Ставлю и ставлю этот пост в свою ленту.
Иначе не могу выразить свое восхищение
этим человеком.
АЛЬБЕРТ ШВЕЙЦЕР
В далеком 1973 году мне попала в руки книга Б.Носика из серии ЖЗЛ «Альберт Швейцер». Эта книга меня потрясла.
Оказалось, что 8 лет назад умер великий человек, а никто из моего окружения и не знал об этом. В книге в самом начале описана встреча трех профессоров, каждый из которых читает книгу Альберта Швейцера. Один читает книгу об органной музыке, другой читает книгу о тропических болезнях, а третий - книгу о посланиях апостола Павла. И к своему удивлению они устанавливают, что это один и тот же человек.
Потом я прочел ответ Швейцера на вопрос одного человека, который спросил его: «Вы зимой ездите в Европу, читаете лекции по философии и теологии, даете массу концертов игры на органе, а летом приезжаете сюда , в Африку и лечите афроканцев. Разве можно так жечь свечу своей жизни с двух концов?» Альберт Швейцер ответил ему: «Можно, если она длинная!»
Потом был фильм «О, счастливчик », в котором промелькнул портрет Альберта Швейцера, в соседстве с фото Мохатмы Ганди, на стене тюремной камеры, в которой сидит герой.
Потом вышла книга Альберта Швейцера «Культура и этика».
Потом еще и еще книги о нем и его.
Но мое восхищение не убывало и не увеличивалось. Альберт Швейцер навсегда занял место в моем сердце.
Я всегда помню этого красивого старика, который при всей своей занятости и известности мог помочь донести чемодан женщине на перроне, мог неожиданно встать на колено перед маленькой девочкой и поздороваться с ней.
Дети и животные любили его и в его присутствие льнули к нему.
Он был сама Доброта в действии.
Дальше немного фактов из его жизни и несколько фотографий этого поистине великого учителя человечности.
ШВЕЙЦЕР, АЛЬБЕРТ (Schweitzer, Albert) (1875-1965), теолог, философ, музыкант и врач. Родился 14 января 1875 в Кайзерсберге (Верхний Эльзас, в те годы территория Германии) в семье бедного лютеранского пастора. Детство провел в деревушке Гюнсбах в долине Мюнстера (близ Кольмара), с раннего возраста учился игре на органе, посещал реальное училище в Мюнстере, гимназию в Мюльхаузене.
В 1883 поступил в Страсбургский университет, где слушал лекции В.Виндельбанда. По окончании университета защитил диссертации на соискание степеней доктора философии (1899) и лиценциата теологии (1900). Габилитационную (т.е. дающую право на преподавание) работу по теологии защитил в 1902. Во время учебы регулярно наезжал в Париж, где брал уроки игры на органе и фортепьяно. В Страсбурге много играл на органе в церкви св. Вильгельма. Увлекался музыкой И.С.Баха и Р.Вагнера. Играл на органах в Берлине, Париже и других европейских городах.
В автобиографии, вышедшей в 1931, Швейцер писал:
«Однажды утром в Гюнсбахе я сказал себе, что до тридцати лет считаю себя вправе читать проповеди, заниматься наукой и музыкой, но после этого рубежа посвящу себя непосредственно служению людям».
Швейцер никогда не участвовал в «общественной» деятельности, мыслил себя вне существующего реального мира и не стремился его изменить; он создал собственную картину мира - такого, в каком он мог бы жить в соответствии с собственными представлениями.
К тому времени, когда Швейцер достиг 30-летнего возраста, он был известным теологом, педагогом и проповедником, признанным знатоком И.С.Баха и органостроения. Тем не менее он оставил свои любимые занятия и приступил к изучению медицины.
На долгие годы его лозунгом стало: «Сначала я должен вылечить людей, а уж затем нести им слово Божье».
Окончив курс на медицинском факультете Страсбургского университета (1905-1912), Швейцер получил степень доктора медицины (1913, тема диссертации - Психиатрическая оценка личности Иисуса) и, собрав минимальные средства на организацию санитарной станции, отправился в Африку. В 1913 ему удалось создать больницу в селении Ламбарене на реке Огове во французской колонии Французская Экваториальная Африка (в провинции Габон, в ту пору Французское Конго, впоследствии - Республика Габон).
Во время Первой мировой войны как эльзасец, а следовательно германский подданный, был интернирован и отправлен в лагерь во Францию. В 1918 - после перехода Эльзаса - Лотарингии в состав французского государства - Швейцер принял французское гражданство. Некоторое время выступал с органными концертами и лекциями в Европе, собрал средства, позволившие ему расплатиться с долгами, поправил пошатнувшееся во французских лагерях здоровье, возобновил работу над философскими трудами.
Особенно популярным Швейцер был в Швеции, где на его лекции стекалось множество людей со всех концов страны. С этого времени начался своеобразный «культ Швейцера», благодаря которому на протяжении многих лет удавалось поддерживать деятельность больницы в Ламбарене. Экономии средств способствовал подчеркнуто спартанский образ жизни Швейцера.
В 1923 вышла начатая еще в Габоне книга Культура и этика, в которой мыслитель высказал главную свою идею.
В феврале 1924 мыслитель вновь отправился в Африку.
Полностью разрушенную больницу пришлось строить заново и в другом месте, однако на этот раз у Швейцера было больше добровольных помощников. Вскоре прибыло несколько врачей и медсестер из Европы.
Все, кто прибывал на работу в Ламбарене, отказывались получать жалованье или какое-либо другое вознаграждение.
В июле 1927 Швейцер вернулся в Европу, где продолжил чтение лекций и концертную деятельность. В Европе его ожидало признание, присуждение почетных премий и званий крупнейшими университетами.
На Гётевскую премию Швейцер построил дом в Гюнсбахе, который стал местом отдыха персонала Ламбарене, а впоследствии мемориалом мыслителя.
В течение 1930-х годов он неоднократно выезжал в Африку, следя за постоянно расширявшейся больницей.
Швейцер смог вернуться в Европу только в 1948, пробыв в Ламбарене десять долгих лет. В 1950-х годах мыслитель начал пользоваться поистине мировой известностью - его именем называли учебные заведения, улицы и даже корабли.
В 1953 Швейцер стал лауреатом Нобелевской премии мира 1952 года, на полученные средства построил рядом с Ламбарене деревушку для прокаженных.
В 1957 выступил с «Обращением к человечеству», призвав правительства прекратить испытания ядерного оружия, и в дальнейшем не прекращал напоминать об атомной угрозе. После того как Швейцер в 1959 навсегда уехал в Ламбарене, больничный городок стал местом паломничества множества людей со всего мира
Умер Швейцер в Ламбарене 4 сентября 1965.
Высказывания:
Личный пример - не просто лучший метод убеждения, а единственный.
Я - жизнь, которая хочет жить, в гуще других жизней, которые хотят жить!
Человек, отныне ставший мыслящим, испытывает потребность относиться к любой воле к жизни с тем же благоговением, что и к своей собственной. Он ощущает другую жизнь как часть своей.