В посте
https://prajt.livejournal.com/1359516.html?view=3591068&act=cAdd#t3591068очень хорошо собраны все данные про "Священный Вертеп" - "Пещеру Рождества Господа Иисуса Христа". Но эти данные практически лежат на поверхности : в туристических и библейских справочниках. Чтобы люди не особо копались в этих древностях и питались многократно обработанной информацией. А в этой пещере есть где покопаться.
Поэтому я в том посте оставил свой комментарий, который привожу ниже.
" В данном тексте всё, что написано, можно почерпнуть из библейских и туристических справочников.
Но с чем нельзя согласиться, так с этим пассажем:
... Что это была за пещера и кому принадлежала неизвестно. Скорее всего она была естественного происхождения, а позднее ее приспособили для хозяйственных нужд, в том числе для содержания домашних животных...
Чтобы многое понять в библейской и новозаветной истории надо прочитать всю Библию (и не раз), и потом стараться удерживать все сведения для их постоянного сравнения.
Эта пещера принадлежала роду царя Давида.
Для этого есть следующие сведения.
Вот, что говорится в Первой книге Царств, в главе 20.
4 И сказал Ионафан Давиду: чего желает душа твоя, я сделаю для тебя.
5 И сказал Давид Ионафану: вот, завтра новомесячие, и я должен сидеть с царем за столом; но отпусти меня, и я скроюсь в поле до вечера третьего дня.
6 Если отец твой спросит обо мне, ты скажи: «Давид выпросился у меня сходить в свой город Вифлеем; потому что там годичное жертвоприношение всего родства его».
Во первых, значит в Вифлееме было определенное место, где род Давида делал годичное жертвоприношение. То есть был некий культ, в котором приносились жертвы. И об этом было известно царю Саулу и другим иудеям.
Во вторых можно предположить, что это было место укрытое, чтобы его нельзя было (или очень трудно) осквернить. Отсюда напрашивается предположение, что это может быть пещерой, которую не так просто обнаружить, ведь вход в нее можно замаскировать камнями и землей.
В третьих это место должно быть просторным, чтобы там могли уместиться все родичи.
Жертвы в те времена приносились домашним скотом и птицами. Смотри в Библии описание жертвоприношений Авраама на горе Мориа, в храме Соломона и во времена Ирода Великого.
Отсюда и помещение яслей в пещере.
Теперь дальше.
Вот , что написано в Евангелии от Луки:
«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сирией . И пошли все записываться, каждый в свой город» (Лк. 2:1-3).
В двух Евангелиях от Матфея и от Луки мы находим родословие Господа Иисуса Христа по плоти. Оба они одинаково свидетельствуют о происхождении Господа Иисуса Христа от Давида и Авраама.
Именно поэтому Святая Семья должна была прибыть в город Вифлеем, откуда происходили родА Божьей Матери и святого Иосифа-Обручника. Они разместились в этой пещере не из-за того , что им не нашлось места в гостинице, (как об этом написал евангелист, благочестиво представив Святую Семью бедными путешественниками), а по праву происхождения, заняв родовое святилище царя Давида.
И я думаю, что во времена евангельских событий, это место было далеко не "затрапезного" вида, как его рисовали на средневековых иконах и картинах эпохи Возрождения.
Царь Давид, а за ним и царь Соломон вряд ли допустили бы в этом месте запустение.
О чем, мне кажется, догадывался Санро Ботичелли. Он изобразил и навес, и ясли, и отдельно пещеру, и даже прикрывающие её камни. Смотрим его картину. "