О казанском крылатом змее Зеланте [ноне - Зиланте]

Jul 11, 2017 11:12

Как и обещал в предыдущем посте, выкладываю свои соображения по поводу легенды о казанском змее Зеланте [ноне - Зиланте] - увенчанном зубчатой короной драконе на птичьих лапах с крыльями и змеиным хвостом, который изображается на гербе Казани еще с незапамятных времен...


Одна из легенд об основании Казани гласит: на том месте, где было заложено поселение, некогда жили змеи, и правил ими змеиный царь по имени "Зилант", наводивший страх на окрестных жителей. И люди решили как истребить змей: на гору, где обитали змеи, натаскать хвороста и соломы и зажечь. Что и было сделано, в результате чего почти все змеи были уничтожены, спастись же удалось лишь одному Змеиному царю, который укрылся на вершине высокой горы.
Но тут после этого на людей нашли разные тяжелые напасти, начался голод и разруха. И пошли люди к своим старейшинам за советом и помощью. Которые указали людям на необходимость признать и загладить свою вину перед Змеем. И пошли на гору люди с повинной к Змеиному царю просить о прощении за свое прежнее лихоимство и беспричинное убиение рода змеиного. И когда простивший неразумных людей Зилант вернулся на свое прежнее место в Казань, то все напасти закончились, и зажил город и его жители доброй жизнью...
Таки имею по исторической основе этой легенды следующее предположение.
Во-первых, надо вспомнить кто жил в стародавние времена в местах, где ноне Казань. А жили там еще во времена Великой Перми (задолго до образования Волжской Булгарии) местные племена, у рек - говорящие на "финно-угорском" диалекте [о чем говорят "финно-угорские" гидронимы], а в лесостепях - говорящие на "тюркском" диалекте [о чем говорят "тюркские" гидронимы] обще-пра-тюркско-финно-угорского языка [т.н. "евразийское койне"]. Но кроме этих местных, стоит вспомнить, в эти места пришли с далекого юга т.н. "чувашские" роды, язык которых многими исследователями языкознания относят к "семитским" языкам [причем собственно очень близким к древнеарамейскому], и при этом родовая элита этих "семитских" мигрантов исповедовала, скорее всего, иудаизм, в котором изображение змея несет сакральный смысл.
Во-вторых, в "чувашском" языке как-то отсутствует звонкая "д", вместо которой произносится глухая "т". (Напомню известный анекдот про чувашских пионеров, которые на "Пионеры Чувашии, будьте готовы!" отвечают "ЛаТно!")
В-третьих, по Волге, Каме и Идели(Итюлю) шли великие речные торговые пути цивилизационного значения "из перми в греки", "из варяг в греки", "из варяг в пермь", "из перми в персы", "из варяг в персы", которые были неразрывно связаны с северным сухопутным маршрутом Великого шелкового пути. И тут стоит вспомнить, что их контролировали торговцы иудейского вероисповедания, которые ставили свои поселения на этих торговых путях, имея с местным населением, как правило, обоюдовыгодные активные торгово-социальные связи. Но при этом были случаи, когда местное население уничтожали эти "торговые городки".
В-четвертых, земли, расположенные географически на Юге, ранее принято было называть "Зеландией"["Зе"+"ланд"].
И посему логично предположить следующую подоплеку легенды о Зеланте/Зиланте.


В месте, где местное население на берегу реки Каза при впадении ее в реку Волга построило свое поселение "Казань"[Казань="Ка" + финно-угорский гидроформат "-за" + топоформант, указывающий на поселение у берега реки "-нь"] - издревле существовал "торговый" городок с отличным от "мордовских"(дохристианских) верований местного "финно-угорского" населения иудейским вероисповеданием. И сакральным знаком его поселенцев, де-факто приплывших с Юга, - был Змей. То бишь относительно сакрального смысла жители торгового городка воспринимались местным окружающим населением как "змеи" и/или "зеланды"(то бишь -"южные люди"). При этом оживленная торговля по Волге была выгодна и "местным" и "торговым поселенцам".
Логично предположить,что пришлая, исповедающая иудаизм родовая элита "чувашских" родов быстро, на общей конфессиональной основе нашла общий язык с поселенцами "торгового" городка. При этом, учитывая особенности "чувашского" произношения, идентификация "зеланДов" трансформировалась в "зеланТов".
Вероятнее всего, местное ["финно-угорское"] население не совсем комплементарно восприняло возникшее "иудейское" единение. Возможно к этому были какие-то причины экономического характера - например, определенные преференции единоверцам-"чувашам" от поселенцев-"торгашей". И это, как не раз наблюдалось в истории торговых путей, послужило причиной сожжения "местными" торгового городка "змей"-"зелантов" и почти полного уничтожения его жителей.
После этого, что вполне объяснимо, торговля и связанный с ним экономический оборот в месте уничтожения "торгового городка" попросту прекратился, что весьма негативно сказалось на "местном" населении.
И только видимо после налаживания отношений с "торговцами"-"змеями/зелантами", предполагавшая по обычаям тех времен определенных действий со стороны "виновников", - ситуация в Казанских местах нормализировалась. Что весьма и весьма позитивно сказалось для истории Казани, коли Зелант (ставший со временам "Зилантом"), увенчанный зубчатой короной дракон на птичьих лапах с крыльями и змеиным хвостом, - изображается из покон веков на Казанском гербе.
Такая вот поучительная легенда из Казани - о вреде конфликтов в разнородном социуме и пользе межконфессионального мира.

конфликтология, стратегия, Нац.безопасность, нац.вопрос, социология, "Русский мир", клерикализм, эзотерика, проекты, история, образование, Ближний Восток, Каскад, позитив, Россия

Previous post Next post
Up