как отмечали современники) отступил.
В память победы в Москве над Казы-Гиреем, на месте, где находилась среди защищавших столицу войск Донская икона Божией Матери, был основан Донской монастырь.
Вместе с Новодевичьим, Симоновым, Андрониковым, Донской монастырь составляет полукольцо московских крепостей, охранявших столицу Руссiи. Собор ("Малый") Донской иконы Божией Матери Донского монастыря возводили в 1591-1593г.г., перестроили в 1670-х г.г. Тогда были уничтожены фрески с изображениями, прославляющими Бориса Годунова. Особенно обширное строительство велось при царевне Софье в связи с Крымским походом князя В.В.Голицына в 1687г.
Новый ("Большой") собор Донской иконы Божией Матери Донского монастыря был достроен в 1698 г. Восьмиярусный иконостас с деревянной золоченой резьбой создан мастерами Оружейной палаты в 1695-1699г.г. Двенадцать башен монастыря служили тюрьмой мятежным стрельцам.
На территории Донского монастыря образовалось главное кладбище богатого купечества и элиты русского дворянства. Там погребены выдающиеся писатели и поэты, архитекторы и ученые.
В таком вот знаковом для истории нашего государства и несомненно обладающим значимой духовной силой месте - провел всё утро. Кое выдалось соответствующим - спокойным, с несущими прохладу кратковременными дождями и периодически выглядывающим из-за облаков согревающим майским солнцем.
Совершив необходимые официальные дела, не преминул зайти в Большой и Малый Соборы. В последнем попал на службу.
После чего, осмотрев не затронутую идущими строительными работами территорию монастыря, посетил трапезную, где внимательно, в ходе вкушения вкусной монастырской пищи прослушал в он-лайн-формате проповедь о почтении памяти святых жен-мироносиц - женщин, которые в то время, когда ближайшие ученики Спасителя от страха и отчаяния не знали, что дальше делать, женщины не оставили Сына Божьего после того, как его схватили в Иерусалиме. Хрупкие и беззащитные, они мужественно стояли у креста, разделив с Ним его боль и страдания. Они поддерживали Богородицу. Сопровождали тело Господа до гробницы. Женщины затемно первыми пришли к гробу Господнему, чтобы сотворить ритуальное умащение Его Тела миром (ароматическим маслом) и ароматами, по обычаю иудеев. Они первыми стали свидетельницами чудесного Воскрешения. За это их назвали мироносицами. Позже ортодоксальная Церковь причислила женщин к лику равноапостольных.
Как уже отметил выше, посмотреть весь Донской монастырь мне не удалось. Но, надеюсь, что после активно ведущихся реставрационно-строительных работ внутри и снаружи монастыря (что несомненно позитивное действо) - обязательно найду время основательно ознакомится с этим благостным местом.